Дороги и транспорт Город не для велосипедистов: крути как хочешь (фоторепортаж)

Город не для велосипедистов: крути как хочешь (фоторепортаж)

Корреспонденты объехали город на велосипеде и на своем опыте поняли, что мешает ездить на нем в жару на работу

Весной этого года законодатели сделали маленький шаг навстречу велосипедистам — с 15 апреля действует поправка в ПДД, дающая право ездить по полосам, выделенным для общественного транспорта. Велодорожек на улицах нет совсем и корреспондент НГС.НОВОСТИ на себе ощутил это неудобство — машины лихо проносятся мимо буквально в нескольких сантиметрах, а езда по обочине — удовольствие не из приятных из-за большого количества пыли и камней.

Несмотря на отсутствие велодорожек, на улицы Красноярска ежедневно выезжают сотни велосипедистов. Постоянно рискуя быть сбитыми, красноярцы резво курсируют прямо по дорогам. Менее смелые вынуждены ездить по тротуарам, считая колесами бордюры и обруливая пешеходов. В прошлом году велоактивисты добились включения сети велодорожек в городской генплан, однако, как признали в мэрии, появится она не раньше 2019 года — проект пока лишь разрабатывается. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ с утра до вечера прокатались на велосипедах, чтобы найти идеальное место в городе для кручения педалей.

Двигаясь по оживленным центральным улицам, лишь в редкие минуты автору удавалось ехать спокойно и безмятежно — над головой постоянно висит риск быть сбитым. Однако в ГИБДД заверили, что в аварии велосипедисты попадают крайне редко: с января по май 2015 года в Красноярске было зафиксировано всего 2 ДТП с их участием — оба пострадали, но остались живы.
Еще в сентябре 2014 года глава Красспорта Сергей Кочан озвучил идею создания в центре города велокольца: ул. Горького призвана соединить набережные Енисея и Качи с беспрепятственным выходом на вантовый мост. Но во время езды по Горького корреспонденту пришлось максимально сконцентрировать внимание, чтобы не влететь в машину, сдающую назад, или внезапно открытую дверь — обочины представляют собой сплошную парковку…
…а на набережной Качи ровная и пригодная для катания дорожка периодически прерывается — прокатиться по ней целиком не получилось, не ныряя под многочисленные мосты. Когда в городе появится велокольцо и кто будет этим заниматься — пока неясно. «Территории, через которые оно могло бы пройти, закреплены за разными ведомствами и учреждениями», — сказал представитель Красспорта Дмитрий Костюнин.
26-летний операционист ломбарда Виталий передвигается на велосипеде в основном по дорогам — за день накатывает до 30 км, но на велосипед садится лишь в сухую погоду. «Хуже всего — пересекать мосты: много выхлопов и пыли, на улицах пыли мало, но напрягает тополиный пух», — вздыхает он.
Ездить по тротуарам более безопасно, но то и дело приходится спешиваться — через каждые 100–200 м встречаются бордюры, причем часть из них настолько велики, что преодолевать их на ходу никакого удовольствия не доставит: есть риск повредить либо копчик, либо вилку велосипеда.
На оживленных улицах ездить по тротуару мешает множество беспорядочно припаркованных авто — порой приходится сбавлять скорость, а то и вовсе слезать с велосипеда. На дороге же большинство водителей уступают и ездят вполне вежливо, лишь особо ретивые проносятся настолько близко, что зеркало заднего вида едва не задевает руль велосипеда.
«Водители не любят велосипедистов и относятся к ним пренебрежительно, — сетует 19-летняя студентка София. — Я их боюсь и, несмотря на массу неудобств, езжу по тротуарам. Велосипед — мое основное средство передвижения по городу. Люблю пересекать центр вдоль, а пока не начали конкретно ремонтировать Свободный — там было любимое место для велопрогулок: улица перекрыта, машин нет».
Как рассказали в Красспорте, специализированные велодорожки есть лишь в 2 местах — примерно 15 км на о. Татышев (от 4 до 10 м шириной) и около 3 км на левобережной набережной (2 м шириной). Однако чтобы спуститься с верхнего на нижний ярус набережной в районе краевого Дворца бракосочетаний, велосипедисту придется проявить сноровку…
…прокатив своего железного коня по кромке огромной лестницы, либо попросту спустить его на руках. Для велосипедистов спуски в несколько сотен ступенек абсолютно не приспособлены.
По пути на о. Татышев корреспонденты НГС повстречали двух улыбающихся пенсионерок — 65-летнюю Людмилу Васильевну и 60-летнюю Светлану Алексеевну. Женщины рассказали, что велосипеды в прокате им дают бесплатно, но не больше, чем на час: «По 3 раза в неделю берем, за час успеваем 3 круга по острову сделать. Мы только здесь катаемся, в городе опасно».
Татышев по праву можно назвать самым велосипедным местом Красноярска — каждый день он притягивает тысячи велосипедистов. Способствуют этому многочисленные пункты проката, длинная сеть широких велодорожек и безопасность катания.
25-летняя преподаватель английского языка Ольга островом не ограничивается — душные маршрутки девушка сменила на велосипед несколько лет назад и объездила на нем весь город. «Езжу по дорогам, по крайней правой полосе, лишь особо опасные участки — мосты, развязки — объезжаю по тротуарам. Стараюсь соблюдать ПДД, но однажды неосознанно поехала в запрещенный поворот и задела великом машину».
В сентябре 2014 года активисты движения «Городской велосипед» добились включения велодорожек в генплан Красноярска: для этого им удалось с января собрать 1390 подписей за включение их в комплексную транспортную схему. По словам пресс-секретаря департамента градостроительства мэрии Оксаны Покаместовой, первая очередь велодорожек рассчитана к 2019 году, вторая — к 2033-му. Чиновники обещают создать единую сеть по всему городу, но подробностей пока не раскрывают — проект находится в разработке.
В 2014 году Красспорт совместно с активистами установили около 50 велопарковок — на набережной, площади Революции, БКЗ, Татышеве и др. Заведений с собственными велопарковками пока не больше 4 десятков, а в бóльшую часть кафе и ресторанов с велосипедом попасть сложно — у входа его оставить негде, а внутрь заносить не разрешают.
«Крайне необходимо, чтобы у велотранспорта появилось свое пространство, чтобы исключить конфликты с пешеходами и автолюбителями. Многие отказываются от использования велосипеда в городе именно из-за боязни попасть в ДТП», — считает координатор общественного движения «Городской велосипед» Мария Быстрова. В качестве примеров идеальных для велосипедистов городов она назвала Копенгаген, Амстердам и Берлин.
Несмотря на существующие проблемы, велосипедистов в Красноярске становится все больше. Директор пункта велопроката на БКЗ Антон признался, что в будний день выдает в среднем по 200 велосипедов при цене в 200 руб. за час. — в выходные же количество клиентов возрастает почти вдвое.
Максим Косов

Фото Артема Ленца
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства