Красноярец Дмитрий Тронин — фанат рельсового транспорта. Он заметил, что до сих пор нет референсов и какой-то конкретики о том, каким будет красноярский метротрам, который наконец-то начали строить в городе. Горожане до сих пор не понимают, что все-таки строят. Дмитрий пытался все объяснить в комментариях телеграм-канала NGS24.RU и решил написать серию разборов. Для начала он рассказывает, чем метротрам (то есть метро+трамвай) в целом отличается от «классического» метро. Приводим его мнение дословно.
— В большинстве новостей про строительство красноярского метро комментаторы не устают спорить о том, что же у нас всё-таки строят — метро, не метро, скоростной трамвай или метротрамвай, и о том, нужно ли нам это вообще.
Очевидно, что такие споры возникают во многом от дефицита информации и знаний, так как если метро многие хотя бы видели по телевизору, то что такое метротрам и чем он отличается от метро, большинство себе слабо представляют. В этом нет ничего удивительного — в России нет ни весомой истории создания таких систем, ни более расширенной классификации, чем Своды правил «Метрополитены» и Своды правил «Трамвайные и троллейбусные линии», а первая редакция СП «Линии легкорельсового транспорта» появилась только год назад.
Итак, согласно СП, метрополитен — это вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам. У нас же строят линию легкорельсового транспорта, а не классический метрополитен, или как его еще называют — тяжелый.
В мировой практике принята несколько иная терминология. Разобраться поможет книга американского инженера-проектировщика Вукана Вучика «Транспорт в городах, удобных для жизни». В ней очень понятно и структурировано представлена классификация транспорта:
1. Тип сообщения — местное, экспрессное, специальное и тому подобное. В нашем случае мы рассматриваем систему внутри одного города.
2. Технология — дорожный или рельсовый транспорт. Для городского рельсового транспорта приняты такие форматы:
Mass rapid transit (MRT) — соответствует нашему термину метрополитен. Сами системы на разных языках называются по-разному, не обязательно метро: Subway, Underground, U-bahn, Tunnelbana.
Medium-capacity system (MCS) — принят перевод «легкое метро», но точнее было бы «среднегабаритное метро». В России аналогов нет, но это фактически классический метрополитен, только в нем используется подвижной состав, отличающийся от стандартного — три-четыре вагона, меньший габарит. Например, это метрополитены Копенгагена, Катании, Брешии. Население двух последних меньше 200 тысяч, но есть метро. Это к тому, что наличие метро зависит от количества жителей — нет корреляции.
Light rail transit (LRT) — легкорельсовый транспорт. И вот здесь перевод «лёгкое метро» больше подходит, чем к предыдущему типу. Например, Metro do Porto.
3. Тип или категория приоритетности проезда — ROW (аббревиатура от right-of-way, право проезда). Это базовая инфраструктурная характеристика систем городского транспорта.
Категория ROW-А. Относится к полностью обособленным рельсовым путям и полосам движения, используемым исключительно вагонами или поездами общественного транспорта. Системы категории ROW-А всегда предполагают движение по направляющим, обычно рельсового типа, что, по определению, обеспечивает более высокие провозные возможности, надежность и безопасность в сравнении с общественным транспортом, работающим на улицах и дорогах.
Категория ROW-В. Охватывает примеры частичного обособления линий движения общественного транспорта. Обычно рельсовые пути (или полосы движения общественного транспорта) расположены в данном случае по осевой линии улицы с физическим отграничением от общего потока транспортных средств.
Категория ROW-С. Охватывает улицы и дороги со смешанным движением. Общественный транспорт движется вместе с автомобилями, тем не менее отстает вследствие того, что вынужден останавливаться для посадки и высадки пассажиров. Этот наши обычные автобусы и троллейбусы.
И вот в мировой практике есть не только четкое распределение ROW-A — метрополитены, а ROW-B — легкорельсовый транспорт (ЛРТ), но существуют и гибридные системы. Так, в легкорельсовых системах Оттавы, Севильи и Аддис-Абебы движение осуществляется полностью по обособленным линиям — метро, получается. Есть и обратные примеры. В классических метрополитенах Валенсии, Франкфурта, Брюсселя, Будапешта, Вены, Лос-Анджелеса, Бостона, Кливленда часть линий — линии ЛРТ. А в классическом метро Чикаго некоторые линии пересекаются с автомобильным потоком в одной плоскости — то есть уже не может считаться метрополитеном по российской терминологии.
Функционирование в рамках одной системы линий ROW-A и ROW-В говорит о том, что по своим техническим характеристикам ROW-В приближается к ROW-A.
Комбинация Light rail transit c приоритетом ROW-В — это то, что строят в Красноярске (но первая очередь — как раз ROW-A). При этом, на мой взгляд, неправильно считать нашу систему чем-то неполноценным в сравнении с тяжелым метрополитеном. Более того, в нашем случае легкий рельс более предпочтителен. И, безусловно, линия скоростного рельсового транспорта в Красноярске необходима, особенно в формате хорды при кольцевой городской электричке. Такой линией мог бы стать правобережный трамвай, но я уже писал о том, чего ему не хватает. Важно отметить, что магистральный рельсовый транспорт не является средством борьбы с заторами. Если посмотреть топ-10 российских городов по среднему времени нахождения в пробке, первое, второе, пятое, шестое и седьмое места — у городов с развитыми метрополитенами. Рельсовый транспорт — это прежде всего сервис для пользователей общественного транспорта (которым я и сам являюсь), позволяющий двигаться мимо пробок.
В следующих публикациях — с обзорами аналогичных систем, подвижного состава, маршрутной скорости, стоимости строительства, движения в сложном рельефе и перспектив развития — постараюсь раскрыть преимущества легкого рельса для Красноярска.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — Новости Красноярска и в нашей группе во «ВКонтакте» НГС.НОВОСТИ Красноярск. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.