Общественный транспорт Красноярска — еще одна из часто обсуждаемых горожанами тем, которые каждый день перемещаются по столице края с помощью автобусов, трамваев и троллейбусов. А с недавних пор — еще и на городских электробусах. Власти считают, что экологичный транспорт поможет снизить нагрузку на воздух в Красноярске. Корреспондент NGS24.RU и верный пассажир автобусов Руслан Руденко отправился в путь на электробусном маршруте №1 с конечной в своем родном Северном до конечной в «Тихих Зорях». Вот какими впечатлениями о новом виде транспорта он поделился.
До изначальной точки — остановки «Станция Красноярск-Северный» — я добираюсь на том же электробусе №1 маршрута, на котором я в дальнейшем отправлюсь на правый берег города. Уже на остановке «Детская поликлиника», что рядом с моим домом, машина была практически полностью пустой. Кондуктор почему-то смутилась, что я поеду до последней остановки, с учетом такой короткой дистанции.
На «Урванцева» в опустевший электробус заходит крупная женщина, которая бомбардирует кондуктора вопросами по поводу самого транспорта и, почему-то, улицы Шумяцкого. Кондуктор, в свою очередь, устало ей отвечает, что электробус работает на городских дорогах уже на протяжении последних нескольких месяцев, а в части ответа по поводу Шумяцкого их разговор переходит на совсем неразборчивый тон благодаря подсвистывающему звуку в салоне электробуса. Шум этой машины позже замечу не только один я.
На выходе у конечной остановки ощущаю все прелести нынешней позднеапрельской погоды в Красноярске. Пронизывающий ветер, хмурые тучи на небе — всё, как мы любим. Электробус на моих глазах уходит на подзарядку, а водитель с кондуктором отправляются на перекус.
По моим ощущениям, на заряжание транспорта уходит ощутимо больше, чем 15 минут: возможно, что даже все полчаса. За это время мимо меня проезжают несколько автобусов и троллейбусов различных маршрутов — № 5, 8, 12 и 99. Невольно чувствуешь себя персонажем из песни «Одесса» Владимира Высоцкого. Все уезжают в сторону Водников, Цимлянской и Гремячей гривы с Удачным — «но мне туда не надо».
Наконец, подзаряженный электробус вальяжно подъезжает к остановке. Перекидываемся парой фраз с кондуктором.
— Катаешься, что ли? — спрашивает женщина.
— Ага. По долгу службы, — отвечаю ей.
Короткий диалог навевает воспоминания о школьных годах, когда поездка до конечной остановки на автобусном маршруте, которым ты не пользуешься, была сродни небольшому приключению. В силу понятных причин, окружающий мир тогда казался гораздо менее масштабным в своих размерах.
Что первым бросается в глаза при входе в салон — грязь на окнах машины. При этом, обивка на сидениях чиста и опрятна, голосовой информатор, который объявляет остановки, работает исправно, терминалы для оплаты проезда картами, вроде, тоже не сбоят.
Есть еще второй момент, на который обращаешь внимание при движении электробуса. Это звук, который отдаленно напоминает то ли глухой свист, то ли скрежет. Российские власти и в частности московские рекламируют этот вид транспорта, в том числе и как «бесшумный», но заверю: по моему скромному мнению, его таким назвать точно нельзя.
Посадочные места электробуса заполняются лишь на Октябрьской. В какой-то момент в салон проходят пара женщин с маленькой девочкой. Пожилая дама обращает внимание на громкий писк, который доносится от дверей электробуса при их закрытии — говорит, что если слушать этот звук постоянно, работая на транспорте, то так и оглохнуть можно. Кондуктор в ответ усмехается — ей это явно нипочем. Тем временем, плавность хода электробуса периодически нарушается разрушениями на красноярских дорогах, от наезда на которые салон слегка потряхивает.
Уже в районе Цирка и Затона салон начинает ощутимо пустеть — маршрут приближается к своей завершающей стадии. Пока все люди не разбежались, пользуюсь моментом и снова перебрасываюсь парой фраз с кондуктором: спрашиваю её, как ей новый вид транспорта, и верит ли она, что лет через 5–10 электробусов в Красноярске станет ощутимо больше? У женщины нареканий к машине не возникает, но вот насчет второго вопроса она настроена уже скептичнее. Впрочем, мы оба соглашаемся на идее, что хоронить городской электротранспорт еще точно рановато.
Есть еще один момент, который мне, как пассажиру общественного транспорта со стажем, показался крайне неудобным. Речь идет о креслах в задней части салона, которую вы видите на фотографии ниже. Они расположены так близко по направлению к противоположным к тебе креслам, что ваши ноги довольно ощутимо близко будут к ногам соседа напротив. Как так вышло — не совсем понятно, потому что я уверен, что при разработке конструкции салона явно проводились какие-то тесты по рассадке людей и расстояниям между ними.
Читателей прошу понять меня тут правильно: вопрос лишь в банальном комфорте для другого человека и вас лично.
Наш уже практически полностью пустой электробус подъезжает к конечной в «Тихих Зорях». К моменту выхода из транспорта на улице слегка распогодилось: выглянуло солнце и стало ощутимо теплее. Машина лениво отправляется на стоянку.
Говоря кратко о своих впечатлениях, как пассажира: мне безусловно нравится, что электробус не дымит выхлопами в городской воздух, который и без этого находится под довольно серьезной промышленной нагрузкой. Сам новенький вид транспорта тоже выглядит приятно и радует глаз. Но момент с крайне неудобными креслами для пассажиров в задней части салона меня откровенно смутил, признаюсь. Про более мелкие огрехи в виде грязных окон упоминать лишний раз не буду, так как эта проблема решается куда легче, чем особенности конструкции салона. О большем пока что судить не берусь — электробусы для Красноярска пока что все еще в диковинку. Я точно поддержу, если такие машины заменят автобусы, которые оставляют за собой длинные и черные следы выхлопов.
Мнения красноярцев
В январе 2024 года наши журналисты прокатились по тестовому маршруту электробуса. Тогда он курсировал между Студгородком и Утиным плёсом. Мы интересовались у наших читателей, что они думают по поводу будущего такого транспорта. Поделимся мнением наших комментаторов.
— Всё, что питается от химических аккумуляторов, не только не экологично, но и много вреднее даже ДВС. Это — производство аккумуляторов, их недолгий срок службы и дальнейшая дорогостоящая утилизация. Лучший путь — троллейбус и трамвай! — указывал на антиэкологичность электробусов читатель под ником Добрейший человек.
— Всё это вау, ровно до момента замены батареи, который наступит очень быстро, — предрекал на провал затеи анонимный комментатор.
— Дороги нашего города... Представьте путь в микрорайон Солнечный, там в гору и в гору надо идти! Какая батарейка электробуса справится? Трамвай будет лучше всего, — выражал скепсис другой аноним.
Но были и такие читатели, которые настроены оптимистично по поводу перспектив работы электробусов в Красноярске.
— За электробусами будущее не только в Красноярске, но и в России в целом. Это экологичный транспорт, такой же как и трамваи, — указывал читатель под псевдонимом Красноярец правобережный.
— Однозначно [нужны] электробусы: дешёвая электроэнергия и отсутствие контактных сетей, а также новый — уровень комфорта и обслуживания, — вторил ему аноним.
— <...> Электробус — это и есть вполне логичное развитие троллейбусов. Зачем усыпать весь город проводами, когда можно без них? — предположил другой анонимный читатель.
В начале апреля 2024 года наши коллеги из MSK1.RU разбирались в проблемах общественного транспорта всей России и рассказывали о путях их решений.
Вы бы продали свой личный автомобиль, если бы общественный транспорт Красноярска для вас был удобнее, быстрее и дешевле?
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.