Госэкспертиза в сфере археологии и истории разрешила продолжить стройку метро на площади Революции. Сейчас рабочие хотят проложить инженерные сети к монтажному котловану.
Это следует из нового акта экспертов, который опубликовали на сайте службы по госохране объектов культурного наследия Красноярского края. Специалистам предоставили обновленный и уточненный план спасательных работ для сохранения древних артефактов, которые обнаружили в границах археологического памятника «Красноярск. Новобазарная площадь».
— Представленный на экспертизу раздел проектной документации выполнен с учетом презумпции сохранения объекта культурного (археологического) наследия в его естественной среде, в случае такой возможности. Мероприятия по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия (спасательные археологические полевые работы), обоснованы и достаточны, — указано в заключении экспертизы.
Границы работ метростроителей пересекаются с границами археологического памятника «Красноярск. Поселение Новобазарная площадь», где сейчас расположена площадь Революции. Памятник ценен многослойностью и содержанием материалов раннего голоцена, а также культурных слоев исторического Красноярска. Один из культурных слоев датируется мезолитом — это восемь-девять тысяч лет до нашей эры.
По планам метростроителей, станция «Площадь Революции» расположится буквально в сердце города, неподалеку от здания правительства края. Артефакты исследователи обнаружили в этих местах еще в 2020 году. Летом и осенью 2023 года специалисты дополнительно обследовали территории на границах работ метростроителей и памятника археологии.
Эксперты нашли целый ряд предметов старины: бронзовую пряжку с гербом и надписью «СС ЖД», которая предназначалась рабочему-строителю Средне-Сибирской железной дороги и датируется концом XIX века, фрагменты фарфоровой, стеклянной, гончарной, глазурованной посуды, колотые кости диких животных и другие артефакты.
В середине октября 2023 года схожая ситуация возникла и на месте будущих работ по стройке станции метро «Улица Карла Маркса». Границы работ в этом месте пересекаются с еще одним памятником археологии «Красноярск. Поселение Геологическое», взятым под госохрану.
Пресс-служба госпредприятия «Центр транспортной логистики» (ЦТЛ) в октябре 2023 года поясняла NGS24.RU, что замечания экспертов-археологов не должны повлиять на итоговую дату появления метро в Красноярске. ЦТЛ заказало проектные и строительно-монтажные работы по созданию метротрама Красноярска.
— <...> У нас археология идет практически параллельно со стройкой. <...> Переживать и удивляться тут нечему, у нас город исторический, предполагалось, что в центре города много находок. Поэтому пока это некритичная информация. <...> Мы оперируем всегда одним сроком контракта на 2026 год. [Этот срок] не меняется на сегодняшний день, — пояснили нам тогда в ЦТЛ.
30 ноября 2023 года депутат ЗС края Алексей Бойков сообщал об отправлении метростроителей в отпуск до конца года — якобы в связи с приостановкой работ. Причина приостановки, по информации депутата, связана с проблемами проектной и разрешительной документации. В компании «Моспроект-3», готовившей проект строительства метро Красноярска, нашей редакции опровергли эту информацию. Но в этот же день субподрядчик метростройки — «Бамтоннельстрой-Красноярск» — подтвердил наличие проблем и обвинил в ситуации «Моспроект-3». Ранее строители метро в Красноярске жаловались на задержку зарплат. Деньги не выдавали две недели.
Наша редакция также выясняла, что при строительстве метро в Красноярске могут снести 60 различных зданий.
Метростройка в Красноярске не обходится и без уголовных дел. 14 сентября 2023 года Железнодорожный районный суд вынес приговор политику и бизнесмену Олегу Митволю по делу о мошенничестве в особо крупном размере на проектировке и стройке подземки. Под уголовные дела, связанные с метро, попали и экс-премьер края Юрий Лапшин, экс-министр транспорта края Константин Димитров, и бывший глава Краевого транспортного управления Константин Мандров. Все публикации на эту тему мы собираем в отдельном сюжете.