Государственная экспертиза в сфере истории и культуры высказалась против проведения работ по строительству будущей станции метро «Площадь Революции» в центре Красноярска.
Это следует из акта, опубликованного 21 ноября 2023 года на сайте службы по госохране объектов культурного наследия края. В акте указано, что работы по прокладке инженерных сетей к монтажному котловану на Революции не следует начинать, так как границы работ пересекаются с границами археологического памятника «Красноярск. Поселение Новобазарная площадь». Памятник ценен многослойностью и содержанием материалов раннего голоцена, а также стратифицированных культурных слоев исторического Красноярска. Один из культурных слоев датируется мезолитом — это восемь-девять тысяч лет до нашей эры.
К выводам о необходимости приостановки работ 22 ноября 2023 года пришел иркутский специалист-археолог Сергей Пержаков. Экспертизу заказал Сибирский федеральный университет.
По планам метростроителей, станция «Площадь Революции» расположится буквально в сердце города, неподалеку от здания правительства края. Впервые артефакты истории исследователи обнаружили в этих местах еще в 2020 году. Летом и осенью 2023 года специалисты дополнительно обследовали территории на границах работ метростроителей и памятника археологии.
Эксперты ранее находили целый ряд предметов старины: бронзовую пряжку с гербом и надписью «СС ЖД», которая предназначалась рабочему-строителю Средне-Сибирской железной дороги и датируется концом XIX века, фрагменты фарфоровой, стеклянной, гончарной, глазурованной посуды, колотые кости диких животных и другие артефакты.
Границы памятника археологии, взятого под госохрану, частично пересекаются с границами зоны работ по прокладыванию инженерных сетей к монтажному котловану на Революции. Поэтому эксперт констатировал, что работы в месте пересечения невозможны. Метростроителям теперь нужно понять, как можно разрешить эту проблему, сохранив археологически-исторический памятник и продолжив работы по возведению и подготовке котлована.
В середине октября 2023 года схожая ситуация возникла и на месте будущих работ по стройке станции метро «Улица Карла Маркса». Границы работ в этом месте пересекаются с еще одним памятником археологии «Красноярск. Поселение Геологическое», взятым под госохрану в 2023 году.
NGS24.RU запросил комментарий у пресс-службы краевого госпредприятия «Центр транспортной логистики» (ЦТЛ). Это учреждение заказало проектные и строительно-монтажные работы по созданию метротрама Красноярска. Представители ЦТЛ не смогли прокомментировать вопросы нашего издания в связи с доводами госэкспертизы, сославшись на отсутствие сотрудника на месте. Ранее, комментируя ситуацию со схожими претензиями археологов и историков к грядущей стройке на Карла Маркса, пресс-служба поясняла, что выводы специалистов на итоговый срок постройки метро в 2026 году не повлияют.
— <...> У нас археология идет практически параллельно со стройкой. <...> Переживать и удивляться тут нечему, у нас город исторический, предполагалось, что в центре города много находок. Поэтому пока это некритичная информация. <...> Мы оперируем всегда одним сроком контракта на 2026 год. [Этот срок] не меняется на сегодняшний день, — пояснили нам тогда в ЦТЛ.
NGS24.RU 22 ноября 2023 года рассказывал, что метростроители построили монтажный котлован на месте будущей станции «Улица Шахтеров». 27 ноября 2023 года просочилась информация о двухнедельных задержках зарплат строителям метро. Наша редакция также выясняла, что при строительстве метро в Красноярске могут снести 60 различных зданий.
Метростройка в Красноярске не обходится и без уголовных дел. 14 сентября 2023 года Железнодорожный районный суд вынес приговор политику и бизнесмену Олегу Митволю по делу о мошенничестве в особо крупном размере на проектировке и стройке подземки. Под уголовные дела, связанные с метро, попали и экс-премьер края Юрий Лапшин, экс-министр транспорта края Константин Димитров, и бывший глава Краевого транспортного управления Константин Мандров. Все публикации на эту тему мы собираем в отдельном сюжете.