Год назад в Красноярском крае закупили 82 новых автобуса, из которых 56 достались краевому центру. С февраля этого года они работают на маршрутах. Всё это время на поручнях автобусов висят терминалы для бесконтактной оплаты, однако они до сих пор не включены. При этом точно такие же валидаторы в троллейбусах давно запущены в дело. Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева разбиралась, почему полезные девайсы катаются просто так.
Машины, о которых идет речь, появились по программе губернатора края «Новый автобус». Смысл этой программы в том, что подвижной состав для государственных предприятий-перевозчиков закупают на бюджетные деньги (обычное дело), а потом презентуют новинки так, будто это какой-то личный подарок губернатора жителям.
В сентябре 2022 года в край пришли 82 «губернаторских» автобуса на общую сумму более 1,2 миллиарда рублей (госконтракты: один, два, три). В условиях закупки было указано украшение автобусов наклейками «губернаторской программы».
А еще в закупке было прописано наличие стационарных валидаторов на поручнях, не менее трех в каждом автобусе.
Часть автобусов отправили в районы края, а 56 машин передали муниципальным перевозчикам Красноярска. В феврале они вышли на городские маршруты № 11, 12, 19, 52, 55, 56, 87, 95.
В июне этого года мы обратили внимание, что валидаторы на поручнях в этих автобусах всё еще не работают. Расплатиться картой можно только через переносной терминал, который держит в руках кондуктор. Когда автобус переполнен, то это неудобно, так как кондуктору нужно продираться сквозь толпу. В часы пик была бы очень кстати возможность приложить банковскую карту к девайсу на ближайшем поручне.
Мы спросили в департаменте транспорта Красноярска, почему же терминалы на поручнях катаются выключенными. Нам ответили следующее:
— Для стационарных валидаторов в новых автобусах, выпущенных на линии в этом году, требуется обновленное программное обеспечение с кодом защиты от мошенничества. Сегодня такое ПО находится в разработке. В будущем новое программное обеспечение позволит пассажирам рассчитываться не только по банковским картам, но и по социальным и транспортным. Существующие ПО не подходят под систему, которая установлена в таких валидаторах. Разработкой ПО занимается краевое государственное предприятие «Красноярскавтотранс», которое является официальным оператором в Красноярском крае по социальным картам, — сообщили нам в департаменте транспорта мэрии в конце июня.
Тогда же в официальном телеграм-канале дептранса появился пост про неработающие терминалы. Там тоже обещали сначала защитить личные финансы пассажиров, а потом уже включить валидаторы.
Версия про «код защиты от мошенничества» звучала убедительно, но возник вопрос — почему точно такие же валидаторы работают в троллейбусах? Разве там не нужна защита личных данных? В новых троллейбусах стационарные терминалы включили еще в декабре 2022 года.
Мы проконсультировались с представителем компании, которая занималась поставкой терминалов и разработкой ПО для коммерческих перевозчиков Красноярска. Специалист подтвердил, что в «губернаторских» автобусах и в новых троллейбусах одинаковые валидаторы с одинаковым предустановленным ПО.
— Автобусы и троллейбусы делают на разных заводах, но потом их дооснащают валидаторами, и они одинаковые для всех, и ПО на них стоит одинаковое. Почему в троллейбусах это ПО использовать можно, а в автобусах вдруг нельзя — непонятно. Терминалы на поручнях удобнее, чем онлайн-касса в руках кондуктора, они и разряжаются намного медленнее. Их можно включить прямо сейчас, а если потом появится какое-то более совершенное ПО, то ничего не помешает его установить, — пояснил специалист.
Мы снова обратились в дептранс и спросили про безопасность валидаторов в троллейбусах. Нас заверили, что они вполне безопасны. Мы еще больше озадачились: если безопасны, то почему же их в автобусах-то не включают?
Наконец, в начале августа в дептрансе нам признались, в чем дело. Терминалы на поручнях специально запустили только в троллейбусах, а не во всём транспорте, чтобы протестировать гаджеты на безопасность на небольшом количестве машин. Оказывается, всё это время муниципальное предприятие «Городской транспорт» следило за работой валидаторов на предмет каких-либо недочетов. Вот так мы и узнали, что пассажиры троллейбусов полгода работали подопытными кроликами.
К счастью, недочетов в работе валидаторов не выявили. Но поскольку уже в сентябре «Красноярскавтотранс» обещал начать тестировать новое ПО, то старое в автобусах решили уже не включать.
В самом ГПКК «Красноярскавтотранс» нам рассказали, что дептранс обратился к ним за разработкой ПО только в июне 2023 года. То есть примерно когда проблемой заинтересовались СМИ. Причем отличаться новое ПО от существующего будет лишь тем, что сможет читать не только банковские, но еще транспортные и социальные карты. А про «код защиты от мошенничества» речь уже не идет.
Итак, сентябрь наступил. В дептрансе говорят, что новое ПО уже тестируют «в удаленном режиме».
— Специалисты имеют доступ к валидаторам в лаборатории. Формируют компьютерную базу данных различных сценариев оплаты и возможных ошибок, — пояснили нам в департаменте.
А сами терминалы пока выглядят так же, как и раньше, — неработающими.
Согласны с автором?