Одиннадцать красноярцев не смогли вылететь в Сочи из-за овербукинга. Это ситуация, когда авиакомпания продает больше билетов, чем имеет реальных мест в самолете. Это делается для подстраховки и минимизирования затрат — вдруг кто-то из пассажиров не приедет на рейс.
О неприятной ситуации для пассажиров рассказала красноярский фотограф Татьяна Чиркова. На своей странице в запрещенной сети она пояснила, что купила билет на рейс 5 июня Красноярск — Сочи авиакомпании Nordwind. Но прибыв в терминал, она и еще 10 человек не смогли зарегистрироваться. При этом никто не опоздал.
— Сразу скажу, я не опоздала на рейс, я приехала к началу регистрации, как и все. Мне не повезло — это такая рулетка. С 7 утра до 11:30 мы были в выяснениях. Я не спала, я очень сильно устала, — делится она. — А самое интересное: нас попросили стоять и ждать, это заняло около часа. Сказали: «Подождите, сейчас придет регистрация, всех усадят, мы подумаем, что будем делать». В итоге самолет закрыли и сказали: «Вы знаете, все на своих местах. Но мы думали, вдруг кто-то не дошел».
В итоге, рассказывает, Татьяна, свободных мест на этот и последующие дни не оказалось. Люди начали скандалить. При этом, по словам девушки, воду ожидающим предложили только спустя два с половиной часа.
В итоге 10 человек поселили в гостиницу. А Татьяне нашли свободное место в самолете. Девушка предположила, что дело в том, что она спокойно разговаривала с представителями перевозчика. Ей повезло: новость пришла, когда она уже выбирала новый билет за свой счет.
Связаться с представителями авиакомпании во время написания новости не удалось.
В 2019 году в аэропорту Красноярска с такой ситуаций пассажирам, например, посоветовали кинуть монетку и выяснить, кто займет одно свободное кресло.
Что говорят юристы?
Таких случаев в России великое множество. Ранее наши журналисты поговорили с юристами в области воздушного права о законности действий авиакомпаний и узнали, почему так происходит и почему, увы, будет продолжаться.
Как говорит заместитель декана юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ, эксперт в институте воздушного и космического права Aerohelp Алексей Иглин, поймать перевозчика на овербукинге почти невозможно. На законодательном уровне в России, в отличие от стран ЕС, понятие не закреплено.
По его словам, даже в тех случаях, когда компания готова компенсировать стоимость неслучившейся поездки, есть основания обращаться в суд, поскольку в данной ситуации перевозчик не исполнил обязательства по перевозке.
— Никогда авиакомпания не скажет, что вот, на ваше место был продан еще один билет. Она и не обязана. Но поставит перед фактом: если вы не согласны на компенсацию, то вот есть вариант все-таки отправить вас в пункт назначения другим рейсом. И люди, как правило, соглашаются на это и не выясняют дальше, почему всё так случилось. И с правовой точки зрения ничего не зафиксировано. По сути, тут произошла некая сделка между пассажиром и компанией, что договор будет исполнен в каком-то другом формате. То есть тут даже нет каких-то возможностей уличить компанию в овербукинге. Причем, если обратиться в компанию, они ведь могут тысячу причин назвать: что какие-то технические неполадки были, вплоть до отговорок, — продолжает Алексей Иглин.
В тех ситуациях, когда человеку отказали в посадке на авиарейс, по мнению юриста, стоит торговаться: просить у авиакомпании большей компенсации, размещения в гостинице или бизнес-классе на следующем рейсе и ваучеры. Не поддаваться эмоциям и добиться максимально комфортных условий для себя.
Если же ожидание следующего рейса оказывается невозможным для пассажира, стоит собирать больше доказательств того, насколько негативно отражаются на нем все проблемы авиаперевозчика:
— Нужно доказать, что от этого рейса и времени зависели какие-то важные для пассажира дела. Собирать больше справок. Может быть, учеба, работа, какие-то личные обстоятельства. Лучше, если эта ситуация завязана на каких-то государственных органах власти. Допустим, пассажир учится и представил справку, что из-за переноса рейса не успел к началу сессии. Хорошо работают личные моменты — начало лечения, экстренные ситуации вроде похорон родственников. Такие доказательства могут пройти.
Он рассказывает, что отсудить большую компенсацию за нехватку места в самолете у авиакомпании не получится — дело, опять же, в законодательстве. Однако можно рассчитывать на сумму до 100 тысяч рублей.