Сейчас многие красноярцы недовольны общественным транспортом: людям не нравится уровень сервиса и качество техники. 20 лет назад всё было еще интереснее: требований к состоянию машин было меньше, а на дорогах можно было увидеть что угодно. Редакция NGS24.RU вспомнила автобусное разнообразие 90-х и начала 2000-х и рассказывает, на чем мы ездили в те годы.
ЛиАЗ-677
Этот автобус лучше всего запомнился жителям городов постсоветского пространства. ЛиАЗ-677 называли «луноходом» из-за необычного вида: часто автобусы были желтого цвета, а овальная форма и круглые фары дополняли сходство с космическим аппаратом. Было и более оскорбительное прозвище — «скотовоз». Возможно, так его называли из-за большой популярности, но относительно небольшой вместимости.
Годы массового выпуска «лунохода» — с 1967 по 1994 год. А годы наибольшей популярности пришлись на 1980-е и 1990-е. В начале 2000-х годов 677-е ЛиАЗы в городах России начали списывать из-за неэкономичности и старости машин. Но в некоторых городах они продолжали ездить и до конца 2010-х, например в Новосибирске последний автобус списали в 2015 году, а в Арзамасе Нижегородской области — в 2019-м. В Красноярске «луноходы» исчезли в 2006–2007 годах. Но последний экземпляр ходил в городе до конца 2008-го: он ездил по непопулярному маршруту № 22, на котором в те годы можно было уехать от «Спортзала» в поселок Индустриальный.
— У меня в микрорайоне Солнечный жили бабушка и дедушка. В детстве мы с мамой почти каждые выходные ездили к ним в гости на 61-м автобусе. Тогда по этому маршруту ездили старые желтые и красно-белые ЛиАЗы-677 с круглыми фарами. Вообще эти автобусы ходили по большинству маршрутов из Солнечного. В них было тепло зимой, а еще в салонах были очень удобные кожаные сидения, похожие на диваны. Я любила держаться за алюминиевые поручни впередистоящего сиденья. Летом в «луноходах» было безумно жарко. Я помню, что в последние годы в жару они ездили с открытой заслонкой радиатора, через который было видно работающий двигатель. Никогда не забуду этот звук, напоминающий звон бутылок. Когда автобусы заменили на новые, я сначала радовалась. Слишком уж ЛиАЗы древними казались, почти динозаврами. А потом стала скучать по ним, очень уж они были атмосферные, — вспоминает читательница NGS24.RU Марина.
— В таких автобусах я застал еще компостеры, через которые надо было пробивать билет. Эти штуки работали примерно до середины 1990-х, помню, что на них была облезлая краска. Потом я говорил родителям, что их надо пробить, но мне отвечали, что это уже не нужно. Билеты начали продавать кондукторы в автобусах. Но иногда мне даже разрешали пробить билет, потому что это было забавно, — вспоминает красноярец Роман.
Ikarus 260/280
Это городской автобус прошлых лет, который мог поспорить по популярности с 677-м ЛиАЗом. Длинные венгерские автобусы с круглыми спаренными фарами тоже стали своеобразным ретромемом. Городские модели делились на две: короткие «Икарусы-260» и сочлененные «Икарусы-280» с гармошкой. Они отличались от «луноходов» большей вместимостью. Был и междугородний вариант — «Икарус 250».
Такие «Икарусы» выпускались с конца 1960-х годов и были очень популярны в позднем СССР и на постсоветском пространстве. В Красноярске их часто использовали на длинных маршрутах, например от Предмостной до Госуниверситета или от улицы Щорса до проспекта Свободный. И прожили они дольше старых ЛиАЗов: до 2012 года «Икарусы» использовали на сезонных маршрутах для дачников. Затем их списали, но на этом их красноярская история не закончилась.
В начале 2014 года последний «Икарус» появился на уже несуществующем маршруте № 79 (ДК «Кировский» — Рокоссовского). Журналистка NGS24.RU, будучи студенткой, специально караулила этот автобус на улицах, чтобы прокатиться на живой легенде. «Икарус» проездил на 79-м маршруте до лета 2015 года, а затем перевозчик его списал. А в 2018 году из-за «оптимизации» закрыли и сам маршрут.
На сегодняшний день в городе остался как минимум один «Икарус»: это междугородний автобус, который переделали в памятник. Он находится на территории КПАТП-7.
МАРЗ
Автобусы Мичуринского завода встречались в России довольно редко. Но в 2000-е годы в Красноярске их было много. Более того: часть из этих автобусов в нашем городе собирали.
В 1999 году в Красноярске было создано предприятие «Красноярский автобус». На территории судостроительного завода рабочие собирали салоны и ставили стекла на «мичуринские» автобусы, например в 2000 году было выпущено более 20 машин местной сборки. В 2001 году «Красноярский автобус» переехал на территорию муниципального транспортного предприятия № 6. К 2003 году компания выпустила 51 машину, более 40 из них поступили красноярским перевозчикам. Но предприятие просуществовало всего пару лет, и на этом история сборки автобусов в городе закончилась.
Сами МАРЗы ездили в Красноярске довольно долго — около 20 лет. В 2010-х их можно было увидеть на маршрутах № 1 и 43. Последние автобусы списали в 2018 году, когда мэрия организовала транспортную реформу и упразднила 1-й маршрут.
Красноярцы вспоминают МАРЗы с негативом. Люди рассказывают, что у этих автобусов был неудобный салон, внутри пахло соляркой, а двигатель очень громко работал.
— Это отдельная тема, такого дерьма я лично больше не видел нигде, — пишет пользователь на одном из транспортных форумов Красноярска.
— МАРЗы были исключительно плохо сделаны, адски ломались (в том числе и в прямом смысле), облезали и ржавели, были недолговечны — но и починять такие простые и дубовые автобусы было просто и дешево, — рассказывает автор блога на сайте drive2.
ПАЗ-672
Эти автобусы помнят многие. Маленькие автобусы с круглыми фарами были предтечей тех ПАЗиков, которые и до сих пор ездят по улицам Красноярска. Красноярцы вспоминают, что они ездили не только на коротких, но и на очень длинных маршрутах. Людей в них вмещалось мало, а салоны были неудобными — с высокими ступеньками и не очень хорошей амортизацией сидений.
В 1990-е годы на улицах Красноярска можно было встретить еще более необычную модификацию этой модели. Автобус БакАЗ-3219 делали на Бакинском заводе из рефрижераторов, которые в свою очередь изготавливали на базе 672-го ПАЗа. Например, такая маршрутка ездила на маршруте № 51 (Спортзал — Госпиталь ВОВ).
— Тогда на маршрутках ездило всё, что двигалось. КАвЗы с вечно трясущимися сцеплениями и холодом зимой в салоне. Пазики старые округлые, с воняющим выхлопом салоном и теплой печкой зимой. Труду водителя на них не позавидуешь. Сцепление, говорят, меняли раз в месяц в городском режиме. А тормоза в этих адских барбухайках были очень своеобразными, — вспоминает красноярец Дмитрий в паблике «Красноярск нашего детства».
Турецкие «Мерседесы»
В середине 1990-х в Красноярске появились автобусы Mercedes-Benz Türk O325. Эти машины выпускались на турецком заводе Mercedes и не были похожи на европейский транспорт. Интересно, что сборкой «Мерседесов» занимались и в Красноярске. Такой проект мэрия инициировала в 1997 году. На заводе автоприцепов в Сосновоборске успели собрать два автобуса, но из-за кризиса 1998-го сотрудничество с турецким заводом Mercedes прекратилось.
В Красноярске турецкие автобусы ездили до начала 2014 года. В последние годы их использовали только на сезонных «дачных» маршрутах.
А какие автобусы из детства или юности помните вы? Делитесь с нами в комментариях!
Если вам нравится узнавать новое про транспортную историю Красноярска, то почитайте наш материал о первом общественном транспорте в городе, а еще о том, как строились Октябрьский и Коммунальный мосты.