На прошлой неделе красноярцев всколыхнула новость, что власти за счет бюджета отремонтировали дорогу к дому мэра Владислава Логинова в коттеджном поселке Славянский и даже сделали там водопровод. Информацию распространил экс-чиновник и экс-кандидат на пост главы города Алексей Аксютенко. Прокурор края пообещал провести проверку. В самой мэрии заявили, что все работы делались по многочисленным обращениям жителей. Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева съездила в Славянский и разобралась, кто, что и почему сделал на самом деле.
Скандал
Кратко напомним, как развивался скандал. 7 декабря Алексей Аксютенко в своем телеграм-канале выложил пост о коттеджном поселке, где живет мэр и где «за счет бюджета были сделаны и дорога, и водопровод». Там же он прикрепил скриншот с сайта госзакупок о ремонте водопровода за 7 миллионов рублей по заказу «КрасКома».
А как раз на следующий день в Красноярске была запланирована пресс-конференция силовых ведомств для журналистов. Там корреспондент «8 канала» задал вопрос о законности благоустройства в Славянском прокурору края Роману Тютюнику. И получил ответ: «Ваш сигнал принят, с этого дня начнем проверять».
Далее эта новость разошлась по СМИ и соцсетям, вызвав много возмущений у красноярцев. Тот же «8 канал» сделал большой репортаж с таким заходом: «До 2003 года жители [Славянского] жгли керосиновые лампы и возили воду бочками с колонки на Маерчака. Вплоть до 2022 года ситуация тут не менялась. Но потом мэром Красноярска стал Владислав Логинов, у которого тут дом. И жизнь местных начала налаживаться».
С подачи Аксютенко все сравнивали микрорайон Славянский с другим районом частного сектора, который находится неподалеку на том же плато — вдоль улицы Пригорной. На Пригорной землю выделяли многодетным, и семьи там годами просят город провести им хоть какие-то коммуникации, а пока берут воду из колонки и ездят по распутице. Многие шутили, что надо и на Пригорную поселить какого-нибудь чиновника.
В мэрии пояснили, что между Славянским и Пригорной — существенная разница. В Славянском уже есть какая-никакая инфраструктура, которую всего лишь обновляют за относительно небольшие средства, а на Пригорной всё нужно строить с нуля за огромные деньги: 1,5 миллиарда рублей надо на дорогу и миллиард — на водопровод. К тому же из Славянского тоже было много обращений жителей.
Но скандал это не погасило. 9 декабря Аксютенко подлил масла в огонь, написав, что сотрудники администрации якобы ходят по домам жителей Славянского и уже постфактум собирают с них подписи за дорогу и водопровод, чтобы оправдаться перед прокуратурой. А 11 декабря Аксютенко заявил, что пиарщики мэрии подослали к нему в телеграм-канал нескольких жителей коттеджного поселка — писать комментарии, что мэр молодец.
Смотрим своими глазами
Мы приезжаем в Славянский 12 декабря. Дорога в микрорайон ведет только одна — от проспекта Котельникова в гору поднимается улица Маерчака. По «Гугл картам» видно, что прошлым летом на ней лежал старый асфальт. Он доходил до начала микрорайона и обрывался. Дальше влево и вправо расходились две грунтовки.
Этой осенью подъем по Маерчака отремонтировали — теперь на нем лежит свежее покрытие. Но на въезде в Славянский оно уже не заканчивается: асфальт продлили еще метров на 400 вглубь поселка. Он лег по той гравийке, что справа, как бы продолжая улицу Маерчака.
Спустя примерно 100 метров асфальтовая дорога сворачивает налево — на улицу Акционерную, на которой живет Логинов. Судя по выписке из Росреестра, участок принадлежит ему с 2009 года.
После поворота асфальт доходит до дома мэра и продолжается вдоль еще трех следующих участков. Дальше снова начинается грунтовка. При этом в районе коттеджа главы города появились четыре «лежачих полицейских».
От той же улицы Акционерной в стороны расходятся другие улицы, но их благоустройство не коснулось. После осмотра поселка кажется, что дорогу действительно провели специально к дому Логинова. Но дальше мы решаем поговорить с жителями. Тем более что с водопроводом тоже надо разобраться.
Скинулись себе на водопровод
Первый же домовладелец, которого удалось остановить на морозе, начинает возмущаться в ответ на наши расспросы. Он, конечно, в курсе скандала вокруг дороги и водопровода, но видит ситуацию совсем не так, как ее осветили в сети и в СМИ.
— Никакие власти никакой водопровод тут никогда не прокладывали! Нет тут никаких сетей «КрасКома» и не было! Водопровод жители сами делали, скидывались. А то, что нам дорогу заасфальтировали, — да вы хоть знаете, сколько лет мы об этом просили?! — говорит мужчина.
Он знакомит нас с местными бабушками-активистками, и мы узнаём историю создания поселка с самого начала.
— Я 50 с лишним лет проработала на комбайновом заводе. И нам, ветеранам и передовикам труда, в 1989 году выдали здесь участки. Тогда тут, конечно, было голое поле. УКС города и УКС завода начали совместно прокладывать канализацию и водопровод (УКС — управление капитального строительства. — Прим. ред.). Но тут СССР распался, и всё это забросили, а уже построенное — разворовали, — рассказывает пенсионерка Тамара Максимовна Колодочкина, живущая на улице Гадалова.
— А нам участок выделила «Енисейнефтегазгеология». Мой муж работал в Туруханске геологом. И предприятие предоставило тут 12 участков нам, «северянам», — вспоминает Симона Григорьевна Юрченко с улицы Спасского.
С электросетью получилось чуть лучше, чем с водой: комбайновый завод всё же успел подвести свет к поселку, хоть и не к самим участкам. Дальше семьи стали уже своими силами строить дома и обживаться. Ставили подстанции, подводили электричество к домам, отсыпали дороги. Воду покупали автоцистернами.
В 2001 году жители скинулись себе на водопровод — поучаствовало 51 домохозяйство, — и в 2003 году провели его от тубдиспансера. Построили также две повысительные насосные станции, без которых вода не смогла бы подняться в гору. Пенсионерки признаются, что всё строилось кустарно, без многих разрешений и согласований. Официальное разрешение было получено только на подключение к общегородской сети.
По сути, этот водопровод был тем, что называют самоволкой или бесхозом. И жители стали биться за то, чтобы его приняли на баланс города и коммунальщиков. Передать все коммуникации поселка они и не надеялись — речь шла лишь о 580 метрах трубы от тубдиспансера до въезда в поселок и о двух насосных станциях. Но ни город, ни «КрасКом» не торопились принимать на себя обузу.
Наконец, после долгой тяжбы, суд обязал администрацию Красноярска взять 580-метровую трубу со станциями на баланс в 2015 году. И... ничего не произошло. Жители снова стали писать кипы обращений, но теперь уже с мольбами отремонтировать взятое на баланс оборудование.
Всё это время поселок постоянно рос. Землю здесь давали и многодетным, и другим льготникам, стоящим в очереди на жилье. Участки предоставляли, опять же, в чистом поле, без коммуникаций. Естественно, новые жители тянули провода от имеющихся столбов и подключались к тому же водопроводу, построенному первыми обитателями микрорайона.
Люди объединились в товарищество домовладельцев. Каждый новый поселенец заручался согласием товарищества, платил взнос и подключался к трубам. Старожилы не отказывали вновь прибывшим — людям надо как-то жить.
— В результате на сегодня наш кустарный, изношенный, рассчитанный на 51 дом водопровод обслуживает 154 дома. Он не пригоден для такой нагрузки! Мы боимся, что его в любой момент где-то порвет и мы вообще без воды останемся, — говорит жительница микрорайона Надежда Викторовна Кириллова.
Всего жилых домов в поселке порядка 250. Те, кто не подключился к трубам, по-прежнему подвозят воду цистернами.
О проблемах Славянского мы писали еще в 2016 году: тогда 400 жителей микрорайона обратились к уполномоченному по правам человека в Красноярском крае Марку Денисову с жалобами на отсутствие воды. Он тоже был удивлен, что власти не обеспечивают жителей коммуникациями, но продолжают нарезать участки для многодетных.
Коллекция писем
Похожая ситуация сложилась и с электрической сетью: построенная комбайновым заводом, она оказалась бесхозной после развала предприятия. Опять-таки жители пытались передать ее на баланс ПАО «Россети Сибири» (ранее называлось «МРСК»), но сетевики не горели желанием принимать. Только в 2020 году они взяли на себя часть коммуникаций, но не все.
— Я звонила в «Россети» по поводу того, что у нас столб с проводами покосился. Объясняла им, что он упадет однажды и убьет кого-нибудь. Сетевики сказали: это не наш столб. И всё. А чей он теперь — никто не знает, — делится Тамара Максимовна.
С дорогами — та же история: долгие годы обращений, чтобы бесхозные дороги попали на баланс муниципалитета. Наконец, администрация принимает основные внутрипоселковые улицы. А дальше... жители снова обивают пороги, чтобы город взял за правило эти улицы чистить, грейдировать и подсыпать.
Тамара Максимовна показывает нам огромную кипу обращений в разные инстанции, накопившихся за 20 лет. Письма 90-х годов не сохранились: их писали от руки в единственном экземпляре. Поэтому самое раннее обращение в коллекции датировано 2000 годом: оно набрано на печатной машинке и адресовано бывшему главе города Петру Пимашкову, а также председателю горсовета и депутату Октябрьского района.
Дальше идет обращение от 2001 года к губернатору Александру Лебедю. Потом — к главе краевого парламента Александру Уссу от 2002-го. И так далее, вплоть до наших дней. С каждым годом писем всё больше, круг адресатов всё шире, а перечень вопросов один и тот же: вода, свет, дороги. На документах стоят визы о принятии ответственными лицами. Копии всех обращений есть в редакции NGS24.RU, в том числе и подписные листы с фамилиями жителей.
Есть и многочисленные ответы на обращения. Перелистывать их и забавно, и грустно: в 2003 году людям обещают рассмотреть их вопросы в 2004-м, в 2004-м клянутся, что рассмотрят в 2005-м, и так далее.
«Власти будут бояться удовлетворять наши жалобы
»
Когда проезд по Маерчака от Котельникова до поселка заасфальтировали впервые — никто точно не помнит, где-то в 2010-х годах. Но все уверены, что дорогу тогда сделали не без помощи Сергея Викторовича Верещагина, чей дом стоит у самого въезда в Славянский. Верещагин с 2006 года работает в краевой администрации, сейчас он вице-премьер края.
Однако прошло время, дорога к поселку покрылась трещинами и ямками, а этим летом с ней и вовсе случилась беда: ее размыло. Проезд превратился в сплошной поток грязи.
Именно этот факт жители считают причиной, по которой тут положили новый асфальт и забетонировали ливневку.
— Меня возмутило, что всё подали так, будто Логинов позаботился о нашем поселке, облагодетельствовал. Причем тут вообще Логинов? Я ни разу не видела, чтоб он хотя бы прошелся по поселку и посмотрел вокруг. Это мы сами годами писали письма и требовали помощи, — сердится Симона Григорьевна.
— Хорошо, допустим город отремонтировал дорогу к Славянскому по просьбам жителей. Но асфальт же продлили по поселку именно к дому мэра по улице Акционерной? — спрашиваем мы пенсионерок.
— Поймите, у нас две основные улицы, по которым все ездят, Окаемная и Акционерная. Окаемная — длинная и сложная, с перепадами высот, вдоль дороги скосы, у некоторых септики стоят. Там никто не стал бы нам асфальт класть. Акционерная короче и ровнее, по ней и положили, — объясняет Тамара Максимовна.
— Ладно, но почему тогда ее не отремонтировали до конца, раз уж это для всех жителей? Почему асфальт обрывается вскоре после дома мэра? — допытываемся мы.
— Да потому что ливни начались! Это всё осенью делалось. Сделали, сколько успели, дальше погода не позволяла. Решили на следующий год доделать, — разводят руками женщины.
— К нам никакие автобусы не ходят. Идти пешком до остановки — нереально долго. Поэтому тут у всех машины. И мы все платим транспортный налог. Мы что — не имеем права, чтоб нам дорогу сделали? — возмущается Надежда Викторовна.
То же они говорят про ремонт водопровода. После миллиона обращений «КрасКом» в этом году наконец-то запланировал ремонт 580-метрового участка от тубдиспансера до поселка за 7 миллионов рублей. Сейчас ищут подрядчика, а работать будут в течение следующего года.
Женщины переживают, что их микрорайону создают репутацию этакого элитного местечка, где у обычных людей якобы есть привилегии.
— Мы хотим, чтобы всё было освещено объективно. А то в результате политических разборок мы останемся не у дел: власти будут бояться удовлетворять наши жалобы и решать наши проблемы, — сетует Надежда Сергеевна Саплева, председатель товарищества домовладельцев.