Все новости
Все новости

«Россия» вместо «Аэрофлота», рейсы в Ош и Алматы: что получилось из грандиозного проекта авиахаба в Красноярске

Вспоминаем, что хотели сделать в красноярском аэропорту, и что из этого вышло

Хаб национального перевозчика в Красноярске работает. Но всё же проекту помешали пандемия и экономические проблемы

Хаб национального перевозчика в Красноярске работает. Но всё же проекту помешали пандемия и экономические проблемы

Поделиться

Больше года назад в аэропорту Красноярска торжественно открылся авиахаб «Аэрофлота». Сейчас национальный перевозчик отдал почти все рейсы дочерней авиакомпании, но сеть маршрутов из нашего аэропорта стала больше. NGS24.RU вспоминает, каким планировалось сделать знаменитый проект авиахаба несколько лет назад, как на него повлияли пандемия и спецоперация и что мы имеем сейчас. А заодно мы разобрались с грузовыми перевозками, объем которых с конца февраля сильно упал.

Что собирались сделать


Первые сообщения о создании хаба «Аэрофлота» в Красноярске появились в 2018 году. Разговоры об этом велись еще в 2011-м, но тогда власти решили, что в аэропорту Емельяново слишком маленький пассажиропоток. После того как построили и открыли новый терминал, разговоры о создании авиахаба возобновились. В правительстве края рассказывали, что на проект собираются потратить примерно 35 миллиардов рублей. А терминалы аэропортов Красноярск и Черемшанка рассчитывали объединить в один большой комплекс. Тогда же вице-премьер края рассказывал, что будущим хабом заинтересовались две японские компании. Они планировали перевозить через Красноярск грузы на Запад.

В 2019 году предполагалось, что национальная авиакомпания «Аэрофлот» станет базовым перевозчиком в аэропорту Красноярска. Открыть хаб и новые рейсы предполагалось в 2020-м: основным типом самолета должен был стать Sukhoi Superjet 100. А первые направления из Красноярска должны были стать такими: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Игарка, Иркутск, Норильск, Екатеринбург и Омск.

Далее планировалось открыть зарубежную сетку рейсов. Основными заграничными направлениями должны были стать азиатские страны: Таиланд, Вьетнам и Китай. Причем Китай хотели сделать главным международным направлением из Красноярска. Рейсы планировались даже в Пекин. А красноярский аэропорт стал бы удобным пересадочным пунктом для пассажиров из стран Азии на пути в Европу.

Авиаузел «Аэрофлота» рассчитывали окончательно развить к 2027 году, при этом обширная и удобная сетка рейсов должна была появиться уже к 2023-му. Кроме того, в правительстве края говорили о железнодорожной ветке от города до ж/д вокзала. В 2019 году ее строительство оценивалось в 7 миллиардов рублей.

Прошло три года. Что получилось сделать?

Сеть маршрутов из красноярского аэропорта расширилась благодаря новым авиакомпаниям и рулежке

Сеть маршрутов из красноярского аэропорта расширилась благодаря новым авиакомпаниям и рулежке

Поделиться

Идея авиахаба получила развитие: самолеты «Аэрофлота» начали базироваться в Красноярске. А в 2021 году в аэропорту открыли новую рулежную дорожку, которая обошлась бюджету почти в 2 млрд рублей. Благодаря ей в аэропорту стало возможно принимать больше рейсов: 24, а не 12, как раньше. А вот строительство железнодорожной ветки еще не началось, и информации о сроках нет. Пока единственные поезда, которые ездят в аэропорт — товарные цистерны с авиатопливом. Объединение основного терминала и Черемшанки пока в проекте, им занимается инвестиционная корпорация «Енисейская Сибирь».

Пандемия сильно ударила по планам аэропорта. Авиахаб должен был открыться еще в 2020 году, но из-за карантина открытие перенесли на год. Основной пассажиропоток из Красноярска приходился на Таиланд и Вьетнам — регулярное и чартерное авиасообщение с этими странами не возобновилось до сих пор. Открытые в прошлом году чартеры на Занзибар не имели такого успеха, как дешевые туры в Азию.

Только этим летом из Красноярска отправились чартерные рейсы в турецкие Анталью и Бодрум. Как рассказал NGS24.RU заместитель гендиректора по авиационной коммерции Сергей Крупенников, на рейсах авиакомпании Azur Air нет свободных мест. Хотя недорогими эти туры не назовешь: неделя в Бодруме летом чаще всего будет стоить дороже 100 тысяч рублей. Кроме того, красноярцы стали чаще летать по России, особенно в Сочи и Минеральные Воды.

— За пять месяцев 2022-го у нас пассажиропоток вырос на 19% по отношению к прошлому году. Оптимистично считаем, что он и дальше будет расти. С начала пандемии мы не можем до конца компенсировать международный рынок. Но самолеты в Турцию летают битком, растет пассажиропоток и число рейсов в Киргизию — в Бишкек и Ош. Бишкек многие теперь используют как пересадочный пункт для перелета в другие страны. Но и в целом в Кыргызстан довольно доступные тарифы, отдых приемлемый по цене. Возобновляются рейсы в Ташкент, самолеты летают в узбекские Самарканд и Фергану, — рассказывает Сергей Крупенников.

Что касается хаба и международных рейсов, то «Аэрофлот» в 2021 году летал в Ереван и киргизский аэропорт Тамчы рядом с Иссык-Кулем. Но в этом году их в расписании уже нет. Самолеты «Аэрофлота» раз в неделю выполняют техническую посадку в красноярском аэропорту на пути из Гуанчжоу в Москву. Но купить билет на этот рейс невозможно. Впрочем, международные рейсы авиахаба из Красноярска всё же есть. Только выполняет их не сам «Аэрофлот».

«Аэрофлот» сменился «Россией». Почему?

За исключением московского рейса, все перелеты из красноярского хаба теперь выполняет авиакомпания «Россия»

За исключением московского рейса, все перелеты из красноярского хаба теперь выполняет авиакомпания «Россия»

Поделиться

Авиахаб «Аэрофлота» открылся летом 2021 года. И на всех рейсах хаба, которые выполнялись из Красноярска, работали самолеты национального перевозчика. За исключением рейса в Петербург, который выполняла авиакомпания «Россия», и перелетов в Хабаровск и Владивосток дальневосточной компанией «Аврора». Самолеты Boeing 737-800 летали в Сочи, Благовещенск, Москву, Иркутск и другие города.

Так продолжалось до лета этого года. С 6 июня все рейсы из Красноярска, кроме нескольких полетов в московский аэропорт Шереметьево, выполняет авиакомпания «Россия». На некоторых рейсах оставили Boeing 737-800, но на большинстве направлений его заменили на Sukhoi Superjet 100. Особенно это касается зарубежных рейсов — ведь «Боинги», которые летают в «Аэрофлоте» и «России», теперь не могут летать за границу. А у «Суперджетов» есть законная российская регистрация бортов.

На каких направлениях из Красноярска летают Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия»:

  • Алматы и Нур-Султан (Казахстан);
  • Бишкек и Ош (Кыргызстан);
  • Ташкент и Фергана (Узбекистан);
  • Екатеринбург;
  • Новый Уренгой;
  • Улан-Удэ;
  • Чита.

В какие города летают Boeing 737-800 «России»:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Иркутск;
  • Минеральные Воды;
  • Сочи;
  • Якутск.

Таким изменениям рады не все пассажиры: некоторые люди говорят, что самолеты «России» менее комфортные, а сервис хуже, чем в «Аэрофлоте». Источник в аэропорту Красноярска сказал корреспондентке NGS24.RU, что дело в рентабельности рейсов и в том, что «Аэрофлот» вывел из флота почти все свои «Суперджеты». А это значит, что летать за рубеж стало бы невозможно. С конца февраля выполнять рейсы за границу могут только SSJ-100 и совсем небольшая часть зарубежных самолетов в России.

Кроме того, рассказали в аэропорту, на рейсы изначально хотели поставить именно борта «России». Сначала специалисты проверяли, на какой класс обслуживания будут продаваться билеты. В результате выяснилось, что билеты в бизнес-класс почти не берут, а на места в экономклассе спрос большой. Почти во всех самолетах «России» компоновка «фулл эконом», поэтому выгоднее, чтобы из Красноярска летали они. Сама авиакомпания «Россия» входит в группу компаний «Аэрофлот», и такая замена абсолютно законна.

Грузовые рейсы: всё плохо? Или есть надежда?

Еще в прошлом году через Красноярск каждый день летали грузовые Boeing 747

Еще в прошлом году через Красноярск каждый день летали грузовые Boeing 747

Поделиться

Еще одна проблема, которая ударила по аэропорту в начале этого года — грузовые перевозки. В пандемию эта отрасль чувствовала себя нормально. Но после запрета на доступ большинству лизинговых самолетов за границу и после того, как европейские авиакомпании перестали летать над территорией России, число грузовых рейсов резко сократилось. Повлиял на это и уход многих зарубежных фирм с российского рынка.

До начала этого года в Красноярск активно летали самолеты группы компаний «Волга-Днепр». Чаще всего грузовые рейсы выполнялись на Boeing 747 авиакомпании Air Bridge Cargo. Они летали из Китая в Москву и обратно с технической посадкой в Красноярске. Теперь лизинговые Boeing 747 не могут летать за рубеж — даже в Китай. Один из сотрудников аэропорта сказал корреспондентке NGS24.RU, что регулярных грузовых рейсов через Красноярск «почти нет».

Начальник отдела корпоративных коммуникаций аэропорта Дмитрий Тронин подтвердил нам, что с конца февраля объем грузоперевозок упал на 75-80%. Но он отметил, что грузового хаба как такового в Красноярске пока не было:

— К нам летала группа компаний «Волга-Днепр»: Air Bridge Cargo, «Атран» и, собственно, «Волга-Днепр». Из регулярных грузовых перевозчиков у нас остались рейсы «Авиастар-Ту» (летает на самолетах Ту-204. — Прим. ред.) и «Волга-Днепр» (летают на самолетах Ил-76 и Ан-124. — Прим. ред.). Air Bridge Cargo летает в основном по России, иногда с техпосадкой не в Красноярске, а в Нур-Султане.

Дмитрий Тронин отметил, что в аэропорту Красноярска планируют открыть свой грузовой бизнес. Но какой перевозчик будет там базироваться, пока неизвестно.

Сергей Крупенников сказал NGS24.RU, что «Атран» и «Волга-Днепр» выстраивают логистические цепочки и решают, как они будут летать за рубеж. Для этого нужно разработать маршруты и решить вопросы с оплатой обслуживания. Но точной информации и расписания рейсов у авиакомпаний еще нет.

Недавно NGS24.RU публиковал мнение Дмитрия Тронина о том, что будет с грузовым авиахабом после того, как объем перевозок сильно упал.

По теме

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ3
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter