Компания «Норильский никель» объявила о продаже авиакомпании NordStar. 25 марта «Норникель» передал 100% активов действующему менеджменту компании. Корреспондент NGS24.RU разбирался, грозит ли что-то перевозчику и чем эта ситуация может обернуться для авиаотрасли.
В «Норильском никеле» заявили, что компания сосредоточится на основной деятельности, а бесперебойное авиасообщение и выполнение летной программы были главными условиями сделки. Гендиректор NordStar Леонид Мохов также заявил, что авиакомпания останется базовым перевозчиком в аэропорту Норильска.
NordStar был основан в 2009 году и 13 лет находился в собственности у «Норникеля». По данным ЕГРЮЛ, авиакомпания NordStar зарегистрирована в Красноярске. Ее учредителем с июня 2021 года значится Норильский горно-металлургический комбинат (входит в структуры «Норникеля»). Директор самой авиакомпании — Леонид Мохов, он занимает этот пост с 2014 года. По данным сервиса, выручка компании в прошлом году выросла до 15,5 миллиарда рублей по сравнению с 2020-м.
Сейчас авиакомпания базируется в аэропортах Норильска, Красноярска и в московском Домодедово. В парке компании — десять самолетов Boeing 737, большую часть которых перевели в российский реестр воздушных судов. Пять региональных самолетов ATR 42-500 NordStar еще в прошлом году передали краевой авиакомпании «КрасАвиа».
Самолетам NordStar присвоили российскую регистрацию. Как правило, перевозчики могут сделать это с самолетами, которые находятся в собственности авиакомпании. Но борта «Нордстара» находятся в лизинге у ирландской компании. А в российский реестр их внесли из-за того, что собственник потребовал вернуть их в связи с санкциями. Издание «Авиационный деловой портал» пишет, что «Норникель» мог передать все активы авиакомпании, чтобы не попасть под санкции из-за отказа возвращать самолеты.
Что летает из Норильска? О каких проблемах рассказывают жители?
В Норильск летает очень мало авиакомпаний. В расписании аэропорта больше всего рейсов у «Нордстара» — это единственный перевозчик по большинству направлений. В Москву и Новосибирск также летает авиакомпания S7, в небольшие города и села края — «КрасАвиа». Маленький выбор перевозчиков сильно сказывается на цене. Самый дешевый рейс в Москву на апрель стоит 27 тысяч рублей туда-обратно.
Перелет из Норильска в Красноярск стоит 22,5 тысячи рублей в обе стороны. Города находятся в одном регионе, но двухчасовой рейс выполняет только NordStar.
В пабликах Норильска многие жители возмущаются маленьким выбором авиакомпаний и слишком высокими ценами. Сотрудники «Норникеля» недовольны тем, что они вынуждены летать «Нордстаром» без альтернатив. После новостей о продаже авиакомпании некоторые понадеялись, что такого уже не будет.
Жительница Норильска Резеда рассказала корреспонденту NGS24.RU, что сотрудники «Норникеля» могут улететь другой авиакомпанией только в том случае, если получат от «Нордстара» справку, что билетов на их рейс не было. Такая справка стоит тысячу рублей. Кто именно ее оплачивает, собеседница не уточнила.
— Пользуемся «Нордстаром» вынужденно, так как на работе оплачивают проезд только этой авиакомпанией. Цены тоже «кусачие». Предлагаемые субсидированные билеты купить невозможно, всё уходит по своим. Конкуренция непременно нужна, да и расширение географии полетов было бы желательно. Хотя, как показывает практика, конкурент в виде компании Red Wings что-то быстро ретировался (сейчас Red Wings летает из Норильска только в Челябинск. — Прим. ред.). После новостей о продаже авиакомпании сначала все воодушевились, что летать можно будет без обязательств, но по факту всё остается так же, как и было. Летаем «Нордстаром», если не «Нордстар» — то справку. Все пока в ожидании, — отметила норильчанка.
Какие перспективы у авиакомпании после продажи таким влиятельным собственником?
Мы поинтересовались у авиаэксперта Романа Гусарова, почему крупная компания решила продать своего перевозчика и изменятся ли как-то авиаперевозки для жителей Норильска. Он назвал правильным решение «Норникеля» передать все активы авиакомпании, но отметил, что подобное случается редко.
— Чаще всего происходит обратное, когда сам менеджмент, видя бесперспективность своего бизнеса, вешает его на крупную компанию. То есть продает и получает деньги, и дальше компания с этим возится. Сейчас любой авиационный бизнес — это высокорисковый актив, и он передается из крупной компании в частные руки. «Норникель» избавляется от неликвидного актива, можно даже сказать, токсичного, и снижает капитализацию компании. Если сделка была заключена не за рубль, и кто-то берется вытащить или сохранить бизнес, то здесь чисто коммерческая целесообразность, — полагает эксперт.
Гусаров думает, что даже уход авиакомпании с рынка никак не повлияет на пассажиров. По его словам, на ее место тут же придет другой перевозчик — даже в таком сложном месте, как Норильск.
— В России больше ста авиакомпаний, и подавляющая их часть на грани банкротства. Если часть перевозчиков уйдет с рынка, у остальных будет больше шансов выжить. Переизбыток на рынке только вредит и несет убыток, предложений в таком случае больше, чем спроса, — считает Роман Гусаров.