В маленьком городе Ужуре в 300 километрах от Красноярска живет настоящий коллекционер ретроавто- и мототехники. Николай Карпушов за 8 лет скупил в округе и не только раритетные машины и мотоциклы отечественного производства. Огромный гараж-музей занял весь двор и уже вышел за его пределы. Обошлась коллекция ему в миллион, так как часть экспонатов люди подарили, заразившись идеей Николая сделать музей отечественной техники.
Мы съездили к коллекционеру в гости и узнали, сколько времени ушло на поиски авто, откуда берутся довоенные экспонаты и на чем зарабатывает ужурец, не выходя из дома.
Коллекция на миллион
62-летний Николай Карпушов встретил нас во дворе своего частного дома на окраине Ужура. 11 лет назад он переехал сюда из небольшого села Солгон, что в 50 километрах от Ужура. Спустя три года в его гараже появилась первая «Волга», а дальше всё как в тумане.
Часть коллекции собрал по объявлениям в интернете, часть попала к нему прямо с «разборки», а позже ненужные, но раритетные авто начали свозить к нему неравнодушные люди. Так коллекция за 8 лет разрослась до почти 40 автомобилей и 15 мотоциклов. Никаких иномарок — только советский автопром.
— Вот карета скорой помощи, машина принадлежала санаторию «Красноярское Загорье». Купил в разобранном состоянии — собрал, починил, чтобы вся была «в оригинале». Нашел резину, колпаки, — объясняет мастер.
Сейчас ретроэкспозиция занимает не только почти всё место во дворе, но и за его пределами. Живет на отшибе, немногочисленные соседи не жалуются. Даже наоборот — помогают. Вспоминает, однажды именно они спугнули неудачливых воришек, которые пытались завести и угнать со двора старенький «москвич».
По соседству — пункт приема металлолома, там Николая тоже хорошо знают. Эта база — неиссякаемый источник техники и запчастей.
Найти «родные» детали на автомобиль — одна из главных задач при реставрации для ужурца. Всегда можно найти аналог из Китая — это и проще и дешевле. Но ценность отреставрированного авто только тогда высока, когда модель воссоздана из оригинальных деталей, уверен коллекционер. Вот за ними он и охотится, не жалея денег.
Признается, что любое упоминание в СМИ всегда идет ему на руку.
— Выходит про меня передача — звонят, спрашивают, как привезти. Своего рода реклама. Дорого не берут с меня. Понимают, что я беру не на продажу, а для коллекции.
Николай подсчитал, что за все годы потратил на экспонаты уже больше миллиона рублей. Выкупает авто максимум за 80–100 тысяч, еще столько же уходит на детали. Уверяет, что часто запчасти и аксессуары к автомобилю стоят дороже самой машины.
Есть в коллекции авто, с которыми не готов расстаться ни за какие деньги. К примеру, гордится своим «запорожцем» 1962 года — раритет пригнали местные, выкупил прямо в Ужуре.
Еще один «любимчик» — 401-й «москвич», самый дорогой в коллекции. Был выкуплен за 200 тысяч рублей. Год выпуска — 1956-й.
Еще одно сокровище — ГАЗ-21 «Волга», ее Николай обменял. Многие автомобили заводятся, некоторые даже на ходу.
Вдоль забора тянется экспозиция мотоциклов — здесь можно увидеть и довоенные образцы, и послевоенные агрегаты. ИЖ-49, ИЖ-50, ИЖ-56, М-72, мотороллер «Вятка», «Уралы», «Восход 3М» — коллекция вызовет зависть у любого мотолюбителя.
Те, что на ходу, летом вызывают зависть у горожан — Николай не против прокатиться по центру города на одном из своих отреставрированных мотоциклов.
— Бывало, что обменивался техникой. Приезжают, пригоняют. Так выменял «Волгу» 21-ю. Из Кемерова, Абакана, Ачинска приезжают, — вспоминает коллекционер.
Больше чем автомобили
Во дворе коллекционера можно встретить не только технику с мотором, но и ее предшественников. Как-то с металлобазы приволокли конный плуг, которому не меньше сотни лет. Николай уверен, что таким пахали землю задолго до появления тракторов.
Есть и колеса от телеги, которая возила урожай, а может, даже и людей по бездорожью в те времена, когда Ужур был еще селом. А есть и особенный раритет — колеса от пожарного экипажа, которые сохранились до наших дней. Такие повозки с водой приходили на помощь в начале прошлого века.
Когда горожане поняли, что Николай — мастер на все руки, понесли и вещи — швейные машинки из бабушкиных сундуков, мясорубки, кухонную и бытовую утварь, да и сами сундуки.
— Много вещиц из быта сельской жизни. Есть военная и послевоенная каски, ступы, часы, картины и фрески, утюги, швейные машинки, самовары. Всё люди мне приносят. Везут на металлолом и завозят. Теперь как в музее! — хвастается коллекционер.
Признался, что из местного музея к нему никто не обращался — так бы охотно поделился экспонатами.
— Бывает, привозят со свалки костюм, увешанный наградами. Умерли дедушка с бабушкой, и всё, люди выбрасывают, им это неинтересно, — расстраивается мужчина.
Сейчас Николаю 62 года, на пенсию еще рано. Зарабатывает на ремонте авто да на продаже деталей — у него можно найти запчасти, которых нет в магазинах.
Часто во двор заглядывают туристы. Едут отдыхать на озера, завозят сыновей показать, как выглядела техника в далекие времена. Делают фото на память. Но денег за это коллекционер никогда не берет.
У мужчины две дочери, сыновей нет — так было бы кому продолжить дело. Поэтому мечтает найти большое помещение, чтобы открыть музей отечественного автопрома.
— Для музея еще мало техники, когда побольше наберу. Я еще думаю над этим. Мотоциклов надо больше. Хочу, чтобы экспозиция была посвящена полностью советскому автопрому, — мечтает коллекционер.
Мы писали о том, как красноярец продает коллекцию из почти тысячи моделек авто за 850 тысяч рублей.