Предмостная площадь опять превратилась в памятник человеческого терпения. С приходом осени ее парализовали многокилометровые пробки, где каждое утро горожане теряют минимум полчаса. Общественники надеются спасти ситуацию переносом остановок. Облегчит ли эта мера движение по мосту, когда у кольца появится полноценная развязка и как пробки здесь можно объехать сейчас — в материале НГС.НОВОСТИ.
Осень взяла в тиски Предмостную площадь — каждое утро с середины сентября в сервисе Яндекс.Пробки ее кольцо отражается красным.
Утром 29 сентября затор растянулся на 1,5 км, наглухо перекрыв движение по Красрабу в сторону центра минимум на час. Первые затруднения начались в 8:40 при подъезде к остановке «Правый берег», заметил корреспондент НГС.НОВОСТИ, ехавший на автобусе маршрута № 1. Чуть отъехав от остановки, автобус остановился, и его водитель предложил самым нетерпеливым пассажирам выйти: впереди вплоть до заезда на мост выстроилась целая колонна битком забитых автобусов.
Уже к 9:30 пробка от Предмостной дотянулась до цирка и парализовала Матросова до 60 лет Октября. В ГИБДД пояснили НГС.НОВОСТИ, что никаких, даже мелких, аварий в эти часы на правобережье не было, и удивились интересу к пробкам: «К этому уже пора привыкнуть».
Аналитики Яндекс.Пробки регулярно включают кольцо Предмостной в список проблемных мест Красноярска: в утренние осенние будни горожане теряют в заторах здесь по 40–50 минут.
«2-3 раза в неделю вожу клиента с Капитанской и одно и то же наблюдаю. Выворачивают автобусы из-за ларьков у "Планеты", а весь поток на Красрабе в этот момент светофор тормозит. Потом поток идет, а маршрутки перед кольцом встают. По сути, выехать на мост только с одной полосы можно. Отсюда и пробки», — делится мнением водитель такси Сергей Бортников.
На прошлой неделе общественники обратились в комиссию по безопасности дорожного движения при мэрии с предложением перенести остановки.
«По крайней правой полосе Красноярского рабочего можно было бы транзитом уходить на мост, но сейчас она занята маршрутками. Перенести остановки, убрать ларьки — это наипростейший способ облегчить здесь движение и не требующий затрат», — считает координатор отделения «Федерации автовладельцев России» в Красноярске Егор Фролов. Сегодня на узком пятачке у моста останавливаются автобусы 25 маршрутов. Общественник предлагает: остановку для маршрутов, идущих на левобережье, перенести ближе к остановке «Юбилейный», а остановочный пункт за ларьками — на ул. Матросова. Г-н Фролов надеется, что этот вопрос будет рассмотрен чиновниками уже на этой неделе.
Профессор кафедры транспорта СФУ Александр Фадеев инициативу общественников назвал «сомнительной идеей». По его словам, перенос остановок не только не уменьшит пробки, но даст прямо противоположный эффект: «Во всем мире общественный транспорт пытаются сделать удобным. Если мы начнем уменьшать число остановок, увеличивать расстояние между ними, люди будут пересаживаться на машины. Автомобилисты должны понимать: 5–7 лет назад общественный транспорт и машины перевозили [пассажиров в пропорции] 50 на 50, сейчас — даже меньше».
Оба эксперта сходятся во мнении, что намеченный на конец октября запуск нового моста заторы на кольце ослабит не сильно.
Сегодня по Предмостной проезжает около 4 тыс. авто в час, пропускная способность 4-го моста — около 3 тыс. машин в час. Однако г-н Фадеев не берется даже предполагать, сколько машин «перетянется» с Коммунального моста на новый объект: «Сходы, развязки, вместе с которыми осуществлялось моделирование транспортных потоков [по 4-му мосту], оказались обрезанными — отнесены ко второй очереди».
По наблюдениям Егора Фролова, стоит в пробках Предмостная не только из-за непродуманной схемы остановок, но и из-за ужасного состояния дорожного полотна на Коммунальном — доезжая до провалов асфальта в центре моста, водители резко снижают скорость, создавая заторы. Если после запуска 4-го моста асфальт Коммунального не приведут в порядок, «никто не станет жертвовать здесь подвеской, чтобы спасти город от пробок», — мрачно язвит общественник.
Пока же вопрос о капитальном ремонте Коммунального остается открытым. Ранее представители мэрии заявляли, что капремонт начнется в 2016 году, когда заработает новый мост. Однако ни точных сумм, ни сроков никто не называет. Как заявил замглавы департамента горхозяйства Виктор Логинов, пока в ведомстве ведутся только предварительные расчеты. Егор Фролов не исключает: в условиях кризиса капремонт могут и отменить.
Радикально решить проблему пробок могла бы многоуровневая развязка на злосчастном кольце — ее проект был представлен «Красноярскгражданпроектом» в 2013 году.
Как следует из проекта, заезд на мост с Красраба должен идти по эстакаде, под землей должны пройти пешеходный переход и выезд с проспекта на Матросова, а под эстакадой — дорога на мост с Матросова. Три года назад чиновники оценили реконструкцию в 1,4 млрд руб. Позднее мэрия поручила разработать проект реконструкции Предмостной компании «Сибиряк», которая планирует возвести здесь ТРЦ. Как сообщил НГС.НОВОСТИ глава компании Владимир Егоров, по договоренности с мэрией «Сибиряк» обязан возвести эстакаду и подземный переход. Первые работы на объекте г-н Егоров намерен начать в 2016 году.
Пока же простаивающие в пробках водители пытаются объехать затор в районе Предмостной двумя способами, выяснил автор, изучив форум 24auto.ru и сообщества таксистов в сети «ВКонтакте». Жители Свердловской, Пашенного и «Белых Рос» уходят по Ярыгинскому проезду сразу на остров Отдыха, а застрявшие в пробке в районе цирка пересекают Красраб, спускаются на узкую улицу-дублер в районе нечетных домов Красраба, поднимаются до кольца, едут по нему в обратном направлении и в районе дома по адресу Красноярский рабочий, 185 вновь выезжают на кольцо.
Таксист с 13-летним стажем Сергей Бортников уверяет, что последний способ позволяет сократить ожидание в пробках наполовину, но зимой опасен — на льду здесь происходит много «притирашек». Егор Фролов с иронией отзывается об обеих попытках: «Коммунальный мост не объехать. Можно проскочить на мост по Ярыгинскому проезду. Но, поднявшись на мост, все равно встанете в пробку».
Антон Понарин
Фото Викентия Чекушина (1), автора (2), иллюстрация предоставлена УСК «Сибиряк» (3)