Красноярские перевозчики предлагают поднять цену проезда в маршрутках до 18–20 руб. По словам перевозчиков, цену билета толкают вверх миллионные кредиты на покупку автобусов и рост цен на бензин. Требование маршрутчиков прозвучало спустя год, после того как власти пошли навстречу перевозчикам и подняли цену сразу на 3 руб. — с 13 до 16 руб. Корреспондент НГС.НОВОСТИ разбирался, начнут ли отказываться горожане от проезда на автобусе после очередного повышения цены.
Повышения стоимости проезда до 18–20 руб. частные перевозчики потребовали неделю назад. По данным краевого министерства транспорта, письмо от пяти перевозчиков Красноярска с таким заявлением поступило в минувший понедельник, 7 октября. В документах предприниматели объяснили, чем их не устраивает действующая цена, и предложили чиновникам задуматься над новым повышением.
Как рассказывает представитель министерства транспорта Алена Лунева, сейчас эти заявления изучают специалисты министерства транспорта, после чего показатели деятельности перевозчиков проанализирует счетная палата, а окончательное решение будет принимать правительство края.
Прошлого повышения тарифа с 13 до 16 руб. красноярские перевозчики добились от краевых властей в ходе года борьбы: в декабрьские морозы 2011-го перевозчики жаловались, что из-за нехватки денег не могут выпустить в рейс автобусы, дважды устраивали пикеты под стенами администрации, обклеивали свои автобусы листовками против роста цен на бензин.
В итоге краевая власть пошла навстречу и воскресным утром 11 ноября 2012 года в красноярских маршрутках появились таблички «Проезд 16 рублей». Однако уже спустя 8 месяцев после повышения, в июле 2013-го, перевозчики заговорили о необходимости поднять цену билета уже до 18 руб.
«В Екатеринбурге проезд единый 23 руб. — и на автобусах, и на электричках. Нас же все время зажимают, хотя солярка за год подскочила в цене на несколько рублей и стоит по опту дороже бензина — 32 руб., на треть выросла стоимость аренды гаражей, штрафы за нарушения для водителей выросли в 5 раз».
По словам предпринимательницы, возросшие за год расходы перевозчики несут при фактической цене проезда в 13,5 руб. — треть пассажиров пользуется транспортными картами, цена проезда по ним 14 руб., еще 50 коп. — комиссия. Уйти же из трудного бизнеса предпринимателям мешают многомиллионные кредиты на обновление автопарка. «Мы купили 7 автобусов, по 1,5 млн каждый. Льготных кредитов для нас нет, ставка по ним 17 %. Муниципальному транспорту правительство выдает дотации, и то они загибаются, мы же, частники, находимся на правах падчерицы, нет никаких дотаций», — негодует г-жа Ялтонская.
Член комиссии по транспорту городского Совета депутатов Александр Глисков не исключает, что чиновники закладывают в цену билета заведомо низкий уровень рентабельности, чтобы выдавить частников с рынка и заменить их муниципальным транспортом.
«Опыт показывает, что «муниципалы» ориентированы на бюджетные деньги, получают из бюджета дотации — несколько миллионов рублей каждый год, проблемы же комфорта перевозок не решаются», — полагает депутат.
Статистика жалоб в департамент транспорта Красноярска говорит о том, что массу претензий красноярцы имеют и к маршрутчикам. По данным пресс-службы ведомства Светланы Арсеньевой, каждый месяц десятки горожан жалуются на то, что маршрутки проезжают мимо остановок и не объявляют их, экипажи автобусов грубят пассажирам, движение маршруток прекращается чуть ли не с 22:00.
Владелец автобусов маршрута № 90 Константин Кнапнугель в беседах с автором неоднократно предполагал, что повышение проезда позволит повысить качество перевозок: поднять уровень зарплат и укомплектовать все маршруты опытными кадрами, обеспечить бесперебойность движения автобусов. Представитель Федерации автовладельцев России в Красноярске Николай Русецкий сомневается, что удорожание проезда позволит маршрутчикам повысить качество перевозок:
«За несколько лет цены выросли с 7 до 16 руб., но как снаружи, так и изнутри ничего не меняется. Каждый раз при обсуждении новой цены перевозчики обещают быть белыми и пушистыми, улучшить качество водительского состава. Но я как автолюбитель этого не чувствую. Я вижу, как они по Матросова летят и залетают не с того ряда», — делится собеседник.
Не ждет улучшения качества проезда и 20-летний кондуктор одной из городских маршруток Николай Л., потому что собственники бизнеса «все гребут себе».
По словам молодого человека, несмотря на удорожание проезда на 3 руб. в минувшем ноябре его зарплата осталась прежней — 15 тыс. руб. при графике «трое суток работа, трое — отдых», зарплата водителей — 25 тыс. руб. Общую выручку с каждого маршрута кондуктор оценил в среднем в 15 тыс. руб. в день, из них 6 тыс. руб. отчисляется владельцам маршрута, 5 тыс. руб. уходит на топливо, оставшуюся сумму получает экипаж. Выяснить официальные расходы владельцев на содержание маршрута не представилось возможным.
По словам пресс-секретаря министерства транспорта Алены Луневой, перевозчики «расчеты тарифа показали, но необходимыми документами их не обосновали». Когда документы будут переданы в правительство, представитель Минтранса уточнить не смогла.
Стоит отметить, что в соседних сибирских городах-миллионниках Новосибирске и Омске цены на билеты подскочили еще в начале этого года — проезд в маршрутках там обходится в 17 и 18 руб. соответственно, и перевозчики Омска требуют от местных властей поднять проезд до 23 руб.
Согласно опросу на сайте НГС.НОВОСТИ, каждый четвертый из 400 респондентов задумается об отказе от маршруток, как только цена достигнет 20 руб., треть опрошенных признает, что «из-за отсутствия альтернатив» будет пользоваться маршрутками при любой цене.
Антон Понарин
Коллаж Ольги Ярцевой