На минувшей неделе в красноярском аэропорту «Емельяново» неизвестные напали на водителя такси «Максим». Десять человек вытащили спящего мужчину из автомобиля и принялись его избивать, разбили в автомобиле все стекла и фары. Коллеги избитого по такси устроили митинг и потребовали полицию разобраться с «бомбилами», таксующими у аэропорта. Как складываются отношения «бомбил» и легальных таксистов и с кем выгоднее передвигаться по городу, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Инцидент произошел в ночь с 3 на 4 октября, сообщает пресс-служба Главного управления МВД России по Красноярскому краю. Около 4 часов утра 39-летний водитель такси «Максим» Владислав Демидов привез клиента в аэропорт и, высадив пассажира, отъехал в близлежащий лесок, чтобы вздремнуть в своем автомобиле.
«Откинулся на переднем кресле, закрыл глаза. Неожиданно рядом с машиной появилось примерно 10 человек. Открыли двери машины и начали избивать», — рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ Владислав Демидов. Само нападение отличалось от «классических» нападений на городских таксистов: никаких требований не выдвигалось, не было и попыток угнать автомобиль — неизвестные сразу же выбили в автомобиле КIA Spectra лобовое стекло и все стекла в дверях, прокололи колеса и, завершив избиение, скрылись. По словам пострадавшего водителя, на восстановление автомобиля уйдет 30–40 тыс. руб.
Уже на следующий вечер возле Сибирского федерального университета 80 водителей такси «Максим» устроили митинг и потребовали от полиции разобраться в ситуации на таксоперевозках из аэропорта «Емельяново». «Возле аэропорта работает много частников. И если такси, которое можно вызвать через диспетчера, везет из аэропорта в Красноярск за 700–800 руб, то частники — за 1000–1500. Нападение на Владислава не первый случай.
Аэропорт является не единственным местом ожесточенной борьбы таксистов и частников за кошельки красноярцев. По словам Дениса Головача, стоянки возле ж/д и автовокзалов, клуба «Колорадский папа», крупных торговых центров давно и плотно оккупированы частниками, которые не спешат запускать туда таксистов.
Нередко дело доходит до открытых столкновений, в которых страдают и пассажиры. Как рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ старший преподаватель кафедры физической культуры СФУ, мастер спорта по вольной борьбе Булат Гамбоев, в 2008 году он приехал из отпуска и решил доехать с железнодорожного вокзала до «Луча». «Частники заломили 300 руб., и я поймал такси с шашечками. Не успел сесть в машину, как ее тут же окружили частники, стали выкидывать мои вещи из багажника. Я вышел разобраться, а водитель такси просто уехал», — вспоминает Булат Гамбоев.
Довольно яркую классификацию рынка таксомоторных перевозок Красноярска в интервью изданию «Деловой квартал» предложил заместитель руководителя управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО Валерий Краевский. Кроме легальных такси, чиновник выделил частников — «бомбил», которые работают возле аэропортов и вокзалов, одиночек — «бордюрщиков», оказывающих услуги у остановок и в местах массового скопления людей, и, наконец, «огурцов» — обычных горожан, которые изредка таксуют на своих автомобилях.
Плюсом «бомбил», дежурящих в оживленных местах, может считаться оперативность. Минусом — более высокая цена. Так, например, поездка с частником от железнодорожного вокзала до «Северного» составит в среднем 300–500 руб. Это же расстояние можно преодолеть и на такси, вызванном по телефону, за 150 руб. Но ждать машину придется 10–20 минут, а то и больше.
Отличаются частники и «легалы» не только ценой, но и таксопарком — у фирм такси наблюдается обновление автопарка. За последние 7 месяцев в Красноярске появилось три новых фирмы такси с автопарком из новых Renault Logan, Volkswagen Polo. «Бомбилы» зачастую ездят на «Жигулях» «от 16 лет и старше».
Принятый в 2011 году федеральный закон об обязательном лицензировании работы такси призван был повысить качество услуг такси: предполагалось, что с рынка уйдут старые автомобили и неквалифицированные водители. Но на деле этого не произошло.
По данным министерства транспорта Красноярского края, лицензии на таксоперевозки в городе имеет 1500 автомобилей. Масштабы теневого рынка такси чиновники даже не берутся определить. «Когда началась выдача лицензий, мы примерно попытались посчитать количество таксистов-частников и не смогли этого сделать. Такие данные никогда не регистрировались», — говорит главный специалист отдела транспорта министерства транспорта Виталий Гуркаев.
Директор такси «Рикша» Владимир Семенов считает, что легальные такси контролируют не более 30 % пассажирских перевозок, остальное приходится на долю частников. «Крупные компании получают лицензии, их такси как ездили разрисованными, так и ездят. А кто бомбил, так и бомбит. Их почти не проверяют. Кто, например, остановит движущуюся легковушку?» — обрисовывает ситуацию бизнесмен.
Чиновник-транспортник Владимир Гуркаев считает, что будущее рынка такси полностью зависит от полиции. «Министерство транспорта занимается выдачей лицензий. Проверкой лицензии у водителя занимаются органы полиции. Дело за тем, чтобы полиция навела порядок», — говорит специалист. В пресс-службе ГУВД края автору сообщили, что проверкой лицензий полицейские могут заниматься только в ходе совместных рейдов с министерством транспорта.
Пока власти решают, кому и когда проводить проверки лицензий у таксующих красноярцев, директор такси Владимир Семенов отправляет в аэропорт «самых надежных и сильных духом» водителей и считает нападения на такси «издержками профессии».
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com