
Красноярка Кристина Арцыбасова точно знает, что одежда «в возрасте» ничуть не хуже новой. Она собирает вещи из разных десятилетий, которые регулярно возвращаются в моду. «Всё новое — это хорошо забытое старое», — писала в своих мемуарах Роза Бертэн, личная портниха французской королевы Марии-Антуанетты. Мода циклична: то, что было популярно несколько лет назад, может вернуться и стать модным снова. Сегодня популярны 80-е и 90-е, потом придет время 60-х, потом нулевых и так далее. Поэтому, покупая винтаж, вы делаете вложение в будущее.
Кристина рассказала корреспонденту NGS24.RU Полине Бородкиной, как ее любовь к винтажным изделиям выросла сначала в коллекционирование, а потом в полноценный проект с арендой для фотосъемок и сезонными распродажами.
Не вещи, а предметы искусства
В 2014 году Кристина, будучи оператором call-центра, открыла для себя интернет-аукцион 24ау.ру (сейчас ау.ру) — девушка пользовалась постоянным доступом в интернет и совмещала скучные звонки с серфингом по площадке. Тогда-то всё и началось. Кристина наткнулась на джинсы из 90-х — это были mom (модель с завышенной талией и свободными от бедра штанинами, часто зауженными книзу и укороченными. — Прим. ред.). По воспоминаниям девушки, они стоили в районе 100–150 рублей.
— Я начала ездить и выкупать без цели перепродать. Мне просто нужно было это купить, чтобы обладать. И я не могла не купить это за такие деньги, — поясняет Кристина. — Нельзя сказать, что я бездумно собирала это. Знала, что это будет полезно, что найдется применение. Например, я полностью переодела себя, переодевала парня, сестру, маму. Я смотрю на человека и думаю: «А во что бы я переодела его?», «Что ему подошло бы, а что — нет?» Когда я еду за определенной вещью, думаю, кому могу предложить ее. Так я и начала заниматься одеждой. Говорила: «Пиши запрос, и я найду». Когда запрос поступал, я засучивала рукава, доделывала свою работу и начинала поиск.
Сейчас Кристина предпочитает искать «сокровища» на Avito. Причем в разных городах. Например, в Санкт-Петербурге, Москве, Выборге, Ленинграде и Екатеринбурге. Для нее это не просто вещи, а полноценные предметы искусства. Также вещи бесплатно отдают люди.
— В одном из своих интервью продюсер и композитор Максим Фадеев сказал что-то вроде: «До 90-х была музыка, после этого начался бесконечный диджеинг». То есть раньше писали музыку, а сейчас — миксовка. То же самое и с модой. Большая мода закончилась в 60-х, потом началась ее интерпретация — у меня даже была лекция на эту тему в «Каменке», — поясняет Кристина. — Если для некоторых людей того времени их тогдашние вещи являются позором в нынешнем и они всячески отнекиваются от того, что носили раньше, то для меня это моя юность, и я ее люблю, уважаю. Почему винтаж? Потому что это проверено временем и удивительным образом остается актуальным. Вы только представьте, какое качество у вещи, которой более 50 лет, раз она дожила до наших лет?
Первый сейл и рождение проекта
За первой вещью появилась вторая, потом третья, четвертая, пятая... Кристина уже не помнит, сколько вещей было в ее первой коллекции — потому что не считала. Но она была очень большой, девушка предполагает, что коллекция могла включать больше 200 позиций. Тогда же она решила устроить свою первую распродажу. Прямо у себя дома — это была огромная полукруглая квартира в Покровке, которую снимал тогда ее парень, а ныне муж Алексей. Разослала приглашения на так называемую «тусу с вешалками», на которую неожиданно пришел не один десяток человек.


После нескольких «тус с вешалками» появился проект «ТочкаСборки VINTAGE» по аренде одежды, которым активно пользуются стилисты и фотографы. Такое название пришло во время мозгового штурма с друзьями-единомышленниками. Кристина начала делать контент — сама стилизовала то, что было в ее коллекции, сама фотографировала, сама вела соцсети. Первыми моделями в проекте были ее родная сестра и муж.
— Точкой сборки была та квартира, которую снимал Алексей. Я сразу поняла, что это то самое, потому что точка, где собираются люди, как в этой квартире. Точка, где собираются вещи. Точка, где собирается образ, — пояснила Кристина. — Винтажная одежда смотрится в кадре намного лучше, чем современная. Это просто аксиома, потому что раньше была лучше фурнитура, лучше крой, лучше качество изделия, и на фотографии всё это передается, она смотрится более настоящей, более антуражной, более интересной. В ней больше души и смысла. Это очень оригинальная и незаезженная одежда.

Кристина — яркий пример того, как окружение влияет на будущих нас. На увлечение девушки во многом повлияла ее семья. Ее родители были творческими людьми — оба художники. Папа — родом из грузинского Батуми — рисовал. А мама — из забайкальского Нерчинска — преподавала в художественной школе, в которую позже пошла и Кристина. Оба шили и в молодости имели производство кожаных и джинсовых курток, а еще занимались апсайклингом.
По воспоминаниям Кристины, мама могла сшить настолько крутую вещь из простой занавески, что подруги просили женщину сделать для них то же самое. А папа — такую джинсовку из трех джинсов, что по ней было и не сказать, что она сделана из вторсырья. Кроме этого, родители, а вместе с ними дедушки и бабушки девушки всегда выглядели с иголки. Маленькая Кристина жила в круговороте творчества и стиля большую часть жизни, что не могло не сказаться на ней уже взрослой. Отсюда и ответ на вопрос «Как ты определяешь, что вещь винтажная» — насмотренность, насмотренность и еще раз насмотренность.
— Папа всегда очень был щепетилен в вопросах стиля. У него всегда была чистая обувь, всё вышколенное, выбритое, знаешь. Волосы уложены гелем, очень интересные рубахи с принтами, которые он сам делал. Тонкая талия его, и пышные брюки-бананы. Папа не боялся, он использовал это и усиливал собственную самоподачу внешними атрибутами. Дедушка по маминой линии был с очень большим чувством вкуса. Смотришь на его фотографию: мужики в обычных штанах, загруженные жизнью, и дед в безукоризненно выглаженных брюках, носках в рубчик чуть собранных, элегантных туфлях, шляпах — это обязательно — и в позе, — описывает Кристина. — Как я определяю, винтажная вещь или нет? Думаю, что всё упирается в насмотренность, которую мне обеспечили родители. Абсолютно всё у нас из детства. И оттуда же моя ненасытность вещами, потому что в юности мне не хватило какого-то расширенного гардероба. Я не наигралась, не напереодевалась, не утолила свою хотелку, что у меня много чего и мне от этого спокойно. Вся моя жизнь — сплошная стилизация.

Винтажные сокровища и люкс за 100 рублей
Из всех вещей, что были у Кристины, ей больше всего запомнился женский шелковый розовый жакет со светло-желтыми тюльпанами. Он участвовал в самом первом сейле девушки и достался одной из покупательниц, которая позже стала постоянной.
— Я говорю ей: «Слушай, наверное, ты ничего не разглядишь, тут свет надо включить. Так получилось, что не особо кому-то интересны именно вещи — потусить больше». Она говорит: «Да ты что, это самый смак — в темноте разглядеть что-то, такой кураж», — вспоминает Кристина. — Я продала ей этот жакет, и она со слезами счастья надевала его. Сказала, что не могла поверить, что здесь можно отхватить такое. До сих пор помню ее реакцию, было круто.

Еще такой вещью был комбинезон в стиле диско: с широкими брюками, крупными черно-белыми цветами и салатовыми пуговицами. Он также участник первого сейла. Кристина призналась, что жалеет о его продаже.

Места любимчиков делят и кожаная куртка из бычьей кожи — ее Кристина купила за 100 рублей в секонд-хенде, девушка носит ее до сих пор. И остроносые казаки за 200–300 рублей также из секонда.

Отдельно Кристина отмечает костюм с платьем и плащом, который был популярен в 90-х годах. Этот комплект ей отдала одна из покупательниц.
— На одном из сейлов ко мне подошла девушка и сказала, что у нее есть офигенная вещь от мамы. Маме привезли ее из-за границы, но она ни разу не надела эти платья и плащ, — вспоминает девушка.

Люкс у Кристины тоже был. Например, оригинальные кроссовки от Prada за 500 рублей. Девушка нашла их всё на том же 24ау.ру и рванула за ними за тридевять земель.
— Они позиционировались как кроссовки для мальчика с 36-м размером ноги. Решила съездить и посмотреть, а ехать надо было в Водники. Сомневалась в оригинальности, потому что сами понимаете, какой контингент мог жить в этом микрорайоне с деревянными бараками, — смеется Кристина. — Но они оказались оригинальными. Оригинальный фасон, оригинальные опознавательные знаки и печати от язычка до подошвы — всё было при них. Неношеные, кожаные — я легко определяю кожу от некожи благодаря папе и дедушке-обувщику по его линии.

Еще — платье от Christian Dior. Кристина случайно нашла его на одном из рейлов в секонд-хенде «Круг», когда там проходила акция «Всё по 100».
— Я просматриваю вещи, смотрю, какая-то бахрома падает мне в руки. Интересный оттенок, прикольное сочинение... А это Кристиан Диор! Понимаю, что оно целое, оригинальное и про нулевые. Я купила его и продала за три тысячи рублей на сейле в модельной школе Sisters.

За всё время существования своего проекта Кристина провела не менее 25 сейлов. Самые крупные из них прошли в культурном центре «Краска», который работал в 2017–2018 годах, — это было в марте 2017 года, фотостудии «Счастье» в октябре 2022 года и модельной школе Sisters в июне 2023-го — в последнем одежду перед распродажей продемонстрировали модели.


«Винтаж — это про возвращение к себе»
Благодаря своему проекту Кристина сменила работу — сейчас она управляет одним из секонд-хендов Красноярска, где открыла рейлы с винтажной брендовой одеждой. Среди брендов — Hugo Boss, Dolce&Gabbana, Giorgio Armani, Lacoste, Levi's и другие.
— Даже если я перееду в другие город или страну, всё равно буду перепродавать винтаж, стилизовать, — говорит Кристина. — Винтаж — это про возвращение к себе. К тому стилю, как одевались родители. К тому, что я видела вокруг себя. Какие журналы я листала... Меня окружали книги по искусству, вязанию, вышиванию, шитью — я бесконечно рассматривала их, вырезала картинки, рисовала иллюстрации с модной одеждой.



Кристина уже придумала, как преподнести свой проект общественности по-другому. Но это пока секрет. Вместе с этим девушка мечтает поставить показ в стиле 60–70-х годов в современной стилизации и попробовать себя в роли костюмера — вдруг в Красноярске кто-то соберется снимать фильм про 80-е?
Мнение Кристины о моде в Красноярске:
— Мода в Красноярске есть, и еще какая, нет лишь ее большой концентрации, поэтому модные люди не особо заметны. Однако мода в глазах смотрящего, и если человек развивает вкус, насмотренность, открыт новому и может легко находить источники вдохновения вокруг, он обязательно будет замечать это прекрасное, эти точечные модные проявления в толпе. А еще нужно бывать на всяких ламповых тусовках, куда как раз таки стекаются такие ребята, и наслаждаться. Чего не хватает нашей моде? Смелости и новых прочтений. Не хватает банально качественных вещей: обуви, сумок, ремней, верхней одежды. И очень-очень не хватает винтажа!
Совет от Кристины: как сделать винтаж актуальным?
— Пройдя тот путь, который я уже прошла и продолжаю проходить, могу сказать, что устаревших вещей практически не бывает, есть только временно не заинтересованный в них взгляд. Поэтому самый простой способ — это следить за модой, тенденциями и искать эти модные аналоги в винтажном мире. Например: пиджаки, кожанки, джинсы, сапоги, сумки — это то, что умеет хорошо сохраняться, выглядит стильнее и добротнее своих современных собратьев.
* Соцсеть признана в России экстремистской и запрещена.
А как вы относитесь к винтажной одежде?