Сейчас конкурсы красоты поставлены на поток и порой овеяны кучей предрассудков. Однако традиция выбирать самую привлекательную и обаятельную среди девушек была заложена еще на закате Советского союза. Первый конкурс в Красноярске состоялся ровно 33 года назад, в декабре 1988 года. Он отгремел на сцене филармонии, а корону для победительницы делали по эскизам известного архитектора города Арэга Демирханова. Мы нашли финалистку Татьяну Лукашевич (Найко), в прошлом студентку педуниверситета факультета начальных классов, и расспросили, чем происходящее отличалось от современных реалий, поступали ли ей непристойные предложения от поклонников и как сложились отношения с конкурентками.
Эту корону Татьяна хранит до сих пор, а об участии в конкурсе рассказывает с теплотой в голосе:
— В то время всё было просто. Развешивались объявления в вузах, появилось такое и в нашем корпусе. Объявление гласило: «Объявляется конкурс красоты, будет просмотр в центральном корпусе института». Меня поучаствовать в нем уговорили девчонки с группы — одна принесла туфли, другая платье. И я поехала на отбор. На отборе необходимо было быть без косметики, под музыку продемонстрировать походку в купальнике, в платье. Для меня всё это было легко. А потом нужно было ждать, когда пройдет еще один отбор и будет окончательно известен список финалисток.
Татьяна вспоминает, что после этого этапа к ней подошел пожилой мужчина с тросточкой и представился владельцем первого в городе кабаре. Он признался, что ему понравилось, как девушка двигается под музыку, и спросил, не хочет ли она пойти к нему работать. Вручил визитку и дал время подумать. Девушка в итоге от предложения отказалась.
— Тогда такое восприятие кабаре было — не очень хорошее. Как я, комсомолка, активистка и правильная девушка, пойду туда работать?
Спустя несколько дней Татьяне позвонили и сказали, что она прошла отбор и допущена до следующих этапов конкурса. А дальше последовало несколько месяцев подготовки, которая, судя по описанию, не уступала современным конкурсам красоты. Девушек учили делать макияж, работать со стилем одежды, ходить по подиуму. Были уроки по актерскому мастерству и позированию, работа с психологами. Изначально предполагалось, что финал конкурса пройдет в конце ноября. Но девушкам не хватило времени для подготовки — и финал перенесли на конец декабря, прямо под Новый год.
На тот момент в Красноярске выходило всего две газеты — «Красноярский рабочий» и «Красноярский комсомолец». Писали о конкурсе красоты только в «Красноярском рабочем». Объемная заметка в одном из номеров была посвящена созданию короны для королевы красоты. Ее дизайн разрабатывал именитый красноярский архитектор Арэг Демирханов, а отливали на КрАМЗе. По задумке авторов она должна была быть лаконичной, воздушной, без вычурности, как на московских конкурсах красоты. Корона хранится у Татьяны дома до сих пор.
Финал конкурса красоты проходил в Большом концертном зале. Нужно было продемонстрировать не только свою красоту и грацию, но и интеллект, и ответить на каверзные вопросы жюри. В заметке «Красноярского рабочего» от 4 января 1989 года писали, что особенно активно болели именно студенты педагогического института. На разогреве выступали рок-ансамбли. Правда, у журналистки «Красноярского рабочего» мероприятие оставило неоднозначные впечатления: мол, ведущие постоянно путали имена участниц конкурса, а в конце букеты всем, кроме победительницы, вручили в полной тишине и без аплодисментов.
— После того, как мне вручили корону, все девочки отправились куда-то праздновать финал, но я с ними не поехала. Как-то так вышло, что как только я получила этот титул, сразу от них отдалилась. Меня во многом поддерживал фотограф, один из членов жюри Александр Васильевич Мищенко. Вместе с женой они отвели меня в отдельную гримерку и объясняли, почему именно так получилось. С ним мы, кстати, общаемся до сих пор, — делится Татьяна.
Александр Мищенко, фотограф и один из членов жюри, вспоминает, что зал БКЗ был хорошо и красиво украшен к конкурсу, но девушки на его фоне терялись из-за высоких сводов. Чтобы выбрать победительницу, жюри необходимо было пообщаться с участницами лично.
— У нас было несколько претенденток в победительницы, — делится Александр Васильевич. — Одна девчонка была очень раскрепощенной, а Таня была скромной. И эта скромность с одной стороны ей мешала, но в финале сыграла на руку, именно эта скромность, в конце концов, и покорила жюри.
В качестве призов все девушки получили отрезы шелка, а Татьяна — хорошую косметику и французские духи, а также поездку в Португалию. Путешествие в Европу состоялось уже на следующий год.
— Позже я отправилась на межрегиональный конкурс, в Читу, но там мне сразу дали понять, что на победу рассчитывать не стоит: если конкурс проходит в Чите, значит, победит и поедет в Москву читинка. Я взяла номинацию «Приз зрительских симпатий». Тогда москвичи звали меня к себе на конкурс, но я отказалась — не хотелось опять оказаться в подобной ситуации. Мне хватило и короны в Красноярске. Конкурс для меня не был способом получить хорошую работу или богатого мужа, это просто было интересное приключение, не более того. И тогда всеми этот конкурс так и воспринимался, — откровенничает девушка.
После института несколько лет проработала учителем младших классов, затем вернулась в родной Зеленогорск, где была диктором на телевидении, затем старшим редактором, затем — главным редактором, а потом возглавляла отдел рекламы. Сейчас Татьяна — фотографирует и пишет картины.
— В Зеленогорске я помогала организовывать конкурс в ЭХЗ, я была ведущей, организатором и сценаристом, и мой опыт участия в конкурсе мне в этом помог. Жюри — это не моя история, мне все нравятся, — смеется Татьяна.
Следующие конкурсы красоты, рассказывает Александр Мищенко, проходили уже на более высоком уровне. Победительница одного из них — Регина Кузьменко — сначала открыла спортивный клуб «Галатея», а потом взяла организацию конкурсов в свои руки и вывела их на другой уровень. В Красноярск стали приезжать столичные визажисты, парикмахеры и стилисты.
— Приехала визажист из Москвы. Регина хотела, чтобы все девчонки были похожи на какой-то определенный типаж. И эта визажист за вечер этих девчонок накрасила, сделала красавиц даже из самых простушек. У нее еще косметика была хорошая, которую при фотографировании не было видно, а до этого в основном использовали грим, — поясняет Александр Васильевич.
Самой успешной стала победительница конкурса 1997 года Ксения Князева. После конкурса она уехала в Москву, поступила в школу-студию МХАТ и с тех пор снимается в кино. Из самых известных ее работ — фильм «Любовь-морковь», комедия «От 180 и выше» и «Курсанты».