Весна Развлечения Христославы, рцейки, пляцки и освященная соль. Как красноярцы отмечали Пасху много лет назад — забытые традиции

Христославы, рцейки, пляцки и освященная соль. Как красноярцы отмечали Пасху много лет назад — забытые традиции

История праздника в Енисейской губернии

Дореволюционные пасхальные столы старались сделать очень богатыми

В воскресенье, 24 апреля, православные празднуют Пасху. Сейчас у каждого есть выбор — кто-то не отмечает ее вовсе, кто-то по традиции красит яйца и готовит куличи, а некоторые даже посещают ночные церковные службы. Но до революции и в советские годы пасхальные традиции сильно отличались от того, что мы видим сегодня. Корреспондент NGS24.RU поговорила со старшим научным сотрудником отдела истории краеведческого музея Тамарой Комаровой и узнала, как красноярцы праздновали Пасху больше ста лет назад.

Как рассказала нам Тамара Семеновна, в городах и деревнях Енисейской губернии праздновали Пасху примерно одинаково. Важной традицией пасхальной недели был «чистый четверг» — люди убирали дом, красили яйца и готовили праздничную одежду. Известный красноярский краевед и фольклорист Мария Красноженова писала в своих работах, что именно в «чистый четверг» люди ходили в баню, пекли куличи и коптили окорока.

— Яйца называли «крашенками» или «писанками» — все зависело от того, коренные были жители или переселенцы из какой-то губернии. Большинство людей, как правило, простолюдины, красили яйца луковой шелухой. В церковь приносили соль, потом она считалась освященной. Ее пережигали в печи и считали одним из главных лечебных средств. На потолках, дверях, на окнах углем или горящей свечой рисовали кресты. Это считалось оберегом дома от летних гроз и лихих людей. Домой обязательно приносили вербы и зажженные церковные свечи, которые хранили целый год, до следующей Пасхи, — рассказывает Тамара Комарова.

Ученый-орнитолог, директор Красноярского городского музея А. Я. Тугаринов с женой и друзьями за пасхальным столом. Красноярск, 1906 год

Обычно Пасху отмечали в семье, но широким кругом родственников. В первую очередь после долгого поста разговлялись яйцами. Обеденный стол застилали скатертью, на него ставили вино и угощение: мясные окорока, жареных уток, курицу, гуся, куличи, печенье, мед и другую праздничную еду.

У состоятельных семей насчитывалось до 30 блюд. Люди победнее старались разнообразить стол и приготовить хотя бы мясо или жаркое. По записям Красноженовой, еду хранили по три дня. Хозяева дома обязаны были угощать всех, кто к ним приходил.

Молодежь любила кататься на аттракционах: в городах были карусели и балаганы, на площадях людям показывали комедийные представления. Богатые жители устраивали катания на экипажах с лошадьми, а если дорога была сухая, то выезжали за город. Сельские жители устраивали конские бега и качались на качелях, которые ставили на краю деревни. Катать на них детей не разрешалось: качели были очень высокие, на них еще нужно было забраться. Еще молодые люди играли в чехарду, водили хороводы и пели. Среди «хороводных» песен самыми известными были народные: «А мы просо сеяли» и «Ух, я сеяла ленок».

Новобазарная площадь в Красноярске, сейчас на этом месте краевая библиотека, площадь Революции и правительство края. Как правило, пасхальные торжества устраивались на главных городских площадях и в парках

— Благодаря переселенцам с запада, в Енисейской губернии стала популярна игра «лотки». Это деревянный лоточек с небольшим наклоном, а внизу лежат крашеные яйца. Кто смог разбить скорлупу и не повредить лоток, тот забирает яичко. Выигрывает тот, кто побил больше яиц. Я росла в уральской деревне, но мы тоже играли в подобную игру, только катали яйца по сухим дорожкам, — вспоминает Тамара Семеновна.

Как и во время рождественских колядок, дети бегали по разным домам и на Пасху. Их называли «христославы», потому что они приходили «славить Христа». Как правило, детям разрешали зайти, и тогда они начинали читать рцейки — стишки и короткие пасхальные песенки.

— Например, был стишок с таким текстом: «Маленький хлопчик вскочил на стольчик, в дудочку играет, Христа поздравляет». Стишки старались прочитать быстро, чтобы обежать как можно больше домов. Известный красноярский купец первой гильдии и золотопромышленник Иван Кириллович Кузнецов выносил мелкие монетки в чашке или даже молочнике, и дети их расхватывали.

Как и сейчас, на вторую неделю после Пасхи отмечалась Радоница. Люди приходили на кладбище, приносили на могилы родных крашеные яйца и куличи. Еду перед этим освящали в церкви.

Тамара Комарова рассказала, что у некоторых людей хранились фарфоровые яйца. Обычно они были недешевыми, на них были изображены разные религиозные сюжеты. Их подвешивали к божничкам — это углы с иконами. Они могли висеть там месяц и даже дольше.

Сотрудники управления земледелия и государственных имуществ Енисейской губернии за пасхальным столом. Красноярск, 1910-е годы

Научный сотрудник музея отметила, что после прихода Советской власти люди продолжали отмечать Пасху. Но праздник проходил более скромно. В деревенских церквях часто не было священника, а службу проводил дьячок из соседнего села.

— В советские годы на Пасху также красили яйца, а мы, пионеры, катали их по дороге. Никто не запрещал верующим бабушкам ездить из деревни в городскую церковь, некоторые даже ходили с иконами по селу. Возможно, это зависело от того, кто был главой деревни или поселка, — вспоминает Тамара Комарова.

Про пасхальные традиции NGS24.RU спросил винного эксперта и автора книг про сибирский стол Игоря Шеина. Он рассказал нам, что в основном люди готовили на праздник блины и творожные пасхи. А яйца и куличи готовили не только к Пасхе, но и ко многим другим праздникам.

Праздничный пасхальный стол в доме красноярского фотографа Людвига Вонаго, начало XX века

Наш корреспондент изучила книгу Шеина «Сибирский публичный стол». Мы не нашли старинных рецептов пасхи или кулича, но обнаружили еще одно праздничное блюдо — пляцки. Пляцки были популярны среди католиков в Польше и на западе Украины, но и православные тоже готовили такие пирожные. Вот его рецепт из меню Общественного собрания:

«Замесить бисквитное тесто из 200 граммов муки, 5 яиц, 200 граммов сахара, 50 граммов крахмала, 15 граммов дрожжей. Добавить в смесь 80 граммов распущенного масла, 20 граммов какао-порошка и несколько капель розового масла. Когда тесто будет окончательно вымешено, выложить в глубокий противень, подслоенный маслом, дать подняться в теплом месте и испечь до готовности в умеренно горячей печке. Остудить, выложить на блюдо и покрыть шоколадной помадкой».

А еще мы рассказывали, как украсить яйца к Пасхе. Посмотрите, какую красоту можно изобразить на обычной скорлупе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства