
В своей стихии
Александр Дубынин по образованию эколог. Работал в Красноярском институте геологии и минерального сырья геофизиком и сейсмологом. Ездил на полевые работы в тайгу, ходил юнгой на парусном бриге. Был журналистом, редактором в краевой экологической газете, вторым режиссером на съемках фильма. Последние семнадцать лет работает в промышленном альпинизме и бесплатно учит скалолазанию красноярцев. Корреспондент NGS24.RU Алексей Тайганавт пошел вместе с ним тренироваться на Столбах.
Фидель на скалах
Под хрустом снега отступают утренние сумерки. Растворяются в толстых сугробах и белых таёжных завалах. В тишине леса слышно, как мелко сыпется снег с нечаянно задетой ветки ельника. Фидель — ник, который Александр Дубынин взял себе много лет назад в интернет-форумах, и с тех пор он закрепился среди альпинистов — ведет за собой группу человек в двадцать.

Фидель

На краю туристической зоны
Идем к дальней границе туристической зоны нацпарка Столбы. Туда, где безлюдные скалы уже полмиллиарда лет удерживают вокруг себя вечность, а город не имеет силы.

Теоретическая часть

Вечность на Столбах
Час с небольшим от Центральных столбов пути и группа встает под Манской бабой. Скала около восьмидесяти метров высотой, на вершине которой, соприкасаясь всего в нескольких точках в основании, застыла многотонная глыба. Сегодня здесь тренировка по зимнему лазанию для начинающих столбистов и тех, кто хочет закрепить навыки.

Вершина Манской бабы

Для вновь прибывших
Забираться на скалу сейчас особенно опасно — под припорошенным снегом скалы голый лёд. Надо переобуваться в трикони. Специальная обувь с металлическими набойками.

Трикони — для ледовых Столбов

Там, похоже, красивей
— Красноярск уникальный в этом смысле — единственный город в России, а может даже и в мире, где еще сохранилось лазание в триконях, — рассказывает руководитель группы Александр Дубынин. — Можно, конечно, и в альпинистских кошках, но это не так удобно и безопасно на наших скалах.

Успеть переобуться
Трикони Александр делает сам: его друг отрисовал чертеж, по которому на станке ему вытачивают набойки. Дальше остается только прикрутить их к обуви. Используют как правило лыжные ботинки, ходить в таких холодно, а забираться в самый раз.

Страховочное

Щетка под снежный карниз
Каждый сам по себе
С двухметровой палкой, на конце которой прикручена щетка, Александр начинает забираться. Идет первым, без страховки. В узком скальном маршруте упирается ногами в камни — чистит ход от тяжело нависающих снежных карнизов. Его осыпает с головы до ног, сыпет за шиворот. Мерзнет, но надо забраться вверх, чтобы закрепить веревку — она для подстраховки остальных в группе.

Очистка от снега

Кому-то не повезло

Идем на самый верх
— В начале двухтысячных у меня был первый серьезный выезд в горы. Тогда наш преподаватель из университета повез нас на Мунку-Сардык (вершина в Бурятии, высота 3500 м), — рассказывает Александр. — Мы, как и полагается новичкам, толком не проверили снаряжение. На месте выяснилось, что в нашей зимней палатке сломалась молния и она не закрывается вообще, а на дворе февраль, между прочим, он в горной местности совсем по-другому ощущается. Маленькая печка не спасала. Мерзли почти неделю. Но мне понравилось.

Поход на Мунку-Сардык
Теперь сам каждый год в начале января возит группы на Мунку-Сардык. Говорит, хорошая гора для того, чтобы потренироваться перед восхождением на более серьезные высоты.

Январь в горах Бурятии

Спуск с 3500 м
— Кроме нас туда зимой практически никто не ездит. Потому что слишком сложно организовывать комфортный быт. И это именно экспедиция, там вопрос коллективного выживания, — говорит Александр. — Мы поехали командой, построили там, например, нормальный туалет, который до сих пор стоит, уже три года. А по одиночке всё тяжело. Зимние поездки, они коллективный дух формируют. Это очень важно. В этом сила сибиряков — мы еще не разучились коллективно противостоять суровым условиям. Хотя сейчас в обществе все направлено на то, чтобы как можно сильнее атомизировать людей. Культ индивидуальности. Но один — каким бы ты не был красивым и замечательным — тяжелое бревно не перенесешь.

На обследовании ГЭС
Манская баба
У него самого двадцатилетний стаж столбиста, восхождения на пятитысячники в России и Грузии, на семитысячный пик Ленина в Кыргызстане. Зарабатывает на промышленном альпинизме. Он квалифицированный эксперт по неразрушающему контролю — имеет право оценивать состояние сооружений перед тем, как его введут в эксплуатацию. Часто в разъездах: обследует металлические и бетонные конструкции по стране, в том числе, на гидростанциях. А в свободное время — снова в горы.

Лучше гор не только горы
— Нет, у меня адреналиновой зависимости нет. Вот я сходил один раз на пик Ленина и мне хватило. Знаешь, туда подниматься — это все равно что взять 40-киллограмовый рюкзак и пойти пешком до Дивногорска. А потом обратно, — делится Александр. — Для меня важнее само путешествие. Другой климат, новые люди, иные традиции и обычаи, непривычная кухня. В этом весь смысл выездов.

Те, кто забрался раньше остальных

Спусковое устройство
Оставшиеся на земле под скалой по очереди обвязываются веревкой и начинают по одному забираться наверх. Ниже на подстраховке еще один опытный альпинист. Новичкам зимняя скала дается непросто — и скользко, и страшно, процесс затягивается. Дует хиус, пальцы рук и ног пока карабкаешься по скале замерзают гораздо быстрее. Надежно согревает только выброс адреналина. Постепенно на «плечо» Манской бабы забираются все. Без происшествий. Как и должно быть на стандартной тренировке.

Летом тут можно без веревки

В альпинистских кошках

Подъем на Манскую бабу
Прямое попадание молнии
Бывает по-другому, даже когда все предусмотрел и сделал по правилам. В июле прошлого года в горах Ергак в Александра попала молния. Тогда после традиционных альпсборов для всех желающих, он вместе с несколькими опытными альпинистами полез на пик Звездный. Самый высокий в Ергаках (высота 2265 метров.)

Ергаки
— Когда мы начинали подниматься, стояла хорошая погода, солнце светило, мы там фотографировались. И тут налетает туча, поливает дождь, за ним град. Все очень стремительно, наверное, минут за двадцать меняется, — вспоминает Александр. — Нам до вершины, может, метров двести всего остаётся. Я на скальной полке нахожусь. И вдруг появилось ощущение опасности. Сильное беспокойство. Я не суеверный, начал искать рациональное объяснение. Проверил петли, веревки, все нормально. Потом подумал, а вдруг камень упадет– он там размером с автомобиль. Сел на корточки и уперся в него спиной. И возможно это спасло мне жизнь. Слышу громкий хлопок, перед глазами желтая вспышка и всё, потерял сознание. Даже не знаю сколько провел в таком состоянии. Со мной в связке была альпинистка Катя Репина. Шла чуть ниже и уже почти встала на площадку рядом со мной. Она от удара молнии погибла. Я получил ожоги, ноги отнялись. Пытался реанимировать Катю, но оказалось поздно. Думаю, если бы тогда не сгруппировался, возможно не выжил бы.

В вертолете санавиации
С помощью двух других альпинистов, которые были по веревке ниже и пострадали не так сильно, Александр спустился. До палатки дойти не смогли, спали прямо под горой, обернувшись полиэтиленом. На следующий день дождались приезда друзей и спасателей. Бортом санавиации его увезли в краевой ожоговый центр. Пересаживали кожу, лечился больше месяца.

Поднялся
— В горы я после этого ходить не перестал. Конечно, это же была случайность. Когда ты долго занимаешься каким-то делом, то всегда что-то может произойти. Даже такое, казалось бы нереальное просто, — говорит Александр. — Другое дело, еще больше задумался: а что останется после меня…У меня месяц назад родился сын, и это самый важный момент в моей жизни. Теперь еще больше ответственности за него, за жену.

Зачистить «карманы»

Почти боготворит
Культ бабла
Четыре года назад Александр стал председателем городской федерации альпинизма. На общественных началах. Денег за это не получает. Раз в неделю на Столбах бесплатно тренирует новичков сам или привлекает знакомых красноярских альпинистов. Организовывает лекции по альпинизму.

На лекции по горной подготовке
— Мы фактически какую-то функцию государства на себя взяли. Зачем? Наверное, потому, что мы воспитанники красноярской школы альпинизма — одной из самых сильных в России. И я не хочу, чтобы прервалась преемственность, — рассказывает Александр Дубынин. — Хорошо, что нам помогает муниципальный «Центр путешественников», дают помещение под лекции. Но большая часть всего держится на энтузиазме. У нас же насаждается одна идеология повсеместно: в труде, в спорте, в искусстве, в культуре, везде — культ бабла. Успешная успешность, которая определяется только тем, сколько рублей у человека на счете. У кого больше — тот интересней, красивей, нужней. Я не против больших денег, но это мышление преподносится как будто истина в последней инстанции.

Скользко, капец

Немного коллективизма
— Это и в спорте заметно. Тот же альпинизм требует терпения, усилий над собой, собранности. Он не дает быстрых результатов. И тем более не обогащает, — продолжает Александр. — Есть футбол, ММА, например, ребята там получают гигантские деньги. Молодежь смотрит на это и думает: зачем рисковать в горах, переносить какие-то неудобства, трудности. Выхлопа-то в деньгах нет. А я считаю, что основной плюс альпинизма — он закаляет характер, делает целеустремленным. Горы, как рентген сразу просвечивают характер человека. Меняют людей в лучшую сторону. Особенно там, где есть командная работа.

На «плече» Манской Бабы

На вершине

Пока хозяева забираются
— В общем, мы с товарищами как можем противостоим идеологии бабла во всем. Конечно, это такая война Дон Кихота с ветряными мельницами. Но я очень люблю Сибирь, и хочу, чтобы тут, в Красноярске и в регионе развивалось всё, — рассказывает Александр Дубынин. — Наши природные условия подталкивают к тому, что для выживания мы должны действовать коллективно. А российский альпинизм этим от западного отличается — у нас всегда была историческая возможность образовывать команды. И я делаю то, что могу. На фига мне это надо? Да, иногда думаешь, что всё бесполезно. Но это до первой тренировки, до восхождения — потом к тебе подходит человек и говорит «спасибо». И ты понимаешь, что надо продолжать в любом случае.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.