Татарская деревня Казанка находится в 140 километрах от Красноярска. Она — «мать» соседнего села Верх-Казанка, в которое мы ездили на выборы. В этот раз поводом для поездки вглубь тайги стал храм. По словам муфтия Гаяза Фаткулина, ближайшая к Красноярску мечеть находится именно в Казанке. Маленькую деревню в пять улиц населяет всего 72 человека. Но в такие священные праздники, как Курбан-байрам, Казанка становится многолюдной. На чтение молитвы и праздничный обед собираются десятки верующих из соседних сел и деревень.
Курбан-байрам (араб. — праздник жертвоприношения) — исламский праздник окончания паломничества в Мекку. В этот день у мусульман принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню.
Подготовка к празднованию у мусульман начинается с раннего утра. Для начала нужно совершить омовение, а затем направиться в мечеть. В Казанке, перед молитвой в храме, верующие собираются в начале деревни и проводят шествие по центральной улице с чтением такбира.
Как объяснил имам местной мечети Мавлюджан, такбир — это молитва. Такой способ прочтения является для верующих деревни традицией — в городе такого шествия уже не увидишь. Мусульмане читают молитву, проходят 40 шагов и повторяют ее снова. Так происходит до того момента, пока жители не дойдут до мечети.
Здание мечети в Казанке открыли в 1912 году. Как и сейчас, оно было двухэтажным, деревянным и очень просторным. Спокойно принимать гостей храм смог до 1917 года. Для сохранности здания жители решили превратить «Божий дом» в сельскую школу.
Годы шли, деревень вокруг Казанки становилось всё меньше и меньше. Из-за отсутствия детей в 2007 году закрылась школа. В этот же год преподаватель Верх-Казанской школы Рашид Бадртдинов предложил Гараеву восстановить здание, чтобы принимать туристов. Местные жители одобрили такое решение, и уже осенью 2009 года мечеть снова открыла свои двери.
— Много красноярцев сюда приезжает, туристов. У нас есть музей, отдельно мужские и женские молитвенные залы, учебные классы. Это не во всех мечетях такое можно увидеть, — рассказывает о потоке туристов в маленькую деревню Ильдус.
Житель Красноярска Хуршин приехал в Казанку по приглашению. В этой деревне он впервые. Мужчина признается, что мечеть действительно очень красивая, и надеется, что вернется в Казанку снова. Мусульманин также выразил поддержку в строительстве второй мечети в Красноярске.
— Если в Красноярске будут строить еще одну мечеть, это будет очень хорошо. По праздникам и пятницам народ на улице читает, места нет, так нельзя, — негодует мужчина.
Во время шествия можно было увидеть женщин разного возраста. Все они стояли возле своих ворот. Обычно они не принимают участия в шествии.
Более молодые девушки снимали праздничную молитву на телефон. Старшее же поколение придерживается традиций и правил. Две женщины сидели на лавочке, но когда мужчины стали подходить — резко спрятались за ворота. Одна из жительниц Казанки рассказывает — по религии на мужчин и женщин можно смотреть либо сзади, либо косо, «чтобы не засматривались».
После прочтения такбира мужчины заходят в мечеть. Там они прочитают праздничную молитву. Но перед этим раздадут друг другу садака (милостыню). Жительница деревни Назия Ермакова рассказывает, что садака можно не только отдать другому в священный праздник, но и положить в специальный ящик на стене.
— В любое время заходишь, кладешь денежку и в тетрадку записываешь. Каждую пятницу по этой тетрадке за каждого молятся, — объясняет женщина.
Собранная на празднике милостыня должна пойти только на пользу человеку. Ее нельзя тратить на то, что запрещено в исламе.
После обмена милостыней верующие поднимаются в комнату на втором этаже и начинают праздничную молитву. Услышать ее можно и на улице. Молитва читается в микрофон, звук от которого слышен не только внутри мечети, но и в разных уголках небольшой Казанки.
Сама молитва длится около получаса. Несмотря на долгое время, отцы берут с собой сыновей, а дяди — племянников. Даже самые маленькие находились в зале и слушали молитвы.
Пока мы ждем окончания молитвы, Назия Ермакова устроила нам небольшую экскурсию по мечети. Первым мы увидели небольшой музей. Назия Валеевна полностью собрала его сама — здесь можно увидеть самодельные корзины, старые кровати, самотканые полотенца, половики и даже сундук, обитый железом, который подарили на никах (свадьбу) одной из жительниц Казанки.
— На каждом предмете есть подпись, название с кратким описанием — от кого и кому его передавали. Также подписываем год передачи предмета в музей и от кого его получили. Ильдус [Гараев] предложил мне открыть музей. Я всё собирала сама, обзванивала жителей села. За некоторыми вещами пришлось ездить даже в соседнюю Большую Мурту, а то и вовсе в Красноярск, — рассказывает журналистам женщина.
Помимо старинных ценностей, на полках можно увидеть подписанные 30–40 лет назад партийные билеты, пригласительные от районных комитетов, вырезки из старых газет. Всё это Назия Валеевна бережно собирала годами и сохраняет по сей день.
Соседний учебный класс отличается своей простотой и большим списком литературы для изучения ислама. В этом году занятий нет — компетентного специалиста по преподаванию ислама найти пока не могут.
Тем временем в комнате напротив суетятся женщины. Они готовят праздничный обед для мужчин после молитвы. На столе разнообразие татарских блюд. Из основных — хворост, эчпочмак и чак-чак. Жительницы деревни рассказывают, что каждый приносит на стол что-то от семьи. Повторения в блюдах не бывает — праздники проходят часто, поэтому женщины давно распределились.
Мужчины уже закончили молитву и спустились на первый этаж для чаепития. Тут мы встретились с красноярцем Вакилем. Мужчина уже несколько лет живет в Красноярске, но на каждые праздники всё же приезжает в Казанку.
— Это традиция, на каждые праздники приезжаю в родную деревню помолиться. В городскую мечеть хожу редко, — признается мужчина.
Пока взрослые пьют чай со сладостями, дети рассматривают экспонаты музея. 12-летний Ильгиз живет с родителями в Большой Мурте, но приезжает к родственникам в Казанку. Мальчик рассказывает, что на молитве был не первый раз, и некоторые фразы уже запомнил.
— Меня бабай [в переводе с татарского — дедушка. — Прим. ред.] берет с собой. Мы сидим, слушаем, молитвы всякие учим.
— Если бы тут была школа, где изучают ислам, ты бы в нее ходил?
— На летних каникулах — да. Мне интересно, нравится, — признается мальчик.
В гостях у мусульман в праздничный день оказались красноярцы Роман и Юрий, это друзья Ильдуса Гараева. Мужчины рассказали журналистам, что долгое время прожили в Стамбуле и за это время увидели не одну великую мечеть. В этот раз они решили посмотреть храм в маленькой Казанке. Кстати, за его реконструкцию однажды взялся их друг Ильдус.
— Как вы считаете, в Красноярске нужна вторая мечеть?
— Абсолютно. Причем, прожив в таких странах, в мусульманских конкретно, где очень много церквей. Любое вероисповедание должно быть свободой выбора. Поэтому никаких проблем в этом нигде не видим, — отвечает на вопрос журналиста Юрий.
После молитвы в праздник Курбан-байрам жители приглашают друг друга к себе в гости. Журналистов NGS24.RU в гости позвала Назия Валеевна. Помимо сладкой выпечки, женщина приготовила для гостей токмач — суп с лапшой и манты с говядиной. По ее словам, эти татарские блюда — основа любого праздничного стола. Вместе с нами в этот день ими наслаждались еще десятки семей в маленькой деревне Казанка.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.