Религия «В городскую хожу редко»: как прошел Курбан-байрам в мечети села Казанка, где еще есть место для верующих

«В городскую хожу редко»: как прошел Курбан-байрам в мечети села Казанка, где еще есть место для верующих

В Красноярске мусульманам молиться уже давно стало тесно

Вторая по близости к Красноярску мечеть находится в 140 километрах от города

Татарская деревня Казанка находится в 140 километрах от Красноярска. Она — «мать» соседнего села Верх-Казанка, в которое мы ездили на выборы. В этот раз поводом для поездки вглубь тайги стал храм. По словам муфтия Гаяза Фаткулина, ближайшая к Красноярску мечеть находится именно в Казанке. Маленькую деревню в пять улиц населяет всего 72 человека. Но в такие священные праздники, как Курбан-байрам, Казанка становится многолюдной. На чтение молитвы и праздничный обед собираются десятки верующих из соседних сел и деревень.

Курбан-байрам (араб. — праздник жертвоприношения) — исламский праздник окончания паломничества в Мекку. В этот день у мусульман принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню.

Подготовка к празднованию у мусульман начинается с раннего утра. Для начала нужно совершить омовение, а затем направиться в мечеть. В Казанке, перед молитвой в храме, верующие собираются в начале деревни и проводят шествие по центральной улице с чтением такбира.

Мужчины толпой идут по деревне

Как объяснил имам местной мечети Мавлюджан, такбир — это молитва. Такой способ прочтения является для верующих деревни традицией — в городе такого шествия уже не увидишь. Мусульмане читают молитву, проходят 40 шагов и повторяют ее снова. Так происходит до того момента, пока жители не дойдут до мечети.

Здание мечети в Казанке открыли в 1912 году. Как и сейчас, оно было двухэтажным, деревянным и очень просторным. Спокойно принимать гостей храм смог до 1917 года. Для сохранности здания жители решили превратить «Божий дом» в сельскую школу.

Здание в разные годы можно увидеть внутри мечети

Годы шли, деревень вокруг Казанки становилось всё меньше и меньше. Из-за отсутствия детей в 2007 году закрылась школа. В этот же год преподаватель Верх-Казанской школы Рашид Бадртдинов предложил Гараеву восстановить здание, чтобы принимать туристов. Местные жители одобрили такое решение, и уже осенью 2009 года мечеть снова открыла свои двери.

— Много красноярцев сюда приезжает, туристов. У нас есть музей, отдельно мужские и женские молитвенные залы, учебные классы. Это не во всех мечетях такое можно увидеть, — рассказывает о потоке туристов в маленькую деревню Ильдус.

Житель Красноярска Хуршин приехал в Казанку по приглашению. В этой деревне он впервые. Мужчина признается, что мечеть действительно очень красивая, и надеется, что вернется в Казанку снова. Мусульманин также выразил поддержку в строительстве второй мечети в Красноярске.

— Если в Красноярске будут строить еще одну мечеть, это будет очень хорошо. По праздникам и пятницам народ на улице читает, места нет, так нельзя, — негодует мужчина.

Почти на каждых домах висят красные таблички. Они указывают на то, что в этом доме жил или живет ветеран ВОВ

Во время шествия можно было увидеть женщин разного возраста. Все они стояли возле своих ворот. Обычно они не принимают участия в шествии.

Более молодые девушки снимали праздничную молитву на телефон. Старшее же поколение придерживается традиций и правил. Две женщины сидели на лавочке, но когда мужчины стали подходить — резко спрятались за ворота. Одна из жительниц Казанки рассказывает — по религии на мужчин и женщин можно смотреть либо сзади, либо косо, «чтобы не засматривались».

С молитвами мужчины добрались до мечети

После прочтения такбира мужчины заходят в мечеть. Там они прочитают праздничную молитву. Но перед этим раздадут друг другу садака (милостыню). Жительница деревни Назия Ермакова рассказывает, что садака можно не только отдать другому в священный праздник, но и положить в специальный ящик на стене.

— В любое время заходишь, кладешь денежку и в тетрадку записываешь. Каждую пятницу по этой тетрадке за каждого молятся, — объясняет женщина.

Собранная на празднике милостыня должна пойти только на пользу человеку. Ее нельзя тратить на то, что запрещено в исламе.

Садака может быть любого размера

После обмена милостыней верующие поднимаются в комнату на втором этаже и начинают праздничную молитву. Услышать ее можно и на улице. Молитва читается в микрофон, звук от которого слышен не только внутри мечети, но и в разных уголках небольшой Казанки.

Сама молитва длится около получаса. Несмотря на долгое время, отцы берут с собой сыновей, а дяди — племянников. Даже самые маленькие находились в зале и слушали молитвы.

Пока мы ждем окончания молитвы, Назия Ермакова устроила нам небольшую экскурсию по мечети. Первым мы увидели небольшой музей. Назия Валеевна полностью собрала его сама — здесь можно увидеть самодельные корзины, старые кровати, самотканые полотенца, половики и даже сундук, обитый железом, который подарили на никах (свадьбу) одной из жительниц Казанки.

Эту корзину сам сделал житель деревни

— На каждом предмете есть подпись, название с кратким описанием — от кого и кому его передавали. Также подписываем год передачи предмета в музей и от кого его получили. Ильдус [Гараев] предложил мне открыть музей. Я всё собирала сама, обзванивала жителей села. За некоторыми вещами пришлось ездить даже в соседнюю Большую Мурту, а то и вовсе в Красноярск, — рассказывает журналистам женщина.

А вот и сундук, который муж подарил с женскими обновками на никах. Никах можно сравнить с венчанием в церкви у православных

Помимо старинных ценностей, на полках можно увидеть подписанные 30–40 лет назад партийные билеты, пригласительные от районных комитетов, вырезки из старых газет. Всё это Назия Валеевна бережно собирала годами и сохраняет по сей день.

Соседний учебный класс отличается своей простотой и большим списком литературы для изучения ислама. В этом году занятий нет — компетентного специалиста по преподаванию ислама найти пока не могут.

А молочко — домашнее

Тем временем в комнате напротив суетятся женщины. Они готовят праздничный обед для мужчин после молитвы. На столе разнообразие татарских блюд. Из основных — хворост, эчпочмак и чак-чак. Жительницы деревни рассказывают, что каждый приносит на стол что-то от семьи. Повторения в блюдах не бывает — праздники проходят часто, поэтому женщины давно распределились.

Если бы вы знали, как это вкусно...

Мужчины уже закончили молитву и спустились на первый этаж для чаепития. Тут мы встретились с красноярцем Вакилем. Мужчина уже несколько лет живет в Красноярске, но на каждые праздники всё же приезжает в Казанку.

— Это традиция, на каждые праздники приезжаю в родную деревню помолиться. В городскую мечеть хожу редко, — признается мужчина.

Такую настенную молитву можно увидеть при входе над дверью в домах у верующих

Пока взрослые пьют чай со сладостями, дети рассматривают экспонаты музея. 12-летний Ильгиз живет с родителями в Большой Мурте, но приезжает к родственникам в Казанку. Мальчик рассказывает, что на молитве был не первый раз, и некоторые фразы уже запомнил.

— Меня бабай [в переводе с татарского дедушка. — Прим. ред.] берет с собой. Мы сидим, слушаем, молитвы всякие учим.

— Если бы тут была школа, где изучают ислам, ты бы в нее ходил?

— На летних каникулах — да. Мне интересно, нравится, — признается мальчик.

В гостях у мусульман в праздничный день оказались красноярцы Роман и Юрий, это друзья Ильдуса Гараева. Мужчины рассказали журналистам, что долгое время прожили в Стамбуле и за это время увидели не одну великую мечеть. В этот раз они решили посмотреть храм в маленькой Казанке. Кстати, за его реконструкцию однажды взялся их друг Ильдус.

Юрий и Роман приехали по приглашению Ильдуса Гараева

— Как вы считаете, в Красноярске нужна вторая мечеть?

— Абсолютно. Причем, прожив в таких странах, в мусульманских конкретно, где очень много церквей. Любое вероисповедание должно быть свободой выбора. Поэтому никаких проблем в этом нигде не видим, — отвечает на вопрос журналиста Юрий.

Вот такой небольшой, но праздничный стол встречал журналистов

После молитвы в праздник Курбан-байрам жители приглашают друг друга к себе в гости. Журналистов NGS24.RU в гости позвала Назия Валеевна. Помимо сладкой выпечки, женщина приготовила для гостей токмач — суп с лапшой и манты с говядиной. По ее словам, эти татарские блюда — основа любого праздничного стола. Вместе с нами в этот день ими наслаждались еще десятки семей в маленькой деревне Казанка.

Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Метро или метротрам? Как правильно называть то, что строят в Красноярске
Анонимное мнение
Мнение
«Трудности будут вне зависимости от возраста»: красноярский психолог высказалась о родах до 23 лет
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления