Многие красноярцы знают про Успенский мужской монастырь на берегу Енисея и про Знаменский скит на окраине Дивногорска. Но мало кто знает историю его основателя, которая обросла мифами и скандалами еще в годы его жизни. Архимандрит Зосима провел в Красноярске совсем немного лет, но оставил и серьезное наследие, и массу слухов. Под конец жизни он и вовсе получил уголовное наказание. Рассказываем необычную историю этого священнослужителя.
Залман Мордухов-Рашин, который стал сооснователем Успенского мужского монастыря в Красноярске, родился в 1840 году в Черниговской губернии. Он был незаконнорожденным сыном еврейки, и в 12-летнем возрасте попал в рекрутский батальон для юных призывников и детей солдат.
В 18 лет Залман перешел в христианскую веру, принял крещение и получил имя Дмитрий. После службы работал вахтером на интендантском складе в Тамбове. В 29-летнем возрасте ему удалось постричься в монахи в Полтаве — он уволился из армии и поступил на службу в монастырь. Там он получил имя Зосима.
В 1872 году Рашин поступил служить экономом архиерейского дома в Иркутске. Но уже в следующем году иркутский епископ умер, а Зосима стал благочинным монастырей Енисейской епархии в Красноярске. И эконом, и благочинный — это очень высокие должности в православной иерархии.
В 1871 году в Красноярске был создан Комитет Православного Миссионерского общества. Главной его задачей было содействие миссии по обращению нехристиан в христианскую веру. Среди членов комитета был и Зосима, и красноярский голова Прейн, и губернатор Аполлон Лохвицкий.
Зосима нашел спонсоров, на деньги которых был построен Успенский мужской монастырь. Монашеское общежитие строилось с 1879 по 1883 год.
— В короткое время уже многие из завербованных и поступивших в обитель по распродаже всего своего имущества и по отдаче денег в монастырь, теперь по разным причинам вышедшие из него, остались совершенно без средств к существованию, — цитировали в подкасте «Закат империи» письмо губернатора Енисейской губернии Лохвицкого.
В официальных исторических источниках про Зосиму отзываются совсем по-другому. Его вспоминают как грамотного священника и инженера, который сам строил здания монастыря и который много сделал для развития православия в Енисейской губернии.
— Высокую оценку профессионализму, грамотным инженерным решениям Зосимы дали Енисейские губернские архитекторы А. А. Лоссовский и С. В. Нюхалов и архитектор Главного управления Восточной Сибири П. Г. Севастьянов. С 1880 года Зосима приложил много усилий к тому, чтобы Успенскому монастырю был выделен участок «четырьмя тыс(ячами) десятин земли по Мане, в местах самых рыболовных и изобилующих лесами». В течение десяти лет здесь вырос иноческий скит в честь чудотворной иконы Богоматери Абалакской, паломники к которой стекались круглый год со всей Сибири, — говорится в паблике краевого Центра по сохранению культурного наследия.
Успенский мужской монастырь — не единственное начинание Зосимы. Он же основал в 1881 году женскую Знаменскую общину в 48 верстах от Красноярска. Изначально община состояла из 18 послушниц, а ее благочинным стал Зосима. Монастырь находился на землях Знаменского стекольного завода, сейчас его остатки расположены за поселком Памяти 13 борцов.
Про новые монастыри в городе начали ходить разные слухи. Жители говорили о том, что послушницы якобы ночуют в мужской обители и часто туда ходят, хотя это запрещено монастырским уставом. Одна из жандармских проверок обнаружила наличие женщин в монастыре. Дело дошло до Синода, и в 1886 году Зосиму и архиепископа Антония перевели из Сибири в Пензу.
В Пензе Зосима стал настоятелем мужского монастыря и духовником женского. Там он произвел прекрасное впечатление на местные власти и получил чин архимандрита. Но работал он там недолго: по подозрению в прегрешениях и «знакомствах с женским полом» его сослали в Соловецкий монастырь. Там Зосима приобрел славу скандалиста: он часто писал доносы на игумена и жаловался на коррупцию. Из Соловков его сослали сначала в Великий Устюг, а затем — в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь с очень строгими правилами содержания.
В обоих монастырях Зосима продолжил жаловаться на начальство. И в середине 1890-х годов архимандрита отправили в марийское село Сарсы-Вторые, находившееся в Пермской епархии. Там он должен был заниматься подвижничеством, то есть обращать в православие марийцев. Ему удалось найти последователей и спонсоров, и в 1896 году Зосима основал Сарсинский Боголюбский женский монастырь.
Изначально в обители было несколько десятков девушек. Слава монастыря росла, и к 1900 году послушниц было уже 90. Современники Зосимы вспоминают, что многие женщины почитали его как «святого» и во всем слушались проповедника. Сам священник всегда очень хорошо и дорого одевался. При женской обители была игуменья, но самым главным считался именно основатель.
В 1902 году против Зосимы возбудили уголовное дело. Его обвинили в двух случаях изнасилования и растления малолетних девочек. Слухи о том, что духовник якобы совращал девушек, ходили давно.
В 1905 году суд признал Рашина виновным. Сначала его приговорили к 11 годам каторги. Но Зосиме было уже за 60, и наказание заменили на 16,5 года тюрьмы.
Зосима содержался в разных тюрьмах и в одноместных камерах. Многие поклонники считали его невинно пострадавшим и были уверены, что его оклеветали. По воспоминаниям публициста Александра Жиркевича, Зосима производил приятное впечатление на людей и в тюрьме. Писатель также считал архимандрита невиновным. Более того, в разговорах с публицистом Зосима намекал на свое происхождение: якобы священнослужитель был незаконнорожденным сыном императора Александра II. Никаких официально задокументированных подтверждений этому нет.
— По признанию старца, появление его в мире временном прикрыто «глубокой таинственностью» и ведомо было одному Богу. Он говорил: «Кто были мои родители, где и в какой церкви я крещен, где проживали родившие меня, чем занимались они?» — вследствие особых, исключительных и чрезвычайных обстоятельств в жизни моей — от дня рождения, младенчества, отрочества, юношества, зрелого возраста и доселе, могу дать ответ непосредственно только, и только лично, помазаннику Божиему, ныне благополучно царствующему государю императору [Николаю II]», — говорится на сайте Боголюбского женского монастыря в статье, написанной по дневникам Жиркевича.
В тюрьмах священник писал прошения на имя императора Николая II. В 1912 году Зосиме заменили заключения на пятилетнюю ссылку в монастырь. Но по прибытии в монастырь Ковенской губернии (нынешняя территория Литвы) он скончался.
Тело Зосимы перевезли в Сарсы-Вторые и похоронили у ограды Боголюбского монастыря. В 2012 году в честь 100-летия со дня смерти его останки перенесли в домовой храм в том же селе.