Компания «Гуриати» миллиардера Данила Гуриева в ноябре 2023 года получила разрешение на строительство восьмиэтажного жилого дома на улице Вейнбаума, совсем рядом с мэрией Красноярска. Параллельно застройщик заканчивает реставрацию четырех исторических зданий в этом квартале — корпусов бывшей городской больницы и церкви при ней. Корреспонденты NGS24.RU обратились в компанию с вопросами о будущем жилом доме, а также напросились на экскурсию в почти отреставрированный исторический особняк бывшего енисейского золотопромышленника.
Изначально, с середины XIX века, на перекрестке нынешних улицы Вейнбаума и проспекта Мира золотопромышленник и купец Никита Мясников построил себе усадьбу с особняком и садом. Никита умер в 1847 году, после чего его особняк переходил от одного его родственника к другому. В 1857–1862 годах усадьбой владел разбогатевший мещанин Иван Краузе, открывший в особняке гостиницу «Россия» (позже — «Амур»).
Наконец, в 1864 году дом достался городу и туда переместилась городская больница № 1. В следующие десятилетия рядом возвели церковь, административный корпус и другие здания. Больница № 1 просуществовала до трагедии 2013 года. Тогда на одну из пациенток обрушилась кирпичная стена. Пожилая женщина погибла, а учреждение закрыли.
В 2018 году фирма «Гуриати» Данила Гуриева выкупила у города бывшую городскую больницу и остальные здания в квартале (за исключением церкви). Ранее мы подробно рассказывали об этой истории, о самом Даниле Гуриеве и его планах здесь. Данил — сын основного владельца Новоангарского обогатительного комбината Владимира Гуриева. Всего Гуриев-младший, по данным сервиса «Контур.Фокус», владеет долями в восьми компаниях в Красноярском крае и Республике Северная Осетия — Алания. Среди них, например, «Енисейэкопром» и футбольный клуб «Алания». Общая выручка компаний Данила Гуриева в 2022 году — 2,1 миллиарда рублей, чистая прибыль — 150 миллионов.
«Гуриати» начала реставрацию домов и одновременно запроектировала новый жилой комплекс в квартале со стороны улицы Карла Маркса. Компания специализируется на добыче и резке камня. Она уже построила в Красноярске один жилой дом — ЖК «Триумф» в Покровке. В 2022 году, по данным сервиса «Контур.Фокус», компания заработала миллиард рублей с чистой прибылью 86 миллионов.
О том, как идет реставрация, и некоторые детали о будущем доме NGS24.RU рассказал исполнительный директор «Гуриати» Павел Бобрешов.
Реставрация
— Расскажите, на какой стадии сейчас реставрация зданий на Вейнбаума и сколько денег на нее уже потратили?
— На реставрационные работы ушло более одного миллиарда рублей. В реставрацию мы взяли четыре объекта культурного наследия регионального значения: «Главный больничный корпус» второй половины ХIХ века, «Больничный корпус с флигелем» 1894–1898 годов, «Церковь Николая Чудотворца (при городской больнице)» 1907 года и «Гараж с проходной» первой половины ХХ века. Все работы сейчас находятся на завершающей стадии. А гараж с проходной уже отреставрирован.
— Я так понимаю, самый большой объем работ сейчас остается на церкви. Какие сложности были с ней, с участком под ней? Скажем, пришлось ли отдельно выкупать у РПЦ землю по каким-то их условиям?
— Землю со стоящей там церковью Николая Чудотворца епархия передала компании «Гуриати» с обязательным условием ее реставрации. Церковь к тому времени находилась в плачевном состоянии.
Кирпичное здание церкви заложили в 1902 году и выстроили к 1907 году по проекту архитектора Владимира Соколовского. После революции здания больничного двора передали Губздраву. В 1922 году большевики начали борьбу с епархией — одни училища и храмы ликвидировали, из других изымали ценности. С крыши церкви убрали и купола, и колокольню, которые так долго достраивали до революции. Храм был сильно перестроен в годы советской власти и приспособлен под нужды больницы. Долгое время он использовался под склады, а часовня внизу — как больничный морг. Здание расширили за счет разных пристроек. В 1963-м храм перегородили: вместо одного этажа стало два. Старые окна и двери частично замуровали и пробили новые. Церковь неоднократно перестраивалась, здание было значительно повреждено в советские годы (60–70 годы XX века).
Проект реставрации предполагал демонтаж всех поздних пристроек, которые изменили исторический облик здания, воссоздание на основе иконографических материалов, данных натурных, архивных и библиографических исследований утраченных архитектурных элементов храма.
По первоначальной смете стоимость реставрации составляла около 100 миллионов рублей, но при проведении работ понадобились куда большие средства. Сейчас речь идет более чем о 200 миллионах рублей. Пока говорить о точной сумме рано, поскольку работы еще ведутся. Для реставрационных работ это обычная практика, поскольку на первоначальном этапе невозможно предусмотреть все нюансы и их осметить. Хотя, конечно, сумма оказалась значительно выше, чем мы предполагали изначально.
После окончания реставрации церковь так и будет принадлежать епархии.
Реставрация храма должна была закончиться в конце 2023 года. Как пояснил NGS24.RU начальник канцелярии митрополита и настоятель храма «Святого Иоанна Предтечи» отец Николай Ши-кэ-мин, в период реставрации нашли новые исторические фото и согласно им доработали проект. Церковь отреставрируют полностью в 2024 году.
— Несколько лет назад был небольшой скандал, когда два здания на территории больницы исключили из перечня объектов выявленных объектов культурного наследия, а потом снесли. Вы сами просили тогда службу охраны ОКН исключить эти объекты из списка?
— Тут необходима небольшая ремарка. Мы приобрели на конкурсе несколько объектов культурного наследия с обязательствами по восстановлению, на аукционе выкупили еще несколько объектов с участком земли, которые не были объектами культурного наследия, плюс участок, на котором стоит церковь.
Отреставрировать мы обязаны были только четыре памятника архитектуры, которые я уже называл. Два дома, о которых вы спрашиваете, не имели таких обязательств по сохранению (они входили в список выявленных объектов культурного наследия — дальше здания могли либо убрать из этого списка, либо признать памятниками архитектуры. — Прим. ред.). Мы обязаны были уточнить их статус по закону и, исходя из этого, принимать дальнейшие решения по этим объектам.
Мы заказали государственную историко-культурную экспертизу. Три эксперта, которые входили в комиссию, пришли к выводу, что здания не подлежат сохранению. Дома сильно поразил грибок — это выявила микологическая экспертиза. Также эксперты не нашли реальной исторической ценности. Но это было коллегиальное решение, на которое мы никак не могли влиять, а лишь принять. Экспертиза выявила, что эти здания нецелесообразно сохранять.
Далее эту экспертизу разместили на сайте службы по охране объектов культурного наследия Красноярского края. Она прошла все необходимые процедуры публичного обсуждения, где все желающие могли выразить сомнения, мнения или задать вопросы.
После этого был подготовлен проект по невключению этих объектов в единый государственный реестр ОКН. Вопрос рассматривался на сессии Законодательного собрания и депутаты согласовали решение. Сомневаться в правильности и законности этой процедуры, на наш взгляд, нецелесообразно и даже удивительно.
— Недавно два почти полностью отреставрированных дома выставляли на продажу за 430 и 395 миллионов. Почему? Какие планы есть на эти здания, если их не удастся продать?
— Ответ довольно прост. [Продаем], чтобы хотя бы частично вернуть средства, вложенные в реставрацию. Если дома никто не купит, у нас есть понимание, как их использовать. Сейчас ведутся переговоры. В одном из домов может разместиться частный образовательный центр. Второй дом может использоваться в качестве офисов.
Реставрация проводилась с использованием дорогих качественных материалов и технологий, и мы, конечно, хотим, чтобы это всё сохранилось. В идеале, чтобы у каждого дома был один арендатор, который относился бы к нему бережно и поддерживал в первоначальном после реставрации состоянии.
Будущий дом
— Когда вы хотите начать строительство нового дома на Маркса — Вейнбаума? Я видел фото с дрона — ощущение, как будто стройка уже понемногу идет.
— К строительству планируем приступить в ближайшее время, потому что получены все необходимые для этого разрешительные документы. Стройка еще не началась, пока идут подготовительные работы. Разрешение на строительство действует до 8 мая 2026 года.
Площадь участка, на котором будут строить новый дом, — 6063 квадратных метра. Площадь застройки — 2406, а самого дома — почти 23 тысячи квадратов. У него будет восемь этажей (плюс один подземный), 86 квартир, 24 нежилых помещения, а также 94 места на подземной стоянке и 40 мест во двое. Будет по 14 квартир на две и четыре комнаты и 58 на три. Смета еще разрабатывается, поэтому пока объем инвестиций не известен.
— Что планируется открыть на первых этажах: офисы, магазины? Есть ли уже потенциальные арендаторы?
— На первых этажах будут коммерческие помещения, да. С учетом расположения дома в центре города мы думаем, что потенциальные арендаторы появятся с момента выставления помещений на продажу. Это площади универсальной свободной планировки, которые можно приспособить и под магазины, и под офисы.
— Вы, наверное, видели реакцию в соцсетях на новость о получении разрешении на строительство. Кто-то назвал будущий дом «Кантри-2», а депутат Илья Зайцев решил обратиться в органы, так как дом потенциально закроет вид на историческую церковь. Что бы вы ему ответили?
— Церковь имеет различные видовые раскрытия. Она отлично раскрывается с проспекта Мира, она раскрывается с улицы Вейнбаума. Судьба церкви и ее вид много лет никого не волновали, пока она стояла в полуразрушенном состоянии и первый ее этаж использовался как пищеблок больницы. На втором этаже проводились службы, куда люди поднимались по узенькой железной лестнице, рискуя упасть. Сейчас, когда реставрация идет полным ходом, возникает вопрос о том, что церковь будет закрыта. Закрыта для чего?
По заключениям той же государственной культурно-исторической экспертизы видовые раскрытия соответствуют нормам и требованиям законодательства. На наш взгляд, нужно всё-таки ориентироваться на мнение экспертов, аттестованных Министерством культуры РФ, которые, при всём уважении к широкой общественности, лучше знают свою работу и могут оценить те или иные нюансы, связанные с охраной объектов культурного наследия. Положительное заключение однозначно отвечает на этот вопрос, что появление объекта такой высоты возможно.
Сама по себе церковь приватная и не претендует на роль градостроительной доминанты, отмечают в экспертизе. Исторический и главный вход в церковь — это северный фасад, он будет раскрыт со стороны проспекта Мира и новое здание не будет мешать восприятию со стороны главного фасада. По замыслу архитектора Соколовского, это раскрытие является основным.
Более того, анализировалась существующая застройка. Эксперты отметили, что никого не смущает здание Ростелекома, Енисейского объединенного банка, администрации города и остальных высотных зданий. Некоторые из них, к слову, значительно выше. Горожане к ним привыкли, и они давно не вызывают вопросов. Дилетантский оценочный подход мы не приветствуем.
— Многие в обсуждениях волновались за сквер со стороны улицы Маркса возле дороги. Что будет с ним и что будет с территорией, которая станет двором нового дома?
— Безусловно, это знаковая территория. Речь идет о самом центре города, поэтому у жителей города будет к ней доступ. Мы благоустроим всё и выполним в едином стиле от проспекта Мира и до улицы Карла Маркса с применением высококачественных материалов. Будет уложена гранитная брусчатка, озеленение, установлены малые архитектурные формы.
Со сквером возле дороги всё будет хорошо. Предвосхищая вопрос про деревья: ничего там вырубаться не будет. Сквер — муниципальная собственность и стоит на учете как объект недвижимости. Более того, мы планируем привести эту территорию в порядок за наш счет и разместить там дополнительные объекты благоустройства, если город нас поддержит.