Красноярское метро, кажется, перестает быть чем-то мифическим. Копать станции первой ветки и выносить сети под них обещают начать в первой половине 2022 года. К этому времени из федерального центра должен подоспеть первый транш по инвестиционному кредиту. Поэтому мы задумались, а может ли запуск повлиять на стоимость и аренду квартир, что расположены рядом со станциями? Все привыкли, что в Москве и Санкт-Петербурге это является определяющим при поиске жилья. Сравнивать наш город со столицами — дело провальное, а вот на Новосибирск можно равняться. Мы спросили экспертов соседнего города, как обстоит дело у них. Обо всём подробнее — в материале далее.
Где и когда появятся первые станции?
Если отбросить скептицизм и верить в планы метростроителей, то первый участок (9,7 километра) из шести станций от «Высотной» до «Ленинской» введут в эксплуатацию в 2026 году. Таким образом, первая очередь строительства охватит всего три района Красноярска: часть Октябрьского, крохотный Железнодорожный и Центральный до территории Стрелки. А в 2028 году, если финансирование не подведет, сдадут и всю первую линию, добавив еще три станции: «Красный яр», «Аэровокзальная», «Октябрьская». Тогда уже обрадуются жители Взлетки.
История красноярской подземки насчитывает около 30 лет. Метро начали строить в 1995 году, а спустя 15 лет заморозили из-за недостатка средств. Проходческий комплекс LOVAT успел пройти 2,3 километра тоннелей и отправился в Сочи, где шла подготовка к Олимпиаде, и деньги лились рекой. У нас стройка встала на долгих 10 лет, однако сейчас может возобновиться. Метростроевцы уже получили заключения Главгосэкспертизы, а федерация обещает краю деньги, сумма пока не известна, но ранее первую линию оценивали в 89 миллиардов рублей.
В соседнем Новосибирске двери метрополитена впервые были открыты в 1986 году. К сегодняшнему дню подземка насчитывает 13 действующих станций на обоих берегах Оби. Они организованны в две линии, пересекающихся в пересадочном узле: между станциями «Красный Проспект» и «Сибирская». Длина сети — 15,9 километра. Получается, что большинство станций охватывает так же, как и планируется у нас, центр города, а заодно и соединяет его с другим берегом. Но до отдаленных районов метро не дошло. Пассажиропоток тут оценивают в 15% общего объема внутригородских перевозок — 250–300 тысяч человек в сутки.
Есть ли прямая связь между расположением жилья у метро и ценами на него?
Новосибирский аналитик, директор RID Analytics Елена Ермолаева отвечает на этот вопрос утвердительно. Однако выделить отдельно влияние метро в цене, по ее словам, сложно. Особенно на фоне бешеного роста стоимости квадратного метра новостроек по всей стране. В Новосибирске, например, его оценивают в 110 тысяч, в Красноярске — около ста.
— Скорее всего, на рынок недвижимости Красноярска в целом это влияние не окажет, но скажется локально непосредственно на тех местах, где будут расположены сами станции. Ближайшее окружение ко входу-выходу из метро из-за спроса начнет расти в цене. Процесс будет плавным. Потому что сколько бы ни было у людей машин, пусть две на семью, всё равно есть дети, которым нужно посещать школу и дополнительные занятия. А метро для Сибири — самый комфортный из всех видов общественного транспорта, — считает собеседница. — В любом случае, покупатели обращают внимание на метро: где оно есть, формируется трафик, а значит инфраструктура: подтягиваются рестораны, магазины, торговые центры.
По словам Елены Ермолаевой, там, где есть земля и появляются новые станции метро, значительно повышается активность строительных компаний. На примере Новосибирска она объясняет:
— Одна из последних станций, что была сдана, — «Золотая Нива». Когда ее закладывали, в этой локации стартанули сразу много проектов по жилым комплексам. Сразу видно: если метро появляется, фиксируется высокая активность строительных компаний. Они начинают активно искать земельные участки. У нас возле некоторых станций метро в центре просто нет земли, чтобы что-то строить. А вот, например, на станции «Октябрьская», где формируется второй центр города, из-за того, что Новосибирск развивался по своему сценарию (там как раз было много частного сектора и свободных территорий), много дорогих жилых комплексов: «Рихард», «Флотилия», «Европейский берег», «Брусника», «Ричманд Резидент». Там цена квадратного метра достигает 183 тысяч рублей.
Однако как минимум трое игроков рынка недвижимости не согласны с тем, что появление первой ветки как-то скажется на ценах на жилье. Возможно, они разочаровались после долгого ожидания, как и большинство красноярцев, и настроены скептически.
Аналитик рынка недвижимости и руководитель портала «Сибдом» Александр Шляхин объясняет свою позицию:
— Что такое шесть станций? Возможно, это будет иметь значение, но больше оно было бы, если бы метро соединяло районы массовой застройки, где есть пробки и проблемы с транспортом: Мясокомбинат, Солнечный, отдаленные части правобережья. Там бы рост цен был серьезным. А пока что первая нарисованная линия проходит по уже заселенным районам, где сложилась инфраструктура, есть транспортные связи. Масштаб нашего города не такой большой, чтобы близость к станции метро играла роль.
Не видит он и причин для поднятия ставок на аренду вблизи подземки:
— У нас уровень миграции не сильно большой, в том числе и трудовой. Если говорить о Новосибирске, то туда едут из Омска, Томска, Кемерово, Барнаула. Поэтому там больше востребованы мелкие квартиры для покупки и аренда жилья. Переезжающие люди активно пытаются там устроиться, поэтому наличие рядом там метро принципиально.