Большинство взрослых красноярцев, особенно живущих в центре, помнят времена, когда улицы города инспектировал лично руководитель края Павел Федирко. Жил он с семьей на ул. Дзержинского в 4-комнатной квартире и каждое утро, делая крюк, обходил парк Горького, набережную, дворики. Именно на 15 лет его руководства в Красноярске пришлось массовое переселение жителей бараков в благоустроенные квартиры. Активно возводились заводы, а вокруг них росли микрорайоны и целые города, как Сосновоборск или Лесосибирск. Он решил перенести аэропорт за черту города, в котором тогда все коммуникации были рассчитаны на 300 тыс. человек. Портал N1.RU изучил самые смелые архитектурные проекты тех времен и выяснил, что из них воплотилось, а чему так и не суждено было сбыться.
Справка: Павел Федирко родился в Краснодарском крае в 1932 году. Окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1972 году, в возрасте 40 лет, был избран первым секретарем Красноярского крайкома партии и руководил краем 15 лет — по 1987 год. В это время заработало большинство заводов — Крастяжмаш, Дивногорский НВА, Ачинский нефтеперегонный завод, Красноярский металлургический, Сосновоборский автоприцепов, «Сибволокно» и пр., строились города и микрорайоны, музеи.
Бурное развитие Красноярска пришлось на 70–80-е года. В мемуарах Павла Федирко, презентованных в Красноярске минувшей осенью, перечисление открытых заводов, театров и иных достижений заняло около 20 страниц. За это время вокруг Красноярска выросло сразу несколько городов — Сосновоборск, Шарыпово, Кодинск, Лесосибирск. В столицу края при этом перебралось 240 тыс. человек. Если верить порталу kraskompas.ru, это самый большой прирост населения за всю историю города. Для новых жителей расстраивалась по индивидуальным проектам Предмостная и Театральная площади, Красная площадь, район Стрелки, о. Отдыха, а также микрорайоны — «Пашенный», «Ветлужанка», «Солнечный», «Северный», «Черемушки».
«Авантюра» с аэропортом
Самым глобальным и авантюрным градостроительным проектом в своих мемуарах Павел Федирко называет вынос аэропорта за черту города. Строительство нынешнего здания в Емельяново, открытого в октябре 1980-го, началось без готового проекта, финансирования и вообще согласования. В процессе с полей вывезли 12 млн куб. м грунта. На том месте, где сегодня находится взлетно-посадочная полоса, стояла гора высотой в 18 м, а на другом конце была 9-метровая яма. Деньги на достройку нашлись, когда «за счет внутренних средств» края уже было вложено 3 млн руб., пишет Федирко.
«По тем временам — это солидные средства, — объясняет бывший глава региона. — А тут конец года. Отчетность! Я к Бугаеву (министр гражданской авиации СССР. — Ю.Г.): "Что будем делать, Борис Павлович?". Ситуация серьезная. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В Минске, где строился аэропорт, не успели освоить выделенные средства. И в Ташкенте та же ситуация. А неосвоенные средства никому не выгодно было показывать: все должно было выполняться вовремя и в запланированных объемах». В итоге средства перекинули на красноярский аэропорт и «узаконили» строительство.
Работники аэропорта, жившие в окрестных домах «Северного», были против переноса. Их удалось убедить, а после случилась трагедия: пассажирский лайнер рухнул в районе зверосовхоза. У него вылетела лопатка турбины. Если бы это случилось при взлете с полосы в «Северном», то самолет упал был прямо в центре города, размышляет Федирко.
Новый центр на «Взлетке»
Вынос аэропорта освободил огромное поле в 200 га, которое в будущем занял микрорайон «Взлетка». Согласно новому генплану, у Октябрьского моста должен был сложиться новый центр города с административными зданиями.
До этого момента разработчики генплана видели совершенно иные пути расширения Красноярска — вдоль Енисея. Но ветер, по словам Федирко, в «ущелье» менялся, все пространство затягивало смогом, сложностей добавлял незамерзающий Енисей: «Мы решили ось перенести — с Кузнецовского плато до «Солнечного». «То есть как бы "перевернуть" город, выйти за просторы, на более чистый воздух». Магистральный проспект от Октябрьского моста должен был выходить напрямую в центр «Солнечного».
Ядром нового делового центра была новая площадь со зданием Дома Советов, зеленый бульвар, вспоминает автор проекта, руководитель проектной мастерской «Красноярскпроект» Владимир Ульянов: «Так оно называлось по документам, а заказчиком был финансово-хозяйственный отдел крайкома КПСС. Партийным органам по проекту предназначалась лишь пятая часть здания — все остальное для исполнительной власти». Сюда планировали переселить чиновников из центра Красноярска. В 1988-м уехал в Москву Федирко, масла в огонь подлила перестройка и грандиозная стройка заглохла. Были разговоры о размещении в здании медцентра, администрации, но дальше осмотра лестниц не дошло.
По оценке Павла Федирко и архитектора Ульянова, организовать «прекрасный район» и новый центр города на «Взлетке» не удалось. «На сегодняшний день, — пишет Федирко, — к некоторым микрорайонам "Взлетки" имеются, к моему сожалению, много градостроительных замечаний. Я уже не говорю об озеленении. Точнее об его отсутствии».
«Даунтаун» на Татышеве
Еще один необычный проект, не нашедший воплощения в будущем, — застройка острова Татышев небоскребами. Такое предложение в рамках конкурса по разработке геплана 1972 года, говорит архитектор Андрей Ратушняк, сделали ленинградцы. За аналог был взят американский даунта́ун (англ. downtown) — центральная часть города, где сосредоточены деловые объекты города: офисы, банки, театры и пр. Однако приоритет был отдан месту для отдыха и спорта.
«Обиженный» театр Музкомедии
Нынешний театр оперы и балета стоит на фундаменте, который изначально предназначался для театра музыкальной комедии. Однако, выяснилось из мемуаров экс-главы региона, он случайно побывал на опере в одном из театров страны. «Если в Красноярске не заложить оперный, его не будет никогда. Их в СССР уже перестали открывать», — писал Павел Федирко. По его словам, «музкомедия обиделась», но согласилась подождать своей очереди.
Гостиница «Октябрьская» также сменила свое предназначение по воле первого секретаря Красноярского крайкома партии: изначально она закладывалась как общежитие для слушателей курсов крайкома партии и имела ограниченные площади.
Небоскребы на Стрелке
Совсем иначе могла выглядеть площадь Мира на Стрелке. Проектирование, говорится в книге, приуроченной к 50-летию «Красноярскгражданпроекта», началось в конце 70-х. Были сделаны десятки вариантов. Одной из первоначальных идей было объединение в двух уровнях концертного зала и гостиницы на тысячу мест. Позднее появилась идея строительства филиала музея Ленина и высотки института «КАТЭКНИИуголь».
Ныряющие под землю машины
Еще одно смелое и несостоявшееся решение — планируемый туннель на Театральной площади, ныряющий под ул. Маркса, Мира и Ленина и выходящий у реки Качи. По плану машины должны были уходить под землю, оставляя поверхность для людей. Пешеходный мост в конечном итоге пришлось значительно сузить.
Трубы через весь город
Сегодня «Солнечный» — район массовой застройки, где молодые родители ночуют у школ и сражаются в драках, чтобы записать детей в первый класс. В конце 70-х он был заложен как мини-город для работников только что отстроенного на 18-м км Енисейского тракта Красноярского завода тяжелых экскаваторов. В своих мемуарах Павел Федирко вспоминает, что в эти годы коммуникации — тепло, вода — Красноярска были рассчитаны на 300 тыс. человек. «Надо многое менять, иначе бы мы потом запутались в клубке проблем. И на этом водопроводе до сегодняшнего дня все живут». В итоге построили водозабор, а трубы в «Солнечный» тянули прямо с Гремячего лога в Академгородке. Решение, пишет он, пришлось отстаивать перед министерством тяжелого машиностроения, убеждать найти средства.
По словам руководителя проектной мастерской «Красноярскпроект» Владимира Ульянова, благодаря неординарному решению сегодня водой обеспечена вся «Взлетка» и «Северный».
Фото Артема Ленца (1, 2, 4–6), иллюстрации из книги «Люди. Проекты. История. Будущее», предоставленной Антоном Шаталовым (3, 7–9)