Что сегодня из себя представляет урбанистика и какие вопросы развития городской среды она призвана решать – об этом продолжают спорить эксперты, попутно обозначая основные проблемы проживания людей в больших агломерациях. А они между тем тесно связаны с историей последних десятилетий: процессами индустриализации, созданием моногородов, развитием транспорта, многоэтажного строительства, ростом потребительского спроса и другими факторами, которые далеко не всегда зависят от интересов и желания населения, органов власти, проектировщиков и девелоперов.
Как отмечают аналитики, в отличие от Европы, где развитие территорий главным образом связано с движением вовнутрь, в России пока есть куда расти вширь. Поэтому сегодня будущее мегаполисов они видят в так называемых городах-спутниках, которые должны строиться уже по новым принципам формирования комфортной городской среды. Задача властей в этих проектах – создать инженерную и дорожную инфраструктуру. С этим возникают проблемы, но они на определенном временном отрезке решаемы. Однако более важным считается создание внутренней среды.
Между тем до сих пор многие спальные районы российских городов представляют собой вбитые вплотную друг к другу новостройки без продуманного парковочного пространства, адекватного соотношения объектов соцкультбыта, торговых площадей, школ, детсадов, транспортной сети и так далее. И это вполне объяснимо – бизнес прежде всего думает о прибыли, концепция и перспективы развития городского пространства его, как правило, волнуют в последнюю очередь. Но так выходит, что он и является основным участником этого процесса.
Поэтому в ответе за создание комфортной городской среды должен быть именно девелопер, задача которого – не просто строить жилье, а формировать подготовленную инфраструктуру и территорию, уверен генеральный директор института территориального планирования «Урбаника», эксперт института урбанистики «Среда» (Санкт-Петербург) Антон Финогенов.
«Одной из важнейших задач было правильно оформить договор об освоении земли таким образом, чтобы застройщик построил жилье, по качеству соответствующее заявленным в концепции характеристикам. До сих пор застройщики пользовались различными юридическими лазейками, чтобы от красивой картинки без последствий для себя перейти к строительству "муравейника"», – говорит Финогенов.
Важную роль в этом процессе играют и органы власти в части создания инженерной инфраструктуры, отмечает эксперт. «Здесь мы в разных регионах страны наблюдаем серьезную разбалансировку. Допустим, "Газпром" работает в одном участке, региональный бюджет тратится на развитие инфраструктуры во втором, а в итоге потребность в инженерных коммуникациях наблюдается совсем на другой территории, – говорит Финогенов. – Наконец, какая может быть качественная городская среда, если в большинстве муниципалитетов абсолютно не решена проблема утилизации и переработки ТБО, острейшим образом стоит транспортный вопрос?»
В решении этих проблем специалисты по урбанистике шли по пути проб и ошибок. Лет 7-8 назад активно внедрялись идеи развития городских агломераций по принципу «Большая Тюмень», «Большой Томск», «Большой Новосибирск» и тому подобные. «Ощущалась высокая заинтересованность в мегапроектах, инициаторы которых рассчитывали на получение больших денег из федерального бюджета. Но реализовывать их не получалось даже в хорошие для нашей экономики годы. То есть проблему развития территорий это не решает», – признает Финогенов.
В качестве примера возможных рисков интенсивного развития городов он приводит Тюмень, которая в этом году установила новый рекорд по объемам жилищного строительства – более 1,8 миллиона квадратных метров за 11 месяцев 2015 года. По мнению Финогенова, при таких темпах может возникнуть серьезное отставание в развитии инфраструктуры, что наверняка повлечет рост социальной напряженности.
Поэтому и не только проблему развития городского пространства как важнейшего фактора комфортной жизни современного человека урбанисты считают одной из трудно решаемых в современных условиях неудержимого роста городов. По мнению руководителя Центра прикладной урбанистики (Москва) Свята Мурунова, с точки зрения физического пространства практически в каждом постсоветском городе встречаются характерные проблемы.
Одна из них, как это ни странно прозвучит, – заборы. «Мы чемпионы мира по возведению заборов», – восклицает эксперт. Другая – изобилие всевозможных промзон, формирующих огромные «проплешины» на картах городов. «После закрытия или вывода предприятия за границы городского округа эти территории, как правило, долгое время никак не используются», – замечает урбанист.
Еще один фактор, повлиявший на принципы застройки в последние годы, связан со стремительным ростом потребления. В итоге сегодня, например, количество торговых площадей в Краснодаре в полтора раза выше, чем в Милане, замечает Мурунов. «И теперь, когда спрос падает, все разводят руками, наблюдая, что почти 20% этих площадей пустуют», – добавляет он. Тем, кто хочет формировать гармоничную городскую среду, следует обратить внимание на все эти факторы, прежде чем осваивать новые стройплощадки, советует эксперт.
По мнению Свята Мурунова, в формировании пресловутого жизненного пространства девелоперы должны действовать в тесной взаимосвязи со всеми структурами власти и сетевыми организациями. При этом он с сожалением констатирует, что до 80% населения городов не принимает никакого участия в принятии решений (на сленге урбанистов они зовутся «пассажирами»). Поэтому на оставшиеся 20 ложится особая ответственность.
Ведь наше жилье – это не только четыре стены, пусть это даже бизнес-класс. Это вид из нашего окна, расстояние от дома до работы, школы, садика, поликлиники, магазина, парка, катка, детской площадки и много чего еще. И от того, насколько это доступно и комфортно, порой зависит ответ на вопрос, захотим ли мы дальше жить в этом микрорайоне, городе, регионе...
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com