Политика «Всё время стремится что-то сократить»: политологи высказались о первом годе губернаторства Котюкова

«Всё время стремится что-то сократить»: политологи высказались о первом годе губернаторства Котюкова

Они отметили сильные и слабые стороны главы региона

Подводим итоги первого «котюковского» года

Год назад Михаил Котюков был избран губернатором Красноярского края. Мы решили спросить авторитетных красноярских политологов: как они оценивают этот период работы главы региона? Какие видят достижения или наоборот — слабые стороны?

Сергей Комарицын, политолог, кандидат исторических наук, директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент»

— Если отсчитывать с выборов, то Михаил Михайлович работает год, но правильнее будет отсчитывать с момента, когда он стал врио губернатора. Получается, что он работает полтора года.

Вы знаете, [советский государственный деятель] Владимир Иванович Долгих был руководителем края около трех лет (1969–1972 годы — прим. ред.). За это время были приняты все основные стратегические решения по развитию края на много лет вперед. И по сей день край развивается в том русле, которое обозначил Долгих.

Получается, Михаил Михайлович отработал половину срока Долгих. Но назвать какое-то его стратегическое решение, хоть одно, трудно — их нет.

Мне кажется, что Михаил Михайлович работает в режиме функционирования. Я не вижу у него никакого стратегического подхода. И эти полтора года показывают, что такого подхода, скорее всего, и не будет уже.

Михаил Михайлович — руководитель бухгалтерского типа, он всё время стремится что-то сократить, оптимизировать. Губернатор должен заботиться не о сокращении расходов, а об увеличении доходов.

При этом в Красноярском крае шестой по объему бюджет в Российской Федерации. Впереди нас Свердловская область, Краснодарский край, Татарстан, у них чуть больше бюджета, но у них и населения значительно больше. То есть если пересчитать наш огромный бюджет на количество жителей, то в среднем на одного жителя выходит больше.

Я не понимаю, как вообще у нас строится расходование средств. Сейчас приближается 400-летие Красноярска, там есть какая-то тайная рабочая программа, которую сделал председатель правительства края Сергей Верещагин, но никто ее не видел. Насколько я понимаю, пока единственным масштабным объектом, построенным к 400-летию, будет кафедральный собор на Стрелке, который вообще не по государственной программе будет строиться. Я пока не вижу других крупных федеральных объектов, которые могут быть построены к юбилею.

Что касается уровня жизни населения в крае, то этот уровень мало зависит от губернатора. Вообще, мало что зависит от губернатора. В апреле этого года Михаил Михайлович давал большое интервью газете «Наш Красноярский край», где отчитывался о результатах года работы в Красноярске. Обратите внимание, он там отчитывается в том, что от него не зависит: за «КрасМаш», за «Информационные спутниковые системы Решетнева», за «Роснефть». Экономика края — это небольшой ряд предприятий, чья работа очень мало связана с тем, кто руководит краем.

От губернатора зависят как раз стратегические решения, даже по отраслям. Например, недавно Котюков заявил, каких успехов мы достигли в области беспилотной авиации. Я не понимаю, о чем речь, если они покупают беспилотники для пожарных, произведенные в Татарстане. Ну какая тут заслуга? Он говорил про «Стратегию развития беспилотной авиации» и о национальном проекте. Эта Стратегия реализуется. В 10 субъектах Федерации созданы Научно-производственные центры. Края среди этих регионов нет. А ведь именно у нас есть вся научно-производственная база, чтобы разрабатывать новейшие образцы и производить! У нас есть Радиозавод, «Решетнев», СибГУ, СФУ. Почему другие регионы, где нет такой базы, попали в эту программу, а мы — нет?

Раньше Котюков постоянно говорил про [нефтяной проект] «Восток Ойл», теперь уже не говорит. Я считаю, что проект провалился. Они должны были в этом году добыть уже тридцать миллионов тонн нефти. А где эти тридцать миллионов тонн? К тому же танкеров для вывоза нефти у нас нет. И никто нам их не продаст. Вся ориентация идет на сырьевой сектор, а это позапрошлый день. Понятно, что наличие сырья — это наше преимущество, но для создания современной экономики нужны какие-то совсем другие подходы, — поделился с нами мнением Сергей Комарицын.

Александр Чернявский, политолог

— Наверное, многие ожидали, что Михаил Михайлович Котюков будет более радикален в своей кадровой политике. Как всегда, все ждут чуда от новых руководителей регионов, что они исправят проблемы, которые копились десятилетиями. Я, честно говоря, никаких таких иллюзий не питал. Я примерно понимаю, как функционирует система.

Единственное, что меня удивило, это, мягко говоря, не совсем внятная кадровая политика. При этом то, что губернатор не стал махать шашкой и увольнять всех подряд, объясняется очень просто. Скамейка запасных, в том числе среди управленческого резерва, она настолько мала, что кадры соответствующего уровня найти крайне сложно.

Я практически не сомневался, что в основном сохранится костяк команды, которая досталась Котюкову от Александра Усса. Так оно и случилось. Но другой вопрос, что сам процесс формирования правительства затянулся фактически на полгода. Более того, до сих пор мы не знаем имени министра здравоохранения, есть только исполняющий обязанности, хотя уже год прошел. Такого вот в истории региона точно не было.

Это говорит о том, что фактически Михаил Михайлович приехал в родной Красноярск без команды. Несколько человек потом появились, из ключевых фигур правительства можно назвать двух зампредов правительства Сергея Кузьмина и Алексея Медведева. Они практически не светятся в СМИ, на публике, пока сложно понять, насколько они успешно работают на своих постах.

Основное, что видно в работе самого Котюкова — это, конечно, федеральный трек. Помните, во время избирательной кампании: не успел один федеральный министр уехать, как приезжает другой. Котюков 13 лет работал в Москве, он прекрасно знает людей, от которых зависит решение очень важных для Красноярского края вопросов. Он знает, к кому и как зайти. В этом смысле, когда мы ждем каких-то очень больших результатов всего за один год, я думаю, это не совсем правильно. Потому что речь идет о серьезных вещах, связанных с выделением денег из федерального бюджета.

Например, Михаил Михайлович был на Санкт-Петербургском форуме (ПМЭФ), где встречался с заместителем руководителя администрации президента Максимом Орешкиным. И там вот они решили довольно серьезный вопрос по рекультивации территории химкомбината «Енисей», там речь идет о сотнях миллионов рублей. И понятно, что это за один день не делается.

Что могу точно сказать: изменился управленческий стиль, он сейчас очень жесткий именно в отношении чиновников краевого правительства. Там люди работают сейчас практически без выходных. Котюков сам подает им пример своим трудоголизмом, то есть практически тоже без выходных работает. Не знаю, хорошо это или плохо, но сейчас все краевые чиновники находятся в таком тонусе, в котором они никогда не находились при предыдущих губернаторах.

Опять же, о чем это свидетельствует? Может быть, о том, что всё-таки управленческая система пока, мягко говоря, не совсем отлажена, и людям приходится работать за себя и за кого-то еще на выходных. Мне рассказывали, что некоторые министры практически ежедневно выходят из Серого дома в 11 часов вечера.

Теперь про реализацию проектов. Точно могу сказать, что всё нормально по внутреннему туризму, он развивается, там есть реальные успехи. Котюков подхватил знамя, которое было поднято еще при Уссе, он тоже этой сфере уделял очень много внимания.

Что касается газификации, здесь трудно предъявлять претензии Котюкову, потому что, к сожалению, не от него зависит решение ситуации по газопроводу «Силы Сибирь-2». Это тема даже и не федеральная, а международная, это тема наших отношений с Монголией и Китаем, там всё довольно пока не просто складывается.

А вот что касается метротрама, здесь у меня очень большие вопросы, потому что по срокам, мне кажется, мы уже начинаем отставать. Понятно, там есть какие-то объективные причины, археологические раскопки там приходится проводить, но, тем не менее, в перечне поручений президента ясно написано — первая линия должна быть готова в 2026 году. У меня вот сомнения, что всё будет готово в 2026-м. То там какие-то юрлица банкротятся, то какие-то проблемы с заработными платами были вот по зиме и так далее — ну в общем вопросов много.

Но есть еще темы, о которых у нас мало говорят, хотя они тоже есть среди поручений президента, например, дорога-обход Канска. Владимир Путин о нем упомянул на Восточно-экономическом форуме. А в какой стадии там работа? Об этом информации практически нет.

И еще один проект отмечу, где со сроками всё более или менее в порядке — это модернизация инфраструктуры аэропорта Красноярска, — подытожил Александр Чернявский.

Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
ТОП 5
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
Спела с Тимберлейком и исполнила мечту мужа: как россиянка отдохнула в Амстердаме
Анонимное мнение
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления