С момента официального избрания Михаила Котюкова на пост губернатора Красноярского края прошло уже больше 100 дней. После этого срока принято подводить первые итоги правления того или иного политика — и пытаться разглядеть контуры его будущего. NGS24.RU поговорил с красноярским политологом Александром Чернявским и узнал, что Котюков может записать себе в плюсы по итогам первых месяцев губернаторства и что должно насторожить губернатора.
— Александр Александрович, правительство края уже практически сформировано, 100 первых дней губернаторства Котюкова — уже давно позади. На ваш взгляд, что нынешний губернатор может записать себе в плюс, а что должно заставить его насторожиться по итогам этих первых месяцев?
— Котюков на первом этапе своего губернаторства сделал главный акцент на выстраивании отношений с федеральным центром и с финансово-промышленными группами. На этом направлении он добился, наверное, самого значимого прогресса. Самое видимое проявление этого достижения — августовское совещание с президентом Владимиром Путиным. И самое главное — сформированный по итогам этого совещания список конкретных поручений, которые Котюкову и его команде надо будет выполнять. Это газификация, строительство метротрама, инфраструктурные проекты, строительство обходных дорог, внутренний туризм.
Видно, что губернатор пытается синхронизировать региональную повестку с главными федеральными векторами. Если мы посмотрим повестку 2024 года, то очень много места занимает Год семьи, решение демографических проблем. Вещи, которые транслирует президент, практически мгновенно находят отклик у Котюкова. Это правильный подход, потому что в той модели, в которой мы существуем, говорить о развитии субъектов Российской Федерации без политической и экономической поддержки федеральных чиновников — невозможно.
Котюков — выходец из федерального правительства, есть связи, поддержка коллег. Для него эти контакты и встречи по-прежнему занимают серьезное место в работе. Он постоянно встречается с тем же вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным, от которого зависят инфраструктурные проекты, с вице-премьером Александром Новаком, другими влиятельными чиновниками. Из последних событий февраля — визит к нам Валентины Матвиенко, самой влиятельной женщины-политика в России сейчас. И визит Виктории Абрамченко, еще одной влиятельной представительницы уже федерального правительства. Это указывает, что и после губернаторских выборов федеральное направление для Котюкова остается принципиально важным.
Не секрет, что для Красноярского края в последнюю четверть века многое зависит от того, как руководство края выстраивает отношения с ФПГ. Когда они не слишком конструктивные, у нас, как правило, всегда возникает и напряженность, и информационные войны. Не будем далеко ходить — не так давно мы всё это воочию наблюдали в 2020 году, когда развернулась знаменитая «Северная война». Сейчас в этом смысле у Михаила Котюкова позиции устойчивые. Мне кажется, со стороны ФПГ к нему сегодня никаких особых претензий нет, и с этой стороны угроз я не вижу, тыл у него крепкий. Эта тема под контролем, и это очень важная для стабильности в регионе вещь.
— Вроде бы всё хорошо у Михаила Котюкова, судя по вашим словам. А что есть из проблем у нынешнего губернатора?
— Безусловно, главная проблема губернатора — кадровая. Затянулся процесс формирования правительства… Пять месяцев формировать правительство — это своеобразный антирекорд в истории края.
Думаю, это обусловлено как минимум дефицитом управленческих кадров. Хорошие управленцы на дороге не валяются. То, что Котюков 13 лет до возвращения в край работал в Москве, как ни странно, в какой-то степени негативную роль сыграло. Понятно, что какие-то связи остались, но его основные соратники и единомышленники — в белокаменной. Полагаю, что их довольно тяжело тащить из Москвы в Сибирь. Тем не менее кое-кого он смог перетащить, мы эти фамилии знаем.
Показательна история с руководством Минздрава. Если вы отправляете в отставку Бориса Немика, то странно на его место назначать не сразу министра, а исполняющего обязанности чиновника. Понимаю, когда есть исполняющие обязанности министров в промежуточный период предвыборной кампании. Но уже столько времени прошло, а у нас новый глава Минздрава Александр Украинцев с приставкой исполняющего обязанности! Причем есть вероятность, что он после апреля не останется на этом посту.
Когда Рабушко ушел с поста министра строительства — на его место ведь тоже никого не назначили. В этих управленческих вопросах я вижу проблемы. То, что Котюков фактически пришел в Красноярский край без команды — это уже стало понятно осенью, когда процесс формирования правительства неожиданно начал растягиваться по времени.
Второй момент. Мы пока не можем судить по муниципальной политике Котюкова. Мы видели конкретное действие летом, когда глава края закрепил за чиновниками правительства и администрации кураторство за определенными территориями. Но в последние месяцы всё заглохло. Если сильно поискать, то, наверное, можно найти сообщения о поездках отдельных чиновников в подведомственные территории. Но есть ощущение, что эта тема для Котюкова находится где-то на периферии. Может быть, пока руки не дошли? Но это — слишком важная тема, чтобы ее держать на периферии.
Многие ожидали, что уйдет в отставку мэр Канска Андрей Береснёв. Но он благополучно переизбрался в начале февраля. Это, кстати, может подтверждать гипотезу о стратегическом дефиците управленческих кадров, когда мы говорили о проблемах формирования краевого правительства. Если людей не хватает для правительства, то и для муниципалитетов найти их тяжело.
Третий момент. Мой коллега Сергей Гурьевич Комарицын любит вспоминать, что Владимир Иванович Долгих в начале семидесятых годов был во главе нашего края меньше двух лет и за это время фактически заложил фундамент знаменитых красноярских десятилеток 70–80-х годов. Но тут надо делать очень серьезную скидку, что в стране была другая экономическая модель, общественно-политический строй, просто по-другому вопросы решались. Поэтому думаю, что требовать от Котюкова то, что в свое время делал Долгих, — не совсем справедливо.
Но мы пока не увидели стройной, серьезной и всесторонней программы развития Красноярского края по всем направлениям. Да, есть план, фактически составленный на основе президентских поручений, с конкретными проектами. И понятно, что они всегда будут приоритетны для Котюкова: потому что губернатор будет отчитываться за их исполнение перед федеральным центром. Но мы хотели бы видеть, как будут развиваться муниципалитеты, локальная экономика, сельское хозяйство, гуманитарная сфера и так далее. Самая понятная ситуация с этим — в Норильске. Там есть программа реновации на долгие годы, которая зависит от того, насколько добросовестно обязательства будет исполнять «Норильский Никель».
Но если с развитием Норильска всё более или менее понятно, то вот с Красноярском — не очень ясно. У нас в 2028 году будет юбилей города. Говорят, что есть некий «мастер-план Красноярска», о котором 99% горожан ничего не слышали. Не совсем понятно вообще, как идет подготовка к юбилею города. По истории с универсиадой мы знаем, что, когда была критическая ситуация, когда было много разговоров и мало дел, власти создали дирекцию по универсиаде. Как бы к ней не относиться, но именно она взяла на себя все функции. И во многом благодаря ее хорошей работе мы нормально провели универсиаду 5 лет тому назад.
Сейчас у нас до юбилея Красноярска осталось четыре года. Пока что есть какие-то встречи, кто-то чего-то где-то там совещается. Но реально никто из горожан даже понять не может, как и что происходит с подготовкой к юбилею города. Я считаю, что это повод слишком серьезный, чтобы вот так всё это происходило. Думаю, красноярцы и жители Красноярского края хотели бы услышать от губернатора более или менее четкую концепцию подготовки города к юбилею.
В уставе Красноярского края есть статья, что каждый год руководитель региона должен выступать с посланием. В прошлом году этого послания мы не услышали. Ни от Усса, ни от Котюкова. Ну, видимо, потому что пересменок власти был. Всегда в апреле у нас были эти послания. И я надеюсь, что в этом году мы все-таки от губернатора что-то конкретное услышим по поводу программы развития региона и по плану подготовки Красноярска к празднованию 400-летия города.
— Есть ли еще какие-то риски, которые могут негативно сказаться на губернаторстве Котюкова?
— Для всех регионов, не только для нашего края, есть риск показать результаты президентских выборов, которые не понравятся Кремлю. Красноярский край в этом плане — не самый простой регион. Но в целом каких-то больших рисков нет. Было бы странно, если бы у него в первый год работы губернатором возникли серьезные риски.
Нужно отметить необычную деталь. Как правило, наших губернаторов еще до окончания первого года работы практически всегда отправляли в отставку. Или на работу в какое-то другое место. Про Котюкова пока таких слухов нет. Наверное, это позитивный знак.
— Вы упомянули, что из-за дефицита кадров губернатору пришлось привлекать своих знакомых, которые до этого работали вместе с ним в Москве. Нет ли тут пространства для политических атак со стороны оппонентов губернатора, из среды политиков или финансово-промышленных групп? Тот же Анатолий Петрович Быков часто любил критиковать власти за привлечение кадров со стороны…
— А где эти политические противники, которые могли бы задать подобные вопросы? Если мы говорим об оппозиционных партиях, то мне кажется, что это смешно. Фактор ФПГ… Если губернатор сталкивается с ФПГ, то в ход идет вообще всё. Могут вспомнить мнимые и настоящие грехи. В этом плане, я не думаю, что есть такой риск. Более того, люди, которые пришли в краевое правительство, они в публичной плоскости пока не очень понятны. У людей в Сером доме какого-то устойчивого мнения об их профессиональных качествах и компетенциях пока что нет. Да и назвать этих людей совсем уж москвичами тоже нельзя, потому что часть этих людей — из Красноярска. Все эти риски возникают только, когда губернаторы ссорятся с крупными игроками. Я пока не вижу, чтобы у Котюкова были такие враги. Серьезной оппозиции у Котюкова в Красноярском крае точно сейчас нет.
— В разговорах с несколькими людьми я сталкивался с таким мнением, что Михаил Котюков — это такой политический брат-близнец одного из наших прошлых губернаторов, Льва Кузнецова. Люди имели в виду схожести между ними по стилю поведения. Вы не увидели такого сходства, что Михаил Котюков — это такой Лев Кузнецов 2.0?
— Я слышал другое мнение, что Котюков чем-то напоминает Виктора Толоконского. Не думаю, что он схож с Кузнецовым. Я был знаком со Львом Владимировичем, когда он был заместителем губернатора Хлопонина. Думаю, что у Котюкова другой политический типаж. Котюков — технократ, он функционален.
Те, кто общаются с Котюковым, отмечают его трудоголизм. И не все считают это большим плюсом, что он сам работает и других пытается заставлять. Говорят, что в секретариате у него до ночи люди сидят.
Кузнецов был другой. Честно говоря, я считаю его самым слабым губернатором в новейшей истории края. Проблемой Кузнецова было то, что он — абсолютно не политик. И у него были достаточно мутные люди в окружении. Не случайно, что одним из первых шагов Толоконского было то, что он жестко убрал людей из кузнецовского окружения.
Я бы даже больше сравнил Котюкова с Эдхамом Акбулатовым по части трудоголизма. И недаром Котюков с Акбулатовым в очень хороших личных отношениях.
— Удивительно, что мы тогда не увидели возвращения Акбулатова на какой-нибудь пост в правительство края… О чем ходили разговоры, когда правительство еще формировалось.
— Как раз это меня не удивило. Один человек мне говорил, что если бы Акбулатов и вернулся во власть, то на пост мэра Красноярска разве что. У него сейчас достаточно хорошие позиции, он работает ректором СибГУ и подчиняется только федеральному начальству. Думаю, Акбулатов уже вряд ли захочет возвращаться во власть на какие-то позиции ниже премьера или мэра Красноярска.
NGS24.RU рассказывал о назначенных Котюковым вице-губернаторах края и о том, за что они отвечают.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.