Публикация на NGS24.RU, где корреспондент Руслан Руденко рассуждает о возможном двоевластии в Красноярском крае, собрала почти 60 тысяч прочтений и сотню комментариев. Видя большой общественный интерес к этой теме, автор пообщался с красноярским политическим аналитиком Александром Чернявским и спросил его мнение о возможности двоевластия и противостояния двух политиков.
— Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, кто, на ваш взгляд, может «разгонять» красноярские политические телеграм-каналы обсуждением темы двоевластия в крае или даже противостояния бывшего и действующего губернаторов?
— У Александра Викторовича за три десятка лет его активной политической деятельности, естественно, накопилось немало противников. Только за последние пять лет его яростно атаковали Анатолий Быков, Татьяна Давыденко, финансово-промышленные группы разные, да и просто малоизвестные персонажи, которые в силу субъективных или объективных причин имели претензии к Уссу и его команде.
Нынешние нападки — это скорее инерционно-остаточное явление. Не стоит их переоценивать. Я не вижу какой-то особой системности в этих атаках. Совсем недавно на антиуссовской теме откровенно кормились некоторые структуры и отдельные «товарищи», потому что бюджеты на «мочилово» Усса выделялись нехилые. Можно понять его критиков, которые при упоминании экс-губернатора до сих пор неприлично возбуждаются… Не знаю, правда, покусывают они его сейчас по-прежнему за деньги или уже просто по привычке.
Думаю, самому Александру Викторовичу от нынешних нападок ни жарко ни холодно. Его политическая судьба решилась в апреле 2023 года, когда Владимир Путин ясно сказал, что надеется на то, что Александр Усс будет и дальше работать на благо Красноярского края. Усс избран членом Совета Федерации РФ, он остался в активной политике и сохраняет определенное влияние как минимум в крае. Однако при этом ни о каком двоевластии в регионе и речи не может быть. Думаю, в нынешней модели российской власти это априори невозможно.
— Поясните читателям NGS24.RU, почему вы считаете, что это невозможно?
— Вся политика путинской эпохи направлена на сохранение стабильности на всех этажах власти. Поэтому, когда возникали попытки установления двоевластия в регионах, они жестко пресекались, в том числе при помощи федерального центра. «Единство и сплоченность в условиях СВО» — это не просто красивые слова. Вряд ли региональные элиты рискнут сегодня заниматься междоусобицей вопреки четкой установке Кремля.
По моей достаточно достоверной информации, Котюков и Усс поддерживают сегодня вполне нормальные, рабочие отношения. То, что Александр Викторович остается влиятельным и заметным в крае политиком… А разве могло быть иначе? Странно было бы, если бы он им вдруг перестал быть. Усс — слишком крупная фигура с насыщенной политической биографией, чтобы вдруг исчезнуть из краевой повестки.
— На ваш взгляд, остались ли еще люди в крае, которые недовольны тем, что Александр Усс продолжает, скажем так, публично «отсвечивать» и после отставки с поста губернатора?
— Конечно же, его оппоненты никуда не делись. И, возможно, кому-то из них хотелось бы столкнуть лбами Александра Викторовича и Михаила Михайловича, чтобы погреть ручки на этой теме. Об этом можно судить даже по тем нападкам, о которых мы уже сказали. Но по своему характеру Усс — боец, и от всех этих атак у него кожа давно стала настолько дубовой, что от нее вражеские стрелы отскакивают или ломаются…
— Может быть, рассуждения на тему двоевластия появились, потому что Усс слишком активен в информационном поле?
— Спекуляции на эту тему есть, но под ними нет фактической основы. Публичная активность сенатора вряд ли должна кого-то смущать, потому что пересечений особых у Котюкова с Уссом нет. В некоторых темах они дополняют, но не затмевают друг друга. Если посмотреть на повестку, которую продвигает Александр Усс, то она ни в чем не противоречит курсу нынешнего губернатора. В октябре [спикер Совета Федерации] Валентина Матвиенко в рамках работы в СФ поручила Уссу заниматься стратегией развития Сибири. Эта тема для Александра Викторовича сквозная. Он ее продвигал на протяжении последних лет двадцати, написал много программных статей о будущем восточных территорий России.
У Михаила Котюкова сейчас есть ситуативные проблемы, никак с Уссом не связанные. Местная номенклатура уже начала слегка напрягаться из-за того, что до сих пор не объявлен новый состав краевого правительства. Да, верхушку исполнительной власти утвердили еще в конце сентября на сессии Заксобрания. Но сейчас, видимо, произошла какая-то пробуксовка в кадровой перезагрузке. Возможно, просто не могут найти хороших управленцев на серьезные посты.
Но интереснее другое. Те люди, которые продолжают «мочить» Усса, они уже начали покусывать и Котюкова. Им не нравится, что губернатор якобы не демонтировал, как они выражаются, «уссовскую систему власти». Они бы объяснили для начала, как они вообще это видят?
Вторая часть претензий озвучивается по теме кадровых назначений, мол, Котюков утверждает проуссовских чиновников. Смешно говорить о том, что глава губернаторской администрации Сергей Пономаренко или министр финансов края Владимир Бахарь — это люди Усса. Ребята, загляните в биографии этих людей! Пономаренко стал первым вице-губернатором края в 2012 году, когда край возглавлял «никелевый» Кузнецов. Бахарь стал министром финансов в 2013 году, опять же при Кузнецове. Поэтому называть этих людей «кадрами Усса» — просто смешно и свидетельствует о некомпетентности обозревателей и ТГ-блогеров, которые про это пишут. Возможно, они просто спекулируют на короткой памяти аудитории, но кое-кто в регионе ведь еще помнит, как всё было на самом деле.
— И всё же конфликты в элитах случаются, в том числе и в Красноярском крае...
— Противостояния, безусловно, иногда бывают. Это связано прежде всего с борьбой за финансовые потоки. За теми же атаками на губернатора Усса можно было увидеть вполне материальные интересы их заказчиков. Это свойственно практически всем регионам России в той или иной степени. Но, как правило, эта борьба не выходит за рамки определенных правил и не приводит к каким-либо политическим потрясениям. Когда местные элиты начинают заходить за красные линии, то тогда федеральный центр вмешивается.
Можно вспомнить пример локального двоевластия, когда разразился известный конфликт между краевой властью и «Норникелем» в 2020 году после экологической катастрофы с разливом топлива. Норильские депутаты и чиновники в том противостоянии явно ориентировались не на «серый дом», а на руководство «Норникеля». Самая яркая иллюстрация такого локального двоевластия произошла в сюжете с выборами норильского градоначальника. В январе 2021 года Владислава Логинова, который тогда был первым заместителем мэра Красноярска, краевая власть делегировала побороться за пост главы Норильска. Мэр выбирается горсоветом, и Логинова норильские депутаты надежно (и вполне ожидаемо!) заблокировали, показав жирную фигу команде Усса. Логинов поставленных краевым начальством целей не достиг, да и не мог достичь при том раскладе. Конфликт между краевой властью и «Норникелем» потом погасили, но для этого понадобилось вмешательство федеральной власти…
Кстати, Совет Федерации, о котором некоторые наблюдатели совершенно необоснованно говорят как об отстойнике для политических пенсионеров, сыграл в той истории довольно заметную роль. В Совфеде прошли слушания по ситуации в Норильском районе, в Норильск приезжали сенаторы и т. п. Активно на стороне краевой власти выступила председатель СФ Валентина Матвиенко. Безусловно, это сыграло положительную роль в урегулировании конфликта.
— Александр Александрович, а раньше были такие конфликты и противостояния в Красноярском крае?
— Самым ярким примером такого конфликта стало жесткое противостояние блока «НАШИ!» и губернатора Александра Лебедя. Когда Лебедь появился в крае и выиграл губернаторские выборы в 1998 году, он начал очень жестко оттеснять местные элиты на обочину. В крае появилась куча варягов, непонятных людей с определенными целями. Это вызвало острейшее неприятие красноярских политиков. Тогда против Лебедя по принципу «против кого дружим?» объединились очень разные люди — Усс, Новиков, Клешко, Пащенко, Зубов…
В начале нулевых можно было говорить о двоевластии в крае. Краевой парламент фактически стал альтернативным центром власти, находясь в жесткой оппозиции к исполнительной власти. И кто знает, чем бы вся эта история закончилась, если бы не трагическое ЧП с губернаторским вертолетом в апреле 2002 года [в результате которого Александр Лебедь погиб]...
Другие эпизоды из нашей новейшей истории… Можно вспомнить вечного оппозиционера Быкова, который практически с каждым губернатором воевал. Но я не могу это назвать двоевластием, потому что у Быкова для реального противостояния никогда не было серьезных ресурсов. Это, кстати, хороший пример, почему двоевластие в нынешней модели российской власти практически невозможно. Потому что ресурсы губернатора всегда будут на порядок выше, чем у любого его потенциального оппонента регионального масштаба, который вдруг захочет создать второй центр власти в крае. И, конечно же, есть верховный арбитр — Кремль, который очень тщательно мониторит ситуацию в регионах и жестко пресекает любые попытки устроить смуту.
Хотел бы прокомментировать и дискуссионную заметку главного редактора NGS24.RU о том, почему Уссу не дали слово на инаугурации Котюкова. Если бы была такая традиция выступлений экс-губернаторов с напутственными словами на подобных мероприятиях, то тогда было бы основание делать из молчания Усса на инаугурации Котюкова далеко идущие выводы, но дело в том, что в красноярском ритуале инаугураций предшественникам новых губернаторов слова никогда и не давали. Часто их даже не приглашали на это торжество. Не думаю, что это правильно. Но такая вот странная традиция в крае сложилась с 90-х годов, что политики…
— Молчат?
— Ну, молчат не молчат… В любом случае те вещи, которые Александр Викторович произносил публично по поводу своего преемника на губернаторском посту, все они были со знаком «плюс». Никто ему не может предъявить, что он как-то наезжал на Михаила Михайловича. Александр Усс уже 30 лет в большой политике, он прекрасно знает правила игры и выживания в системе. Поэтому он точно не будет сейчас заниматься глупостями, создавая проблемы и препятствуя в чем-то действующему губернатору.
А как вы считаете, в Красноярске и в крае действительно устанавливается двоевластие между Уссом и Котюковым?