В марте в России заблокировали соцсеть Instagram* — ее владельца, американскую компанию Meta, признали экстремистской организацией. Популярной площадкой при этом в стране пользовались не только обычные люди, но и многие политики, включая губернатора Александра Усса и мэра Сергея Ерёмина. Из опальной соцсети они вынужденно переехали на другие площадки — в частности, создали каналы в мессенджере Telegram.
Корреспондент NGS24.RU Александр Ибрагимов изучил, как за три с половиной месяца Усс и Ерёмин обжились в своих телеграм-каналах.
209% Александра Усса
Из «Инстаграма»* Александр Усс уходил, когда у него было 38 тысяч подписчиков. 11 марта там был написан последний пост, в котором сообщалось, что общаться с подписчиками губернатор продолжит в «Одноклассниках» и во «ВКонтакте». А 17 марта губернатору создали телеграм-канал.
По данным аналитического сервиса Tgstat, за первый день на канал Усса подписались 247 человек. (При этом в сервисе первым днем работы канала Усса указано 16 марта — для удобства мы будем использовать даты из Tgstat).
Поначалу Tgstat фиксировал не ежедневную статистику по каналу Усса. Так что следующая дата, по которой есть информация о его канале, — это 28 марта. К этому дню, за неполные две недели, у Александра Усса накопился уже 2981 подписчик. С 11 апреля приводится уже ежедневная статистика по каналу. По данным на 30 июня, у канала Александра Усса было 3600 читателей. Это около 9,7% от числа его подписчиков в запрещенной сети.
SММ-специалист Мария Козлова в беседе с NGS24.RU предполагает, что пробелы между 28 марта и 11 апреля, скорее всего, были просто «косяком» в работе сервиса Tgstat. Накрутки подписчиков, по ее мнению, нет — канал губернатора «совершенно легко» набрал бы этих 3000 человек в первые две недели без посторонней помощи.
Средний дневной охват (количество просмотров) постов губернатора в телеграме 28 марта составлял 115 читателей. К 11 апреля он поднялся примерно до 7600 читателей и в следующие полтора месяца средний охват плавно рос. Самая большая волна просмотров пошла с 7 мая — в этот день в нескольких населенных пунктах в крае произошли крупные пожары, уничтожившие дома жителей и Александр Усс выкладывал в своем канале видео с заседаний со спасателями.
Пик среднего охвата постов пришелся на 23–25 мая — больше 12,2 тысячи читателей, а затем пошел на спад. В конце июня каждый пост губернатора набирает в среднем по 7500 просмотров. Самый просматриваемый пост губернатора — «кружочек» (видеосообщение) с месторождения золота в Северо-Енисейском районе 27 апреля. Его посмотрели почти 38 тысяч раз.
При этом у Александра Усса очень высокая вовлеченность подписчиков (отношение среднего охвата публикации к числу подписчиков). По данным Tgstat, целых 209% подписчиков канала читают его посты (показатель больше 100% может быть связан с репостами в другие каналы, поясняется в сервисе). 51% из них читает посты Усса в первые сутки после публикации.
По мнению Марии Козловой, показатель в 51% — «это очень хорошо».
— Это губернаторский канал всё-таки, — поясняет она. — Подписчиков там еще не очень много, но там понятная целевая аудитория из чиновников и журналистов, для них это канал не только новостной, но и рабочий, если можно так сказать.
А вот вовлеченность в 209% — это «что-то очень странное», считает Мария. Она не исключила накрутку репостов.
— Больше 100% может быть из-за репостов в другие каналы, но не настолько, — рассуждает Мария Козлова. — Возьмем тот же [телеграм-канал] «Борус», у него вовлеченность 46%. Не думаю, что губернатора репостят сильно больше, чем «Борус». У «Тайги» вовлеченность — 26%, у «Проспекта Мира» — 59%, у «Примы» — 40%.
У других политиков и чиновников, для сравнения, вовлеченность подписчиков также заметно ниже. Например, у краевого депутата Ильи Зайцева — 62%, его коллеги Александра Глискова — 36%, мэра Москвы Сергея Собянина — 98%, губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова — 59%, а губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва — 37%.
Канал красноярского губернатора за всё время действительно неплохо цитировали (репостили и упоминали). По данным Tgstat на начало июля, это сделали 256 других каналов. Чаще всего (52 раза) на губернаторский канал ссылался «Клуб по интересам» с фото Сергея Шойгу на аватарке. В своем описании канал уверяет, что специализируется на «инсайдах» и «верных трактовках», но его контент, судя по беглому просмотру, состоит в основном из репостов краевых и околокраевых медиа.
50 раз канал Усса цитировал канал «Агрегатор новостей Красноярска». А на третьем месте по частоте упоминаний канала губернатора — краевой депутат Илья Зайцев (35 раз). Канал самого Зайцева, у которого больше 10 тысяч подписчиков, цитировали 116 других каналов. На четвертом — официальный краевой канал «С Мира по факту» (29 раз).
Индекс цитирования телеграм-канала Усса, который рассчитывается на основе всех упоминаний в других каналах, к концу июня составил 34,4. С конца мая (более ранних дат в Tgstat нет) индекс повысился — с 29,1.
Сергей Ерёмин на двойной сплошной
У Сергея Еремина в «Инстаграме»* во время его ухода оттуда было более 90,8 тысячи подписчиков. Он в последнем посте 12 марта также сообщил, что переезжает в телеграм и во «ВКонтакте». На 13 марта, по данным Tgstat, у телеграм-канала Ерёмина было больше 5200 подписчиков. Их число с того времени плавно прирастало — к 30 июня у мэра было более 8500 читателей. Это почти 9,4% от количества его читателей в «Инстаграме»*.
Средний охват постов Ерёмина, по данным на 14 марта, был более 4800 читателей в день. Затем охват рос, без резких всплесков: в конце марта посты Сергея Ерёмина читали в среднем по 7500 раз, в апреле охват упал до 6000–6500 читателей. В июне охват восстановился примерно до 7000 читателей в день в среднем.
Самый популярный пост в телеграме Ерёмина набрал 34,3 тысячи просмотров — это фото, где мэр сидит на двойной сплошной линии с открытия проекта «В центре Мира» 4 июня.
Репостили и упоминали посты Ерёмина 83 других телеграм-канала. Чаще всего — канал муниципальной газеты «Горновости» (103 раза). На втором месте — «НеНАШИ» — «неофициальный общественно-политический канал Красноярского края» (43 упоминания). Он о мэре пишет, как правило, критические и иронические заметки. На третьем месте — канал «Новости Красноярска» (27 упоминаний).
Индекс цитирования телеграм-канала Ерёмина в конце июня — 26,2, в конце мая был 19. Вовлеченность подписчиков канала главы города — 82%, а 45% читателей обращают внимание на посты в первые сутки после публикации.
Мария Козлова резюмирует, что сравнивать телеграм с «Инстаграмом»* и работу чиновников и политиков в мессенджере (речь не только о главе края и мэре, а в целом) пока сложно — это слишком разные площадки.
— «Инстаграм»* был эффективнее, наверное, тем, что к этим правилам игры все привыкли. Всем понятно, что делать — это про фотографии и видео. Там чиновник мог попросить собрать минутное видео с титрами, как он идет по красивой аллее, и вроде как бы и всё: заказчик доволен, обычный человек ничего не понял, но вроде как отчитались, — рассказывает она. — А телеграм — это больше про текстовый контент. Здесь приходится отдуваться. Потому что писать (за редким исключением) еще не умеем нормально, а просто видео с титрами уже не подойдут. Телеграм эффективнее для нас с вами как конечных потребителей этого продукта. Потому что так мы можем понять, какой чиновник понимает, что он вообще делает, а какой делает «в рамках стратегического партнерства, направленного на комплексное развитие».
* Соцсеть Instagram запрещена в России, а ее владелец, компания Meta, признан экстремистской организацией.