Несколько месяцев назад Красноярский край получил новый состав краевого парламента. Сейчас, когда наконец отгремели все праздники, редакция NGS24.RU решила выяснить, какие изменения в нашу жизнь планируют привнести народные избранники. Мария Антюшева поговорила с депутатами и узнала, какие законопроекты они считают важным разрабатывать и продвигать.
Краевой «стабфонд» и переход с угольного отопления на электрическое
Алексей Кулеш, председатель комитета ЗС края по строительству, ЖКХ и вопросам ГО и ЧС:
— Основной свод законов края по большому счету создан. Работа краевых депутатов, как правило, заключается в «косметических» доработках имеющихся норм. Краевые законы, которые принципиально меняют нашу жизнь, встречаются довольно редко. И в наступившем году я вижу два таких проекта, которые серьезно могут поменять экономику и политику региона.
Первый — это уже внесенный закон о создании резервного фонда Красноярского края. Это совершенно новый экономический институт, который есть на уровне страны, но которого никогда не было на уровне региона. Я думаю, он будет обсуждаться очень бурно.
Как бы нам ни хотелось считать экономику края устойчивой и независимой от внешних влияний, на самом деле она очень зависит от цен на добываемые у нас природные ресурсы. Когда цены растут, то образуются сверхдоходы, а когда падают, то появляются провалы. И резервный фонд станет такой подушкой безопасности, которая будет наполняться в периоды роста цен и расходоваться в периоды падения.
Второй очень важный проект будет касаться пока только города Красноярска. Это перевод частного сектора с печного отопления на электрическое. Все понимают, что за свой счет жители не пойдут на это.
Сейчас обычная семья в частном доме или коттедже тратит на уголь для своего угольного котла, условно говоря, 20 тысяч рублей в год. А если она установит электрокотел, то будет тратить на электричество 200 тысяч в год. Наша задача — разработать механизм, при котором эта огромная разница ляжет на плечи государства, а не жителя.
Цена на электричество сформирована рынком. Она не станет ниже от желания правительства края и даже страны. Но в наших силах субсидировать расходы жителей на электроотопление. Безусловно, это очень дорого. Суммы колоссальные. Но этого требует экологическая ситуация в городе. Мы надеемся, что какая-нибудь федеральная программа поможет краю нести эту нагрузку. Если получится ввести такой закон, то дальше можно будет пытаться перенести этот опыт на частный сектор Минусинска.
Может ли власть добиться, чтобы энергетические компании сами снизили цену на электричество для жителей частного сектора? Мне кажется, что это невозможно. Но, как говорится, политика — это искусство невозможного. Будем обсуждать.
От редакции: читайте наш материал с подробным разбором, как в некоторых районах города власти уже попытались субсидировать переход с угля на электричество и что из этого вышло.
Возвращение выборов мэра и ограничение платы за ЖКХ до 10% от дохода семьи
Депутат Александр Глисков:
— Однозначно мы в этом году обязаны принять изменения в краевой закон о местном самоуправлении. Сейчас в Красноярске и большинстве поселений края работает кривая схема, когда конкурсная комиссия выдвигает главу, а горсовет (райсовет, сельсовет) его утверждает.
Теперь у нас изменилось федеральное законодательство, и мы получили варианты: вернуть прямые выборы или выбирать главу из числа депутатов муниципалитета. А вот этой кривой схеме пора уйти в прошлое. В любом случае мы в Заксобрании должны будем утвердить какой-то вариант, который будет действовать по всему Красноярскому краю. Наша фракция, разумеется, будет выступать за возвращение прямых выборов мэра, которых нас лишили при Толоконском. Но дадут ли нам — это вопрос.
Еще у нас есть давняя нереализованная идея — ограничить плату за ЖКХ по аналогии с Москвой. Там действует местный закон, который не дает счетам за услуги ЖКХ превысить 10% от совокупного дохода семьи. Это необходимо, чтобы исключить случаи, когда почти вся зарплата или вся пенсия человека уходит на оплату коммуналки, а на жизнь ничего не остается.
По федеральному закону у субъектов РФ есть право самостоятельно вводить такие ограничения и выбирать их размер. Вот Москва установила планку в 10%, мы хотим также. В прошлом созыве мы это предложили, но столкнулись с тем, что придется вносить очень большой комплекс поправок в действующие законы. Но в любом случае мы будем рассматривать такой законопроект.
Деньги вместо земли для многодетных и рабочие места для инвалидов
Илья Зайцев, председатель комитета ЗС края по охране здоровья и социальной политике:
— Один из важнейших законов, которые мы должны принять в ближайшие месяцы — это краевой закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. По федеральному закону предприятия обязаны предоставлять такие места. Если в компании трудится от 35 до 2000 человек, то 3% мест. Если больше 2000 — то 2% мест.
Что сейчас происходит на самом деле. Для формального соблюдения закона достаточно просто объявить вакансию, на которую фирма якобы готова взять инвалида. А то, что вакансия потом остается незанятой или занятой здоровым человеком — это значения уже не имеет. Например, одна фирма на севере края открыла вакансию водолаза и в объявлении сделала ремарку, что готова принять человека с инвалидностью. Хотя всем очевидно, что это физически невозможно.
В марте федеральный закон ужесточится и исключит такие лазейки. При этом мы прекрасно понимаем, что множество предпринимателей действительно не могут принять к себе инвалидов, у них нет возможности создать для них рабочие места. И наш краевой закон должен стать выходом из ситуации. Любая фирма сможет договориться с некоммерческой организацией, что эта организация нанимает к себе инвалида, а фирма платит ему зарплату в размере МРОТ.
Наши краевые отделения всероссийских обществ слепых, глухих, ветеранов Чернобыля очень ждут этот закон. Они готовы предоставлять работу инвалидам, а предпринимателям останется только обустроить за свой счет рабочее место и обеспечить зарплату. И таким образом федеральный закон о квитировании мест для инвалидов будет выполнен.
Другой очень важный краевой закон касается выделения земельных участков для многодетных семей. По существующим нормам многодетные могут встать в очередь на получение участка для строительства жилья. И сейчас в крае уже больше 12 тысяч семей стоят в этой очереди. Большинство из них — в Красноярске. При этом в городе свободных муниципальных земель для выдачи практически нет. А если отъехать подальше от города, то земля там есть, но нет никакой инфраструктуры. Ни воды, ни света, ни дорог, ни детских садов со школами. Поэтому в Красноярске очередь почти не двигается.
Какой выход мы предлагаем — вместо земли выдавать семье денежные сертификаты на 150 тысяч рублей. Эти деньги люди смогут потратить на покупку участка у третьих лиц, на возведение частного дома.
От редакции: Читайте наш материал, как многодетной семье Красноярска выделили участок с оврагом во всю его площадь.
Экономия миллиардов за счет переселения людей с Таймыра на юг края
Денис Терехов, депутат Заксобрания края:
— Наша фракция продвигает проект «Таймыр-Полис», который поможет переселить людей с севера края на юг. Речь не идет о Норильске и Дудинке, где у людей есть работа. Речь о 25 таймырских поселках, где люди заняты примерно ничем. Это не коренные жители-оленеводы. Это учителя, почтальоны, чиновники. Там 100% людей — бюджетники. В каком-то смысле они заложники имперских амбиций Советского Союза. Их туда завезли в 60–70-е годы, и они там живут.
И надо сказать, что живут в чудовищных условиях. Чтобы вы понимали, в любом из этих поселков туалет — это дырка в земле, даже в администрации этого поселка. Доходит до абсурда — если населенный пункт исчерпал весь бюджет на вертолетное сообщение, то никто никуда не полетит, как бы это ни было срочно. В Волочанке у сварщика случился ожог глаз, он мог потерять зрение. И он неделю там лежал, ему ставили какие-то компрессы из чая, потому что не было денег на вертолет.
Уточню, никто не предлагает вывозить коренные народы севера. Но вот людям, которые оказались там искусственно, им нужно предложить более комфортные условия проживания.
При этом из бюджета края тратятся колоссальные деньги на так называемый «северный завоз». Каждая тонна угля, которую забрасывают вертолетом в отдаленные поселки в тундре, она просто золотая. По нашим подсчетам на завоз всего необходимого на север края тратится от 30 до 50 миллиардов рублей в год — это и краевые, и федеральные деньги. На эти средства можно было бы купить переселенцам квартиры не то что в крае, а даже в Москве.
Главная причина, почему жители неохотно переезжают, — психологическая. Они боятся потеряться на новом месте, не найти новый круг общения. Так вот, мы предлагаем строить на юге края такой «маленький Таймыр». Это будет нечто вроде новых микрорайонов при существующих городах. В эти микрорайоны людей нужно будет перевозить сразу целыми поселками. Тогда они сохранят свой привычный круг общения и им психологически будет намного проще. Мы считаем, в течение 3–5 лет вполне реально перевезти эти 10 тысяч человек.