Редакция NGS24.RU три дня следила за тем, как голосуют за кандидатов в Госдуму жители Красноярска — дома, на участках и даже в красной зоне больницы. Наших корреспондентов Сашу и Артема утомили толпы бюджетников, возмущения кандидатов-оппозиционеров и беспринципность некоторых чиновников, и они отчалили в деревню Крутая, чтобы посмотреть, как голосует и чем живет в день выборов маленькая сибирская деревенька.
Золотая осень яркими цветами раскрасила окрестности деревни Крутой в Емельяновском районе. Здесь, в 44 км от Красноярска и всего в 8 от аэропорта, течет настоящая сельская жизнь. Живет в Крутой около 400 человек, голосует около 500 — местный УИК обслуживает также соседнюю деревню Сухая.
«Я против звериной рожи капитализма»
В 10 часов утра здесь тихо, гуляют без присмотра козы и коровы, изредка кричат петухи где-то вдалеке. Пейзажи поражают контрастом: рядом со старыми покосившимися домами соседствуют крепко построенные новые коттеджи с двумя гаражами и стильными фасадами.
Здесь, как и везде, сегодня финальный день выборов в Государственную думу и Заксобрание Красноярского края. О них напоминают лишь небольшие агитационные плакаты на доске объявлений возле местного магазина — и никаких гигантских баннеров, как в городе. Скудная агитация — в основном за кандидата от «Единой России», миллионера Романа Гольдмана.
Возле избирательного участка тишина: дежурят двое полицейских и сотрудник МЧС. Сам участок находится в здании местной библиотеки, куда ведет старая скрипучая дверь со сломанной ручкой — войти и выйти не так-то просто. Члены местной избирательной комиссии — улыбчивые женщины — делятся:
— С утра было человек двадцать. И в пятницу, субботу много было. А пока вот затишье. Ждем.
Наконец, начинают появляться избиратели: в основном пожилые люди, приехавшие на выборы на собственных авто. Разговорчивый мужчина, представившийся Виктором, охотно делится своими мыслями по поводу идущих выборов:
— Думаю, все к вечеру проголосуют. Ходила такая легенда, что надо проголосовать в последний день, иначе голоса все поразворуют. Кто — непонятно.
А потом добавил:
— Никогда коммунистом не был, но буду голосовать за Зюганова... А вы в окошко выглядываете? Что вы там видите? Я там вижу звериную рожу капитализма. Вот я против звериной рожи капитализма и голосую.
Пожилая пара — городская интеллигенция, врач и академик на пенсии, перебравшиеся в деревню, поближе к земле. Говорят, всегда голосуют за коммунистов и этот год не стал исключением. Чтобы проголосовать в Крутой, специально подавали заявление в избирком — представитель приезжала в деревню специально, чтобы внести их в списки по месту нахождения. Видимо, долг перед государством не позволяет людям старой закалки проигнорировать такое событие, раз ради этого даже заморочились. Впрочем, разговоры про политику и выборы быстро наскучивают.
— Нас здесь всё устраивает, копаться в земле — одно удовольствие. Работая в больнице, каждый день в напряге и в отрицательных эмоциях, я приезжаю, работаю в огороде — и отвлекаюсь. Воздух тут хороший, а грибов сколько. А как снег ляжет — уедем в город. А сейчас, ну что там делать? — делится пенсионерка Светлана Григорьевна. — У нас тут три кота, они за полгода вспоминают о своих инстинктах. Две девочки — охотницы, а мальчонка ленивый, поспать любит. Вот что значит гены: кота взяли у студентов, и он лежит на компьютере. А кошечку умирающую подобрали в Николаевке — она у нас охотница.
Очередной наплыв избирателей заканчивается — удается пообщаться с чуть ли не единственным пришедшим на выборы молодым человеком. Впрочем, на вопросы отвечает неохотно.
— Голосую, потому что на работе сказали. А что, кто-то сам ходит что ли? Проголосовал за «Единую Россию», потому что команда президента, — бросает он и, сев в машину, уезжает.
Зарисовки из сельской жизни
На избирательном участке жизнь деревни сегодня не зациклилась — люди то и дело встречаются на прилегающих к главной улицах.
— Снимаем, как у вас тут выборы проходят, — мы подходим к разношерстной компании, отдыхающей на скамейке возле одного из деревенских домиков.
— А у нас всё ништяк! — отвечает подвыпивший молодой мужчина с золотыми зубами и отказывается говорить, за кого голосует.
— Нам это не грозит, — отрезает самый старший и единственный трезвый из компании. — Я не голосую.
— А я проголосовал! За Рыжика.
— Какого Рыжика?
— За Жириновского!
— Такая же фигня.
— А почему именно он?
— Человек за страну переживал. А эти.. да никогда они уже пенсионный возраст не снизят, ни детям не оплатят многомиллионные операции. Я вот сам с диабетом — спасибо, хоть инсулин выдают. А кому-то не выдают. Меня это раздражает. И за кого голосовать?
Переговариваясь между собой, мужчины костерят «Единую Россию», «Зеленых», президента, но разговор всё равно скатывается в обсуждение своих проблем и проблем родной деревни. Тут уж не до большой политики. Жалуются, что работы в деревне мало, что зарплаты низкие — последнее чуть не стало поводом для драки.
— У нас тут есть завод, делаем газоблоки, пилорама, в аэропорту работают. Я двадцать получаю — а кубометр дерева на баню 19 стоит!
— Как двадцать? Я и десятки не получаю, — грустно замечает собеседник.
— Слышь, ты, не (выделывайся) тут! А то я тебе (лицо) разобью, — распаляется третий.
Обстановка заметно накаляется, мужчины переругиваются. К счастью, конфликт удается урегулировать мирно.
Наши следующие собеседники оказываются куда более дружелюбными — добродушные пожилые мужчины много смеются и даже предлагают выпить, от чего мы вежливо отказываемся.
— Вы не подумайте, мы тут не каждый день пьем! Просто выходной сегодня, — простодушно объясняет житель деревни.
— А голосовать пойдете?
— А как же… За «Единую Россию». Подкупили меня тем, что пенсионерам по 10 тысяч выплатили. А так я всегда за коммунистов голосовал, но Зюганов там уже старый, как я.
— А если бы не Зюганов был, а Грудинин, например?
— По телевизору показывали, что он сказочно богатый, заворовался. Это как-то не по-коммунистки. А сегодня уже воскресенье? А я думал суббота. Эх, видимо, уже не проголосую.
— А я проголосовал — за Жириновского, — вступает в разговор товарищ. — Да чего вам эти выборы? Пойдемте, я вам кукурузы дам.
Добрый селянин отгружает нам с собой целый рюкзак кукурузы. Вот уж воистину, деревни — душа России.
К обеду местность заметно оживает. На улицах бегают дети, мимо проносятся машины, квадроциклы, мотоциклы, велосипеды. Многие из них проезжают мимо избирательного участка и едут по своим делам, кто-то в лес по грибы. Если на каких-то участках здесь по-настоящему и кипит жизнь, так это на приусадебных. В разгаре сбор урожая и уборка на огороде — пока тепло, нельзя терять ни минуты. Выборы здесь — не такое уж и событие. У каждого жителя есть свои дела — и именно они в приоритете. На вопросы о голосовании люди отвечают с улыбкой.
— В этом году у нас тут и освещение сделали, правда, часть фонарей уже не горит, и дорогу в начале деревни положили. А тут асфальт еще со времен СССР, наверное, лежит, — вспоминает женщина, гуляющая возле участка с собачкой. — Вы извините, я там лечо варю. Я пойду.
По данным ГАС «Выборы», на 18:00 в Крутой проголосовали 30,45% избирателей — то есть приблизительно 150–160 человек из почти 500. Результаты их волеизъявления станут известны только завтра.