В четверг, 28 апреля, исполнилось 20 лет со дня гибели экс-губернатора Красноярского края Александра Лебедя.
В этот день в 2002 году он летел на вертолете Ми-8 вместе с сотрудниками своей администрации и журналистами на открытие новой горнолыжной трассы в Восточных Саянах. На борту было 17 пассажиров и 3 члена экипажа. В седьмом часу утра на юге Ермаковского района, вблизи автомобильной трассы М-54 «Енисей» лопасти вертолета попали в провода ЛЭП. Произошло крушение. Александр Лебедь скончался через четыре часа после катастрофы в больнице Абакана. Кроме него, погибли еще семь человек.
Трагедия породила множество конспирологических теорий — якобы губернатора кто-то «убрал» по политическим причинам. Но суд в итоге привлек к уголовной ответственности двух пилотов — командира экипажа Алексея Куриловича и сидевшего за штурвалом пилота с 30-летним стажем Тахира Ахмерова. В тот день в горах была очень густая облачность. По всем правилам в такую погоду нужно было возвращаться, но губернатор опаздывал на торжество, поэтому экипаж решил рискнуть.
Куриловича и Ахмерова судили по статье 263 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более человек». Максимальный срок по ней был — до 7 лет. Но суд в 2004 году вынес более гуманное решение — Ахмеров получил 4 года колонии-поселения, а Курилович — три года условно.
Очевидно, суд принял во внимание тот факт, что точное место назначения пилоты узнали буквально перед вылетом, поэтому не имели возможности подготовиться к рейсу. Также у них были только устаревшие и сильно потрепанные навигационные карты, на которых не были отмечены новые объекты, в том числе та самая ЛЭП.
Адвокат Елена Евменова защищала тогда Куриловича и приговор суда находит удовлетворительным.
— Моя версия та же, что изложена в приговоре: виноваты непосредственно те, кто вел судно. Они плохо подготовились к полету, не обратили должного внимания на погодные условия. В результате ЛЭП увидели, когда было уже поздно. Я настаивала, что Курилович невиновен, так как не держал штурвал в руках и не мог в критический момент повлиять на ситуацию. Из лиц, отвечающих за достоверность карт, никто привлечен к ответственности не был. Но в первую очередь это всё же ответственность экипажа. Думаю, свою роль сыграли личные амбиции. Когда на борту находится губернатор, то никому не хочется отменять полет, любому захочется выполнить задание, — говорит Елена Евменова.
Александр Лебедь похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.