
Сегодня в лесу под небольшим городом Уяром в Красноярском крае нашли тело 6-летней девочки, которое искали больше полугода. Криминальный оттенок истории был понятен сразу: нерадивая мать-наркоманка подарила малышку подруге и ее пожилой матери, а сама пропала. Позже исчезла и девочка, новоиспеченных неофициальных опекунов заподозрили в убийстве.
— Мать малышки страдала наркотической зависимостью, в июле прошлого года оставила ребенка на попечение своей подруги и ее матери. Далее она не интересовалась судьбой дочери, пока наркоманку не задержали по подозрению в обороте запрещенных веществ. Находясь в СИЗО, в марте этого года она написала заявление с просьбой установить местонахождение дочери, — констатировало следствие.
Сегодня, 23 апреля, одну из женщин, 70-летнюю, привезли на следственные действия в поселок. Она, стоя в лесу перед понятыми, на камеру рассказала, как опускала в глубокую яму тельце и вытаскивала одеяло.
Редакция NGS24.RU разобралась в этой трагической истории. Для этого мы нашли людей, которые знали семью и видели пропавшую девочку.
«Своей маме я не нужна, теперь у меня мама — Олеся»
По словам местных жителей, тело нашли в трех километрах от улицы Маяковского в Уяре. В лесочке, неподалеку от речки, карьера и свалки. Именно на этой улице жили 42-летняя дочка и ее 70-летняя мать. Домик с огородом они использовали в качестве дачи, приезжая сюда из Красноярска на выходные или на лето. Было так и в июне ковидного 2020 года. Жители окрестных домов заметили маленькую девочку, хотя до этого детей в семье никогда не было. Чаще они видели взрослую дочь, чем ее мать. Усадьба им досталась в наследство от бабушки.
— Она как-то к нам подбежала, — рассказывает один из местных жителей, пожелавший остаться анонимным. — Женщины начали спрашивать: «Где твоя мама?» Она отвечает: «Я маме своей не нужна, моя мама теперь — Олеся». Угостили ее конфетами, булочкой. Такая разговорчивая была, немного заикалась. Тут живут цыгане, она с их девочкой бегала всё по улице. Потом не стало ее, ну мы решили: увезли в Красноярск. Не подозревали, что здесь грозит убийством.
В целом Лера (имя девочки изменено по этическим соображениям. — Прим. ред.) провела в Уяре около месяца. Как относились к ней две женщины, соседи судить не берутся. Но говорят, что слышали покрикивания со двора, один раз новоиспеченная мать ударила девочку по рукам.
— Олеся сама по себе — человек жестокий, грубый. Часто было слышно, что на нее покрикивала во дворе. Били или нет — врать не буду. Напротив соседка живет, спрашивала, кушала ли она сегодня. «Да, кушала, хлеб и огурец», — отвечает. «Тетя Олеся дала?» — «Нет, я сама взяла».
Подозреваемую в убийстве женщину соседи вспоминают как нелюдимую. Она успела получить срок «за наркотики». На этом фоне, видимо, они сошлись с родной матерью погибшего ребенка.
— Люди как-то ее недолюбливали. И она необщительная: подойдет к колонке, воды наберет — и обратно во двор. Люди сильно не уважали, она же фактически дочь бандита по кличке Филипп, которого застрелили в Красноярске. Он тоже уважением в Красноярске не пользовался. О матери ничего сказать не могу — видели редко, — рассказывает местный.

Криминальная смерть: версии убийства
Изначально, когда искали останки, подозреваемые женщины выдвигали свою версию о том, что малышку покалечили собаки, а они просто ее захоронили. Тогда же корреспонденту NGS24.RU в Следственном комитете пояснили, что эту версию не рассматривают. Какие раны есть на теле и каковы причины смерти, в ведомстве пока не поясняют. Соседи говорят, что в частном доме женщин было две собаки — молодая овчарка и беспородная. Но они были достаточно дружелюбны к жителям улицы и вреда никому не причиняли. Наш собеседник из Уяра говорит со ссылкой на следователей, что в красноярской квартире при обыске обнаружили трех псов и 20 кошек. В таких условиях жил и погибший ребенок.
— А еще говорят, люди, что любят животных, — добрые, — удивляется наш собеседник.
В соцсетях жители маленького городка предполагают, что дотащить тело за три километра женщины не смогли бы. Но у подозреваемой был автомобиль — небольшой синий «Форд».
Что произошло на самом деле, покажут расследование и экспертизы. Пока женщины свои показания меняли неоднократно, видимо, пытаясь запутать следователей. По их версии, смертельные травмы девочка получила в результате несчастного случая, произошедшего в конце сентября 2020 года.
Снова вопросы к опеке?
О том, мог ли кто-то другой приютить ребенка, чтобы трагедии не произошло, история умалчивает. В полиции отказываются комментировать вопрос — дело забрал СК. В органах опеки и попечительства Уяра о ребенке ничего не знают — она на учете у них не стояла, за медпомощью тоже не обращались. В красноярской опеке отправляют в отдел по делам несовершеннолетних. Круг замкнулся.
Жители улицы Маяковского в Уяре даже не подозревали, что у них под носом произошло такое преступление.
— Тут никто не подозревал, пока полиция не стала подъезжать. И в мыслях не было. Для нас для всех это страшное удивление, что такое могло случиться. Если бы соседи заметили, они бы давно в камерах сидели. Тут народ хороший, — чуть ли не со слезами на глазах говорит мужчина.

Тем временем уголовные дела по исчезновению и гибели на тот момент 5-летней девочки начинают множиться. Сначала было возбуждено дело по пункту «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство»). Теперь прокуратура завела второе — за халатность (ч. 1 ст. 293 УК РФ). Тут уже речь идет о привлечении к ответственности сотрудников органов опеки.
— В рамках проведенной прокуратурой края проверки по установлению причин и условий, способствовавших совершению указанного преступления, в следственный орган направлены материалы о непредоставлении в уполномоченный орган информации о непосещении малолетней дошкольного образовательного учреждения села Богучаны. В результате этого своевременно безвестное исчезновение малолетнего ребенка не обнаружено, индивидуальная работа с семьей не организована, — заключили в прокуратуре.
Пока найденные кости переданы в Красноярск на судебно-медицинскую экспертизу.