12 апреля Красноярский край потрясла новость о трагической гибели 8-летней девочки в бассейне мини-отеля «Енисей» в поселке Шушенском. В дневное время 20 детей вместе с классным руководителем и одним из родителей организованно приехали из Минусинска в аквацентр. По данным следствия, второклассница в момент трагедии находилась на максимальной глубине — 140 сантиметров. Уже позже, получив видео с камер, станет понятно, что девочка, заплыв на глубину, всего пару раз показалась из воды, а после резко ушла на дно бассейна.
В тот же день следователи начали проверку, возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть». Министерство образования также подключилось к проверке школы.
Нам удалось пообщаться с одним из родителей одноклассницы девочки. Наталья (имя изменено по просьбе источника. — Прим. ред.) рассказала о том, какой была погибшая школьница, что на самом деле случилось в бассейне и кто отвечал за ту злополучную поездку.
Планировали за полгода
Руководитель управления образования администрации Минусинска Татьяна Койнова рассказала местному изданию, что поездка должна была состояться еще полгода назад:
— Осенью 2020 года туроператор, который отвечал за организацию мероприятия, обратился к родителям учащихся с предложением посетить недавно открывшийся аквапарк в поселке Шушенском. С родителями заключили договоры, поездка оплачена заранее, однако из-за коронавируса ее пришлось отложить.
В апреле классный руководитель второго класса минусинской школы напомнила директору о поездке и предложила выезд в бассейн всё же организовать. Директор школы издала приказ, согласно которому ответственность за жизнь и здоровье школьников была возложена на классного руководителя. Каждый родитель также дал свое письменное согласие, рассказали в управлении образования.
— Дети поехали в этот бассейн впервые, рассказывает Наталья, — это была не самодеятельная поездка, это точно. Был нанят организатор, который сейчас пытается выйти чистой из этой истории, хотя у нас есть договор, где она обязуется нам предоставить услуги — перевозку, пребывание. Как сейчас выяснилось, она никто, физлицо. Всё как-то не понятно до конца. Мы оплачивали не только перевозку, но и ее услуги.
Тем самым «туроператором» оказалась Алёна Кукушкина. Согласно открытым источникам, женщина уже не является индивидуальным предпринимателем. Алёна Александровна Кукушкина зарегистрировалась как ИП в 2018 году, указав основным видом деятельности «услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность». А уже в мае 2020-го ликвидировала юрлицо. То есть заключая договор осенью того же года, она уже не являлась предпринимателем. Мы попытались связаться по доступному номеру телефона, но он не обслуживается.
В минусинской школе, в которой училась девочка, неофициально сообщили, что договор на оказание услуг (посещение аквацентра) родители действительно заключили с частным физическим лицом. Школа к этой поездке не имела никакого отношения — за исключением того, что классный руководитель сопровождала учеников в зафрахтованном Кукушкиной автобусе. По договору ответственность за безопасность детей возлагалась именно на Кукушкину.
Как сообщил источник NGS24.RU, каждый родитель заплатил за развлекательную поездку 1500 рублей.
«Шоковое состояние»
— В бассейне не было спасателей, хотя нам обещали. У нас есть договор, в котором обозначено, что будет человек, отвечающий за безопасность детей. Такого человека не было. Хотя, когда поездка намечалась, мы все вопросы уточняли, по поводу жилетов в том числе. Конкретно был задан вопрос родителями: будет ли спасатель? Нас заверили, что не переживайте, всё хорошо. Это был обман со стороны организатора. Нас заверили, что без жилета никто плавать не будет — в итоге плавали. Для меня это стало сюрпризом. Всё что угодно могло быть, трагедия могла случиться не с одним ребенком, — уверена Наталья.
Женщина призналась, что когда услышала об этом в новостях, подумала, что трагедия случилась с ее ребенком.
— Мне звонят, рыдают, я понять ничего не могу. Сама пережила ужасные моменты. Пока не дозвонилась до своего ребенка, голос не услышала — не успокоилась, — вспоминает тот день Наталья.
Признается, что после этого ее ребенок закрылся и почти не разговаривает о случившемся. Со всеми детьми работал психолог — сказал, что это нормально.
— Мой ребенок сказал только одно: «Жалко. Это была самая нежная и самая прикольная девочка в классе». Знаю, что она росла без мамы, папа растил ее сам. Помогала бабушка. Папа молодой — заботился, вкладывал всю душу. И платьица, и носочки — был и за маму, и за папу. Он в таком стрессе сейчас, — с сочувствием произнесла мама одноклассницы.
Жалеет, что детям не удалось пообщаться больше — сыграла свою роль пандемия. Одноклассники мало общались, долгое время учились на удаленке и только сейчас начали узнавать друг друга. Такие выездные мероприятия должны были сплотить, подружить детей. Но всё вышло иначе.
— Умела она плавать или нет, была это случайность или нет — я не знаю, меня не было там. Мой ребенок вообще закрылся после этого, на эту тему разговаривать не хочет. Мы даже смутно знаем, что там произошло — один ребенок одно говорит, другой — другое. Шоковое состояние. Кто-то не видел, да придумал, перефразировал. Это же дети! Поэтому на их словах строить четкую картину было бы странно и опрометчиво, — говорит мама девочки.
Дочь рассказала, что учитель сразу пыталась ее реанимировать, делала искусственное дыхание. Но я поставила себя на ее место и мне самой стало страшно. Ведь неизвестно: захлебнулась она или у нее эпилепсия и язык запал? А ты будешь ей искусственное дыхание делать, правильно? Можно же навредить.
Дальше Наталья произнесла с пониманием:
— Учителю хреново, мягко говоря. Она чувствует свою ответственность. Но родители на стороне учителя — она действительно хороший человек, хороший педагог, дети ее очень сильно любят. Так как у Арины (имя погибшей девочки изменено. — Прим. ред.) мамы не было, они были очень близки. У учительницы тоже своих нет детей, и такой вот парадокс, что именно она оказалась рядом. Она сейчас не появляется в школе, но те, кто с ней пересекаются в Следственном, говорят, что она очень тяжело переживает. И плохо ей не от предстоящей ответственности, а оттого, что она не смогла спасти практически родного ребенка. Это страшно! Родители на ее стороне, никто ее не обвиняет. Хотя и ответственность с нее никто не снимает.
Нам удалось связаться с классным руководителем, которая в день трагедии сопровождала группу детей и всеми силами пыталась оказать первую помощь девочке. Она рассказала, что в данный момент покупает цветы для похорон. Девушка не нашла в себе силы для разговора.
— Сейчас почему-то в соцсетях валят всё на учителя, хотя там в бассейне было нарушено всё, что можно было нарушить. И организатор нарушил всё, что только можно. Папа сейчас винит всех, кто в этом мире существует. В истерике, он невменяемый. Он и себя винит, и всех, кто живой. Все для него сейчас виноваты. Это нормально, он просто в шоковом состоянии.
На следующий день после трагического случая управлением образования администрации Минусинска принято решение издать приказ, который введет запрет на организацию мероприятий, не связанных с обучением детей. То есть, например, если поход в театр и просмотр спектакля связан с изучением литературы, то школа может организовать такой культпоход и в полной мере отвечать за его проведение. Остальные развлечения для минусинских детей теперь только на совести родителей.
В Следственном комитете сообщили, что директор и сотрудник аквацентра задержаны. Нарушений, как и предполагалось, нашлось немало: администраторы не проводили с посетителями бассейна обязательного инструктажа, а хозяин заведения не контролировал качество их работы.
Как минимум в сам день трагедии администратор не провела инструктаж с группой детей. Плюсом к этому в бассейне не было спасательных жилетов и специальных ограждений, которые не давали бы детям заплывать в опасную для них зону. Не было ни инструктора, ответственного за безопасность на воде, ни медработника для оказания неотложной помощи.
Мы на протяжении трех дней пытались связаться с аквацентром, где произошла трагедия, но там в очередной раз отказались от комментариев.
Сегодня, 15 апреля, в Минусинске проходят похороны девочки. Мы глубоко соболезнуем родным и близким.
В последний раз мы писали об утонувшем в бассейне ребенке 7 лет назад — тогда трагический случай произошел в Лесосибирске: 11-летнего мальчика также спасти не удалось.