Происшествия истории «Надо было увидеть злодеев в дурачках?»: что известно о деле канских школьников

«Надо было увидеть злодеев в дурачках?»: что известно о деле канских школьников

Сотрудники органов и близкие ребят рассказали свои версии

Слева — подозреваемые кидают горящую бутылку в стену. Справа — одна из листовок, наклеенных ими в Канске

Последние дни в крае активно обсуждают канских школьников, которые придумали построить и взорвать в игре «Майнкрафт» здание ФСБ. Их переписка попала в руки органам, и пацанов причислили к реальным террористам. По версии следствия, они «проходили обучение с целью осуществления террористической деятельности», а по мнению близких — просто баловались. Журналистка NGS24.RU поговорила с правоохранителями и близкими подозреваемых, чтобы узнать мнение обеих сторон.

Предыстория: в начале лета двое канских школьников, Артем и Руслан (имена изменены - прим.ред.), приклеили на здание ФСБ листовку в поддержку Азата Мифтахова. Это сняли камеры наблюдения. Мальчишек нашли, задержали, отобрали телефоны, в которых обнаружили переписки и видео, ставшие причиной возбуждения уголовного дела против обоих школьников и еще их друга Федора (имя изменено - прим. ред.). Руслана и Федора отпустили под домашний арест, а Артема держат в СИЗО. При этом матери не дают с ним увидеться уже почти полгода.

Азат Мифтахов — московский математик, аспирант МГУ. Его обвиняют в нападении на офис «Единой России». Неизвестный разбил окно и кинул дымовую шашку, ущерб для офиса составил 48 тысяч рублей. Следствие заявило, что есть засекреченный свидетель, который видел там Мифтахова. Однако этот свидетель скончался до начала суда. Сам математик вину отрицает и заявляет о пытках во время допросов. Ему грозит до 7 лет лишения свободы.

«Вы подпишите и пойдете спокойненько жить дальше»

Официально комментировать ситуацию с канскими школьниками в ФСБ и следкоме отказываются. Но источник NGS24.RU в правоохранительных органах категорически отрицает, что «Майнкрафт» имеет какое-то отношение к аресту. По его словам, в материалах дела эта игра никак не фигурировала.

Нам удалось поговорить с мамой и тетей Артема, а также с некоторыми его друзьями.

Ровесники мальчика утверждают, что у подозреваемых мальчиков действительно был план «по сети в "Майнкрафт" взорвать здание ФСБ динамитом» и об этом они писали друзьям еще до задержания.

Его тетя Татьяна Уварова поделилась, почему он остался в СИЗО, а его друзья вышли под домашний арест. Изначально семья Артема наняла частного адвоката, а родители двух других мальчиков положились на бесплатных государственных защитников. В результате Руслан и Федор подписали признательные показания, а Артем — нет.

— Им сказали: «Вы подпишите и пойдете спокойненько жить дальше, ничего не будет». Они подписали. А потом, когда узнали, что статья такая серьезная, — забегали. Сейчас их детям предъявляют всё то же самое, что и моему сыну. Если бы еще и наш мальчик подписал бы, то они бы уже сидели все трое, — рассказывает Татьяна Уварова.

Изначально подросткам вменили статью 205.3 УК РФ «Прохождение обучения с целью осуществления террористической деятельности». Наказание — от 15 лет до пожизненного. Для несовершеннолетних максимальный срок — 10 лет.

Но сейчас мальчишкам хотят поменять статью на еще более тяжелую — «Организация террористического сообщества и участие в нем». Источник в органах косвенно подтвердил эту информацию.

— Это надо было увидеть злодеев в маленьких дурачках, которые пошли под уличными камерами приклеить листовку на ФСБ! Это что — матерые преступники? Были бы они серьезными преступниками — пошли бы они что-то на ФСБ лепить? Да у нас комнатные дети, они не пили, не курили, Артем на карате ходил, — говорит Татьяна.

Близкие Артема рассказали, что события после ареста не перестают их удивлять. Например, в школе к мальчику не было никаких претензий и жалоб, его маму не вызывали туда. Но после ареста школа предоставила в органы отрицательную характеристику на ученика.

По словам семьи, в прошлом году Артем перешел в новый класс. Там его стала оскорблять одна из девочек. Классный руководитель знал об этом, но ничего не предпринимал. Оскорбления длились четыре месяца. Однажды Артем не выдержал и пнул стул обидчицы. Она в ответ схватила его за волосы, мальчик оттолкнул ее от себя. В школе этот эпизод описали как избиение девочки.

Мы попробовали поговорить с учителями Артема, но они ответили, что ведется следствие, поэтому они ничего комментировать не будут. При этом настоятельно советовали ознакомиться с материалами СМИ, в которых ситуация освещалась только с позиции органов.

По рассказу семьи, соседи по дому дали Артему только положительные характеристики, описав его как открытого, приветливого и общительного мальчика. Зато участковый написал характеристику строго отрицательную, якобы на Артема постоянно жаловались. Близкие не представляют, кто мог жаловаться, если соседи с ним в хороших отношениях. Также они не понимают, почему не слышали об этих жалобах до ареста.

Никаких свиданий с сыном в СИЗО

Еще более непонятная ситуация сложилась со свиданиями. На наш вопрос — почему матери не разрешают увидеть сына — источник в органах заявил, что женщина имела право навещать ребенка в СИЗО, но она этим правом сама не пользовалась. Также он заявил, что у арестованного не было даже запасного нижнего белья, поэтому сотрудники органов сами проносили ему необходимое.

— Его мать ни разу не обращалась к следователю с просьбой увидеть сына. Адвокат обращался и встречался около 5 раз. Следственный комитет может это подтвердить и сотрудники ФСИН, которые помогали ему и носили свои вещи, — сообщил источник в органах корреспонденту NGS24.RU.

Мама Артема Анна Уварова была в шоке от такой интерпретации событий.

— Я каждую неделю носила передачи сумками, пакетами! Разрешения на свидания должен был дать следователь. Я писала просьбы на свидания, приносила их. Но он мне сразу сказал: «Пишите, я вам откажу». Я написала, а он сразу в отпуск ушел. Мне даже звонить не разрешали! Сын писал заявления на звонки, я писала! Сейчас там из-за коронавируса опять свиданий нет, но был период, когда свидания были разрешены! У меня заявление на звонки приняли в приемной, а письменного отказа на него не дали! Из меня там делали дуру просто! Я говорила: «Давайте мне письменный отказ, я буду сидеть и ждать». Но мне так и не дали ничего. У меня есть бумага с подписью, что у меня в приемной приняли заявление. А передачи я носила каждую неделю, деньги я ему переводила каждую неделю, — говорит Уварова.

Мама Артема говорит об аресте сына

«Добро пожаловать в нашу террористическую организацию»



Источник NGS24.RU в правоохранительных органах убежден в виновности подростков. В подтверждение их вины он показал фото и видео. Фото сделаны с экранов их телефонов. В них множество инструкций по изготовлению взрывчатки и разговоров про нее. Также там есть ряд фраз, которые, вероятно, послужили основой для возбуждения дела: «Добро пожаловать в нашу террористическую организацию», «Теперь ФСБ могут знать о нашей квартире», «Для чего вы делаете амокису? — Убивать и разрушать», «А где вы их применять будете? — Для диверсии и привлечения внимания». Также есть рассуждения о политике.

Амокиса — взрывчатое вещество
Так подростки приветствуют новеньких в групповом чате
Инструкции по изготовлению детонаторов и таймеров

Также в переписках, с которыми нам позволили ознакомиться, есть сообщения «купил [название дешевого свободно продаваемого вещества], будем делать ТА в огромных количествах». Однако в диалогах, с которыми нам удалось ознакомиться, не фигурирует информация, что участники планируют взорвать какой-то конкретный объект.

Однако школьники, подписавшие признание, сейчас говорят своим родителям, что не писали многие из этих сообщений. Близкие подозреваемых допускают, что некоторые сообщения могли появиться после изъятия телефонов.

На предоставленной источником из органов видеозаписи подростки в заброшенном здании кидают в стену «коктейль Молотова».

Близкие мальчишек считают, что хулиганство в «заброшке» так и осталось бы просто хулиганством

В качестве признаков опасности подростков нам показали изъятые у них агитационные листовки, а также скрины одного анархистского сообщества во «ВКонтакте», на которое были подписаны школьники. Там они в марте и мае размещали фото-отчеты о распространении листовок в Канске.

На изъятых листовках — житель Белоруссии Никита Емельянов. В знак солидарности с политзаключенными он испачкал краской здание суда и поджег «коктейлем Молотова» дверь в СИЗО в Минске. Посажен на семь лет
На расклеенных листовках — Илья Романов. Был арестован после того, как в безлюдном сквере взорвал некий предмет. По его словам, это была пиротехника, по мнению следствия — взрывное устройство. Получил 10 лет строгого режима за приготовление к теракту. Общество «Мемориал» (является иноагентом) признало его политзаключенным
В листовках говорится про «грабительские налоги, власть олигархов и диктаторов, репрессивную систему полицейского и судебного аппаратов»

Мы нашли их посты, сообщество не заблокировано и доступно всем желающим. Само анархистское движение в России не запрещено. На странице сообщества написано, что «анархия — система взаимоотношений в обществе, основывающаяся на федеративном, децентрализованном строе, где экономические, социальные и другие политические процессы решаются снизу вверх, путем низовой инициативы, самоорганизации, самоуправления, прямой, электронной и представительной демократии».

Отдельно источник в органах указал на то, что подростки одобряют терроризм, а именно считают героем и мучеником 17-летнего Михаила Жлобицкого. Этот юноша в 2018 году зашел в здание ФСБ в Архангельске и подорвал себя, из-за чего были ранены три сотрудника ведомства. В его предсмертной записке говорилось: «ФСБ фабрикует дела и пытает людей».

Один из подозреваемых школьников. На листовке написано: «Взрыв здания ФСБ в Архангельске в знак протеста против пыток анархистов. Помним»
Закрытая страница одного из подозреваемых

Информация о том, что подростки одобряют какой-либо еще теракт, кроме архангельского, отсутствует.

ОБНОВЛЕНО 25 НОЯБРЯ:

Мы поговорили с защитником одного из подозреваемых — Антоном Колосовым. Он сообщил следующее:

— Им сейчас предъявлена статья «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности». Чтобы состоялся суд по этой статье и был вынесен обвинительный приговор, сторона обвинения должна доказать, что у мальчишек была цель в реальности совершить террористический акт. Не то, что они писали друг другу, не то, что они думали, а доказать наличие реальной конкретной цели совершения реального конкретного террористического акта. Пока идет следствие, эти факты еще не доказаны.

Что касается свиданий мамы и сына, то женщина имеет право на два свидания в месяц. Следователь может ей отказать, но, как говорит Конституционный суд в одном из своих определений, следователь обязан мотивировать отказ. То есть указать конкретные факты и обстоятельства, почему он не дает свидание. Мама должна писать заявление на свидание, а следователь должен в течение трех дней ответить. Если он отказывает, то этот ответ мама может обжаловать в прокуратуре.

Надо отметить, что в России активно преследуют людей за высказывания про взрыв в Архангельской ФСБ. Ранее мы публиковали список из 17 граждан России, которые за слова про это событие получили штрафы от 300 до 500 тысяч рублей и реальные сроки от года до пяти лет.

А также этим летом и в начале осени мы писали, что по инициативе ФСБ была заперта в психлечебнице 14-летняя красноярка Алёна. Когда-то в прошлом она была подписана на страницу, посвященную «Колумбайну». Однако следствие отказалось возбуждать уголовное дело.

О методах работы органа безопасности можно сделать вывод по делу Артёма Загребельного. Он получил 5 лет за то, что распылил баллончик в напавшего на него мужчину, который оказался сотрудником ФСБ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства