Красноярец Александр Шлыков признан лучшим приставом России по розыску имущества должников, одержав победу на конкурсе УФССП. По мельчайшим деталям он может найти тех, кто уклоняется от решения суда, забыл о своих обязанностях перед детьми или набрал кредитов, но не хочет платить. Мы провели один день с Александром Шлыковым и готовы приоткрыть все сложности и хитрости этой работы
10 часов утра. В отделе судебных приставов по Октябрьскому району собралось несколько десятков посетителей. К Александру Шлыкову очереди сегодня почти нет — он работает с теми, кто предпочитает не платить по долгам и скрывается от приставов.
— Рабочий день у меня ненормированный. Выезжаем к должникам на арест имущества и в 6 утра, пока человек на работу не уехал. И после рабочего дня по адресам должников выезжаю, — рассказывает Александр.
Суд принимает решение, что человек должен заплатить по счетам, и исполнительный документ поступает в службу судебных приставов.
Пристав-исполнитель связывается с должником через запросы в Пенсионный фонд, банки и другие регистрирующие органы и выясняет материальное положение должника. Если должника найти не удается или человек скрывает имущество, тогда к делу и подключается Александр Шлыков.
— Чаще всего разыскивается и арестовывается движимое имущество. Именно его должники и прячут. Поэтому работаю с машинами, катерами, снегоходами, пароходами, — говорит мужчина.
В одном из первых своих разыскных дел Александр искал внедорожник, за который жена принципиально отказывалась платить мужу.
— Супруги были спортсмены. Мужу за первое место подарили «Крузер 200». Он записал машину на жену, а спустя какое-то время пара разводится. Мужчина предложил бывшей жене заплатить половину цены и оставить машину себе. Та не стала платить, но и машину не вернула. Пара судилась, на машину был наложен арест. А знакомый женщины чуть ли не на глазах приставов увел автомобиль. Давай я ее искать. По камерам «Безопасного города» видел, что иногда машина в Емельяновском районе появляется. А потом должница купила квартиру в новом микрорайоне. Приезжаю вечером — стоит «Крузер». Вызвал тут же судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, составили документы. Загрузили, увезли. На утро приехала женщина: «Всё, мы готовы платить», — вспоминает Шлыков.
Затем начинается работа с базами данных: проверяется прописка должника по всем базам данным, собираются данные от участковых, оперативников, Пенсионного фонда о месте работы, контакты должника. Помогают найти должника и сервисы продажи билетов, и логика — если человек покупает билеты в одно и то же время, то скорее всего он там или работает, или там у него родственники.
— С помощью интернета через социальные сети в прошлом году нашел человек 9. Один должник скрывал имущество. А потом смотрим: у него и снегоход, и квадроцикл. Раньше должникам писали в интернете, сообщали о долгах. Но очень многие сразу удалялись. Поэтому сейчас пишем запрос в Москву. Нам присылают ip. Если человек выходит в Сеть со стационарного ПК, то через провайдера получаем адреса выхода в Сеть, — вспоминает Шлыков.
Помочь в таких случаях может любая мелочь.
— Работали по одной должнице. По камерам установили, что в одно и то же время она ездит примерно по одному маршруту — возит в парикмахерские лаки, краски. Приехали — через несколько минут подъезжает.
В разговоре Александр охотно делится деталями, по которым можно безошибочно определить должника. К примеру, очень многие машины во дворах с тонировкой принадлежат должникам. Проверив авто по базам, можно увидеть — на их владельцах куча неоплаченных штрафов за тонировку.
Эти и другие тонкости Александр освоил почти за 8 лет работы в розыске. 15 лет назад Шлыков начинал службу в батальоне муниципальной милиции. Проверял, как на рынках соблюдаются правила торговли, санитарные условия.
— В рейдах всякое бывало. Впоследствии пригодилось, когда стал работать с должниками. У некоторых, когда им говорят, что у них долги, разум отключается. Арестовывали машину у женщины — заместитель бухгалтера в серьезной организации. Взяла в кредит кроссовер за 900 тысяч и год не платила. Когда арестовывали — грозила нас пострелять, в халате под колеса ложилась. Потом остыла и говорит: «Готова половину сумму заплатить». В итоге выяснилось, что у нее в банке ещё кредит. Ей предоставили рассрочку. Но пока имущество не забрали, не платила, — улыбается мужчина
— Не скучно было после милиции?
— На самом деле там всё непросто. Есть свои хитрости и сложности. Полиция следит только за подсудимыми. А все остальное — наша ответственность: как рассадить на процессе свидетелей, тех, кто пришел со стороны подсудимого. Отработал года 2 и меня пригласили в разыскники. Я согласился. Из милиции же все-таки (смеется).
По словам Александра, тяжелее всего разыскивать должников по кредитам. А вот психологически трудно порой бывает с должниками по алиментам.
— Очень много среди них тех, кто вообще не работает. Приходишь, а у него уже двое-трое детей от другой семьи. Есть случаи, когда у таких должников по алиментам жены работают, а они дома сидят, — делится Александр.
Александр про общение с должниками говорит очень спокойно, видно, что за годы работы мужчина уже мало чему удивляется. В разговоре узнаем, что типичный должник по кредитам — человек, не рассчитавший свои силы, иногда бросивший выполнять обязательства после нескольких платежей.
Ближе к полудню вместе с Александром отправляемся на выезд. Каждый день в полях Александр проводит 4–5 часов. Очень многие должники работают неофициально, никаких данных на них нигде нет. Тогда один из ключей в розыске — общение с соседями, знакомыми должника.
— Негатива в работе тоже хватает. Есть должники, которые и сцены устраивают. И чего только не делают. Вышли как-то с работы, а под машинами саморезы. Посмотрели по камерам — как раз наш посетитель рассыпал.
— Нет опасений, когда ходите по домам должников? Мало ли.
— Да нет. Поднимаешь про человека справки, понимаешь, кто он.
Сегодня всё необходимое для работы у приставов умещается в телефоне. Александр шутит, что можно работать даже в машине. Заезжаем во двор на Юшкова. Во дворе стоит машина, заметённая снегом машина. По наблюдениям пристава, как правило, именно владельцы таких машин имеют большие долги по штрафам и не платят.
— Очень много лишенцев. Человека лишили прав. Он ставит машину и не гасит штраф.
Александр запускает в смартфоне приложение, вбивает номер. Первая же машина-подснежник зарегистрирована на красноярца с долгами. Правда, не по штрафам, а перед банками. Пока мы фотографируем машину, к нам выскакивает владелец с вопросами. Александр интересуется, как водитель допустил долги, когда планирует ехать к приставу, который ведет исполнительное производство.
Когда мужчина уходит, Александр признается. Иногда гаджет в поисках должника заменяют взыскатели, те, кому должны.
— Со всеми взыскателями я на телефоне. Кто-то звонит и интересуется, когда получит то, что присудил суд. Кто-то полезную информацию предлагает. Где в последний раз видел машину, скрывающегося должника.
На Юшкова мы приехали по поручению, которое прислали коллеги Шлыкова из Челябинска. По их сведениям, в одной из квартир живет должник. Домофон в дневное время не отвечает, но квартира, в которую нужно Шлыкову, расположена на первом этаже.
В разговоре через окно выясняется, что где-то в документах вкралась ошибка — здесь живут совсем другие люди. Мужчина запускает нас в подъезд, охотно показывает документы, лишь бы не получать больше никаких уведомлений. Александр признается, что такие недоразумения хоть и не часто, но все же случаются — когда-то человек мог ошибиться в анкетных данных или ошибка могла вкрасться при переписывании. Главное — вовремя выяснить.
После обхода должников спрашиваем у Александра, как к ненормированному рабочему дню относится семья.
— Работа с должниками как-то повлияла на вашу жизнь? Сами, наверное, никогда в долг не берете?
— Да почему. Зарплата не такая, конечно, как хотелось бы. Когда-то и брал. Тут важен принцип: если взял — обязательно возвращай.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)