Насколько редки в крае такие случаи, а также спросили у врачей-психологов, как распознать в отце насильника и какими последствиями для ребёнка это может обернуться
Сразу два случая за неделю шокировали жителей Красноярского края: отцы несколько лет подряд насиловали своих родных дочерей. Девочкам было всего 6 и 10 лет, когда мужчины впервые начали к ним приставать и домогаться. Они хранили тайну о связях до тех пор, пока им не исполнилось 17.
В первом случае, повзрослев, девушка сама обратилась в органы. Во втором об отношениях с отцом случайно узнала мать, которая и позвонила в полицию. Пока мать ничего не подозревала, отец ребёнка приставал и насиловал дочку в течение 7 лет, следователи доказали 19 эпизодов. В обоих случаях отцам грозит до 20 лет лишения свободы.
Мы решили разобраться, насколько редки в крае такие случаи, а также спросили у врачей-психологов, как распознать в отце насильника и какими последствиями для ребёнка это может обернуться.
Несмотря на то что такие факты каждый раз шокируют, редкими их назвать нельзя. За три года на официальном сайте ГСУ СК по краю можно найти информацию о двух десятках случаев насилия над детьми. Большинство из преступлений совершают именно отцы с родными дочерьми.
Судя по информации из уголовных дел, подозреваемым мужчинам от 30 до 49 лет. Самой маленькой потерпевшей от рук насильника — всего 4 года.
Среди дел, которые открыто описаны следователями, трудно проследить одну тенденцию или сценарий, который связывал бы их все. Отцов-насильников задерживают и в деревнях, и в городах в разных районах края. В некоторых случаях отцы оказываются мертвецки пьяны.
Летом 2016 года в селе Новобирилюссы 49-летний отец напился так, что наутро не смог даже вспомнить, что сделал с родной 6-летней дочкой. Утром девочка рассказала об отцовских утехах маме, и та позвонила в полицию.
В 2015 году 15-летней девочке из Сухобузимского района пришлось доказывать родственникам, что отец насиловал её несколько лет. Она жила в одном доме с ним, мачехой и двумя их совместными детьми. Столкнулась с насилием в 11 лет. Через 4 года из-за ссор с мачехой отец отправил дочь жить к родственникам. Только там девушка решилась рассказать о произошедшем. Но поверили ей не сразу, а только после того, как она записала на диктофон откровенный диалог между ней и отцом.
Еще более циничным кажется случай в Емельяновском районе, о котором следователи рассказывали в феврале этого года. 35-летний отец начал приставать к дочери, когда ей было 7. На протяжении 7 лет он не просто принуждал её к сексуальным действиям, но и снимал это всё на камеру. А позже опубликовал порновидео в Сети.
«Это однозначно нездоровые люди. И никаких других вариантов здесь нет, — объясняет доктор психологических наук, профессор Борис Хасан. — Это педофилия, ограниченная ближайшим окружением. Это нарушение психики, нарушение сексуального здоровья».
Определить среди мужчин отца-насильника, по его словам, очень сложно. Как правило, они очень хорошо замаскированы. Чаще всего у таких мужчин в детстве были какие-то проблемы в процессе полового созревания и воспитания.
«Мужчина начинает манипулировать с ребёнком, когда ему не удаётся манипулировать взрослым. А потребность проявлять власть, в том числе и сексуальную, есть. Где-то это было невозможно проявить, где-то были сильные препятствия и пережит тяжёлый конфликт, и это оставило след, — это общая картина. А индивидуальные сценарии, они могут быть абсолютно разными. Один из вариантов — если у мальчика была властная, сильная, подавляющая мать», — говорит профессор.
При этом подобные наклонности чаще проявляются у людей средних лет. Молодые люди, по словам психолога, могут выплёскивать энергию в тусовках и развернуть активность с людьми своего возраста. В данном же случае речь идёт о мужчинах, которые обращают внимание на тех, «кто безусловно в их власти».
Именно такие близкие, семейные отношения, связывающие отца и дочь, по словам психолога, и есть «безусловная власть». При этом сексуальная связь отца с дочерью, по его мнению, — явление частое.
«Это очень распространённое явление, очень. Другое дело, что оно — латентное. Чаще всего мы про это просто не узнаём. Это происходит в семье, там же и остаётся, — говорит психолог. — Мысли у таких отцов простые: "Это моё"».
Мужчины, по его мнению, решаются на подобное потому, что чувствуют, что всё происходит на их закрытой территории. При этом и сам ребёнок не всегда может осознавать, что в этот момент происходит преступление.
Ту же мысль подтверждает и детский психолог Мария Фролова. По её словам, часто сексуальные действия предлагаются ребёнку в качестве игры, а потом отцы могут сказать, что всё это только между ними: «Это наш с тобой большой секрет».
«Взрослые поступают очень тонко, они запугивают детей или убеждают их никому ничего не рассказывать. Именно поэтому о произошедшем долгое время может никто и не знать. Чаще всего взрослые дают ребёнку инструкции, указания, чтобы ничего не разглашать», — уточняет врач. В её практике были случаи, когда в сексуальных связях с ребёнком подозревали даже не отца, а дедушку ребёнка.
По словам психолога, чем младше ребёнок, столкнувшийся с насилием, тем серьёзнее могут быть последствия. Потому что психика в этот момент ещё незрелая, он многое может домыслить, перевернуть.
«Даже если ребёнок просто становится свидетелем сексуальной сцены между взрослыми, это уже может сказаться негативно, потому что непонятно, как психика на это отреагирует. Не говоря уже о том, если ребёнок сам стал участником связи».
По словам детского психолога, последствия у каждого индивидуальны. Однако среди возможных отклонений в будущем — нарушение сексуальной ориентации, развитие психосоматических заболеваний, раздражительность, большие трудности в общении со сверстниками.
Психолог рассказывает: чтобы ребёнка восстановить, с ним должен работать врач, и эта терапевтическая работа может продлиться не один год. Кроме того, нужно работать и со всей семьёй, родственниками, чтобы они выстраивали правильное взаимодействие с ребёнком и через своё поведение помогали ему. Но тем не менее давать гарантий на то, что никаких последствий пережитые потрясения не принесут, врачи не берутся.
Психолог подтверждает слова профессора о том, что как-то особенно отцы, способные на насилие, не выделяются. Чаще мужчины начинают обращать нездоровое внимание к дочерям, когда те становятся подростками. Это можно заметить по их увеличившемуся интересу, особенно если раньше этот интерес у отца не проявлялся. Стоит обратить внимание, если отец стал больше проявлять физический контакт — чаще прикасается или делает какие-то неловкие, будто случайные движения.
При этом часто подобные мужчины умело скрывают свой интерес на публике, при посторонних они хорошо себя контролируют.
По словам руководителя красноярского кризисного центра «Верба» Натальи Пальчик, в Красноярске случаи сексуальной связи между отцом и дочерью — единичные. Однако за последние 2 года такие обращения стали поступать чаще. В большинстве случаев с насилием со стороны родителей сталкиваются дети из неблагополучных семей. Нередко при этом матери догадывались или даже знали о подобной близости, но молчали ради того, чтобы сохранить отношения с мужчиной.
«Бывает так, что отношения с мужчиной для матери настолько ценны, что она пренебрегает детскими жалобами. Считает их несущественными, нафантазированными. А бывает даже откровенно закрывает на это глаза: "Хоть так, зато он есть в нашей жизни. Какой-никакой отец". В таком случае семья травмирована целиком», — считает руководитель центра.
В случаях, когда речь идёт об иных действиях сексуального характера, которые нельзя доказать медицинским осмотром, матери в таких семьях и вовсе не считают, что в этом есть что-то зазорное: «Отношение к ребёнку как к товару». Ребёнок в таком случае принимает такое общение за норму, потому что просто на просто не знает, что может быть по-другому.
Поэтому, по мнению руководителя центра, у детей, столкнувшихся с насилием в семье, возникают сложности построить нормальные отношения и завести свою семью. Повзрослев, девушки начинают общаться со сверстниками и понимают, что всё, что происходило с ними, — это преступление. Такие девушки, по словам Натальи, в будущем могут попасть в зону риска: идут в проституцию или даже хотят свести счёты с жизнью.
Руководитель центра призывает матерей больше общаться с детьми, доверять им и принимать во внимание всё, о чём они говорят. Даже если на первый взгляд кажется, что ребёнок мог что-то преувеличить: «Был случай, когда девочка маме открыто говорила, что не хочет идти с папой в сарай. Мама, не принимая это во внимание, всё равно отправляла дочь к отцу».
Детский психолог Мария Фролова также уверена, что ребёнок всегда подаёт сигналы о том, что что-то идёт не так, с ним что-то происходит. На эти сигналы нужно обращать внимание.
Первое — это изменения в поведении. Ребёнок что-то любил, но потом резко от этого отказался. Или, наоборот, стал резко проявлять интерес к тому, к чему раньше интереса не замечалось.
Это эмоциональное состояние ребёнка. Он стал что-то скрывать или что-то недоговаривать. «Один из самых ярких маркеров, когда ребёнок начинает контролировать свою речь. Особенно это заметно у детей дошкольного возраста. То есть если на открытый вопрос ребёнок отвечал свободно, говорил-говорил, а потом вдруг остановился — это признак того, что он начал контролировать то, что говорит. Возможно, он что-то скрывает».
Если ребёнок вдруг начал говорить слова или использовать сложные речевые высказывания, не свойственные для его возраста. Чаще всего эти фразы дети повторяют несколько раз.
Очень важный показатель — это сон. Если ребёнок чем-то встревожен, у него может меняться и продолжительность сна, и его характер.
Если ребёнок стал грызть пальцы, ручки, перебирать одежду либо накручивать волосы, а раньше он этого никогда не делал, это тоже один из показателей, что с ребёнком что-то не так.
Если родные видят изменения в ребёнке, они могут обратиться к психологам или позвонить на анонимный номер горячей линии кризисного центра для консультации — 231–48–47.
Фото: НГС
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)