Краевой Роспотребнадзор отчитался о серьезном росте смертности населения из-за отравления алкоголем. По сравнению с прошлым годом он составил практически 22%. Из 216 человек большая часть — мужчины.
Корреспондент NGS24.RU пообщался с психологом-реабилитологом Игорем Гуниным, чтобы выяснить, чем отличаются периодические возлияния от клинического диагноза «алкоголизм».
— Алкоголик — это тот человек, который не может контролировать количество выпитого. Собирался отпраздновать Новый год, а проснулся лицом в салате. Стоит задуматься, если праздник весь построен вокруг алкоголя, это тоже признак. Когда неважно, что есть, а главное, что пить. Если после первой стопки не может остановиться, бежит за добавкой, то, скорее всего, это алкоголик.
Все эти разговоры про то, что вся Европа пьет вино, алкоголь полезен, — это мифы. Их придумывают люди, чтобы оправдать себя. Это глупости. Это миф, что алкоголь снимает напряжение, просто под его воздействием психика ведет себя по-другому, но состояние не изменилось. Это такой черный ход в рай, — считает Игорь Гунин.
Алкоголь воздействует не только на психику человека, прежде всего он бьет по физическому состоянию, говорит реабилитолог. Например, алкоголь вызывает длительное кислородное голодание клеток мозга. Отмирание происходит постепенно. Если человек выпивает хотя бы раз в неделю, можно говорить о том, что в организме происходят необратимые изменения. Однако называть человека алкоголиком только из-за желания выпить нельзя. Зависимость — это когда вся жизнь человека подчинена одной главной задаче.
— Это токсин. Если мы почитаем про старые советские ГОСТы, что такое этиловый спирт, там четко написано. Это токсическое вещество, оказывает действие на организм. Является депрессантом и нейротоксином. Потому что под воздействием алкоголя эритроциты слипаются, создается недостаток кислорода, почему человек пьяный чувствует головокружение. Если человек просто хочет выпить — это другое. Если у него сужается круг общения, если он находится в социальной изоляции от людей, которые придерживаются других взглядов на алкоголь. Если человек начинает с родственниками на эту тему ругаться. Если у человека все эйфорические воспоминания связаны с потреблением алкоголя. Он напился, голову разбил об асфальт, а говорит: «Ой как было весело», — рассказывает Игорь Гунин.
Если у человека отсутствует похмелье, значит, у организма выработалась привычка. Однако обычно бокал шампанского или рюмка водки вряд ли окажут серьезное пагубное воздействие на организм. Тем более не вызовут зависимость. Главная опасность — в качестве и количестве выпитого.
Если отбросить случаи отравления метиловым спиртом и суррогатом, которых по статистике Роспотребнадзора насчитывалось всего 10% от общего числа отравлений, чаще всего шанс скончаться от алкоголя есть у пожилых людей.
— Безусловно, лучше не пить. Летальный исход может быть связан с качеством, а может быть связан с передозировкой. Если уж пить, то покупать алкоголь в нормальном проверенном магазине. Не покупать за 100 рублей из-под прилавка и не пить эту «кротовуху», например. Если человек возрастной, и он алкоголик, и он уходит в запой, пьет 3, 4, 5 дней, как бывает на новогодние праздники, а потом ему надо выходить резко на работу, то у него резко происходит отмена. Спустя несколько дней начинается белая горячка. Возрастные обычно, как мухи, мрут, — перечисляет Игорь Гунин.
Главный совет специалиста для тех, кто все-таки перебрал в праздники, — не опохмеляться. Если человеку совсем плохо, лучше не продолжать интоксикацию, а обратиться к врачам.
По словам специалиста, выявить свою зависимость на ранней стадии можно при помощи спора. Если человек готов год не пить — он сто процентов независим от спиртного. В случае, когда возникают сомнения, стоит задуматься. Возможно, психологическая зависимость уже есть.
В сентябре краевой Минздрав публиковал статистику, согласно которой уровень алкогольной зависимости у нас в регионе на 17% выше общероссийского. Медики бьют тревогу — возникает «риск прогрессирующей деградации населения».