23-летняя красноярка Анна Лебедок учится на последнем курсе университета, готовится сделать карьеру в области психологии и очень старается хоть немного усовершенствовать этот мир. А именно — научить окружающих терпимее относиться к людям с особенностями здоровья. Девушка на 97% слепая. Она может различать цвета, видеть очень крупные предметы, но со множеством городских препятствий справляться самостоятельно у нее не получается. В этом ей помогают собака-поводырь и огромное жизнелюбие. Студентка откровенно рассказала, как ей приходится мириться с равнодушием кондукторов, вредными таксистами и злобными очередями в соцучреждениях.
— Босс, где лестница? Ищи! Молодец, вперед, — Анна и ее черный лабрадор-поводырь не спеша идут по коридору университетского корпуса. На учебе они вместе проводят почти весь день. Самое сложное — перемещаться между аудиториями, которые находятся на разных этажах. Ступеньки для слепой девушки — опасное препятствие, поэтому умная собака сбавляет скорость и бережно ведет Аню к пролету.
Вместе с четвероногим компаньоном студентка учится в институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. Кроме того, что на лекциях и семинарах постоянно присутствует собака, других привилегий девушка не получает. Наравне со всеми изучает психологические дисциплины, сдает зачеты и экзамены, получает задание на дом. Прилежная ученица конспектирует все слова педагога, она уже давно научилась быстро печатать на клавиатуре ноутбука. Если потребуется, тексты ей зачитывает специально установленная голосовая программа.
— Я полностью адаптирована к жизни в нормальной среде, ходила в обычную школу, поэтому продолжать обучение для меня не составило труда. Сначала хотела поступить на журналистику, но потом взвесила все за и против и поняла, что со своей физической особенностью вряд ли смогу составить хорошую конкуренцию. С другой стороны, о профессии психолога я тоже мечтала лет с двенадцати, — рассказывает студентка.
Педагоги никаких поблажек необычной студентке не делают. Говорят, она в этом просто не нуждается:
— Если бы Ане в чём-то потребовалась помощь, я бы, конечно, откликнулась, сделала паузу, уделила бы больше времени. Но ей удается справляться с учебой наравне с другими студентами, ее не нужно ждать, не нужно поторапливать. То есть она не нуждается в том, чтобы ее как-то специально сопровождать, — рассказывает доцент кафедры психологии Вера Бутенко.
Несмотря на то, что в Красноярске очень много говорят о доступной среде для инвалидов и равных возможностях для всех, Анна — одна из немногих студентов с особенностями здоровья, которая хочет и может учиться очно. Девушка с собакой-поводырем каждый год вызывает восторженные восклицания у новых первокурсников. Весь стартовый семестр Аня и Босс — звезды института среди новичков. Обаятельного пса, который уже привык к чрезмерному вниманию, тискают и гладят юные студенты. Ко второму семестру страсти утихают, и Аня снова становится для окружающих обычной студенткой.
— В общем-то, теоретически я могла бы справляться и без собаки. Вопрос только в том, сколько за день я бы получала различных травм. У нас и в универе сплошные лестницы. А сколько сил нужно, чтобы добраться до кампуса! Раньше, когда я ходила по городу без Босса, я периодически падала в ямы, спотыкалась на ступеньках, на лежачих полицейских, входила в строительные сетки. Таких случаев могу вспомнить миллион. Все-таки город — это очень опасная среда для незрячих, — говорит Анна.
Инвалиды первой группы по зрению могут получить собаку-поводыря бесплатно. Ее покупают незрячему человеку по заявке из средств Фонда социального страхования. Псов-проводников готовят по специальному обучающему курсу кинологи из Российской школы подготовки собак-проводников при Всероссийском обществе слепых. Именно такой услугой и воспользовалась Анна.
Босс, как и все собаки-поводыри, очень терпеливый. Он без труда высиживает по пять-шесть лент, только в большую перемену может попроситься на прогулку и изредка гавкнет на уроке, если что-то вдруг покажется ему подозрительным.
Пес-напарник во многом облегчает Анне жизнь, но в чём-то и усложняет. Толерантность к инвалидам в обществе худо-бедно прогрессирует, а вот терпимость к животным, даже если они поводыри, до сих пор у большинства так и не выработалась. Анна сходу вспоминает несколько случаев:
— С меня очень много раз пытались потребовать дополнительную оплату за собаку-поводыря в городских маршрутках. До сих пор периодически с этим сталкиваюсь, — рассказывает девушка. — Хорошо, что я не из робких и никогда не сдаюсь, терпеливо объясняю кондукторам их права и обязанности. Вот совсем недавно у меня были проблемы с 90-м автобусом. На этом маршруте я спорила с несколькими кондукторами, они не понимали, что пес-проводник не просто так со мной катается, и упорно требовали заплатить за него 32 рубля.
Неприятные разговоры перед поездкой приходится вести и с красноярскими таксистами, многие из которых везти крупную собаку в салоне тоже категорически не хотят:
— Допустим, могут взять заказ, отвезти по адресу, а потом без каких-либо предупреждений просто уронить мне рейтинг пассажира в приложении. Может, думают, если я слепая, я об этом не узнаю. Но я пользуюсь различными голосовыми помощниками. Обидно особенно потому, что я всегда стараюсь причинить водителям минимум беспокойств. Ношу с собой пеленки, на которые укладываю собаку, чтобы не оставляла шерсть на обивке салона. А дополнительно еще таскаю липкий валик для чистки ткани, — рассказывает девушка.
Самые запоминающиеся истории с неприятным послевкусием в памяти у Ани остались даже не из транспорта, а из государственных учреждений — соцзащиты и Пенсионного фонда.
— Как ни странно, у меня ни разу не было проблем с коммерческими заведениями. Всегда свободно пускают с собакой в магазины, не задают лишних вопросов. Не гонят из ресторанов и кафе. Один раз в «Перцах» ко мне подошел официант с претензией, но тут же всё понял и извинился. А вот из управления социальной защиты меня и Босса как-то выгоняли. Это даже несколько забавно и парадоксально. Но самый запоминающийся конфликт у меня был в Пенсионном фонде. Там на меня просто напала толпа людей. Они начали при мне меня же обсуждать, какая я странная, что зашла туда с собакой. Сначала я пыталась спокойно им всё объяснить, но потом мое терпение лопнуло, и я просто рявкнула на них, — вспоминает красноярка.
После окончания университета девушка планирует работать по специальности. Анна очень надеется, что ее четвероногий компаньон, без которого она уже никуда, не станет препятствием для ее будущей карьеры.
— Работодатели в принципе боятся или просто не горят желанием брать на работу инвалидов. А если будет еще и собака в нагрузку, может быть вдвойне сложно куда-то устроиться. Всё-таки животные в обществе всегда ассоциируются с какими-то дополнительными проблемами, руководители могут испугаться негативной реакции клиентов. Но я всё равно надеюсь на лучшее, — оптимистично говорит будущий психолог.
Отказываться от пушистого компаньона девушка не собирается даже ради шанса получить хорошую работу.
— Люди видят, что многие слепые хотят по городу с тростью, спрашивают у меня: «А почему ты так не делаешь?» Если я буду пользоваться тростью и ходить с ней в одиночестве, я всё равно подсознательно буду ждать падения, я это уже проходила. Сразу сжимаются плечи, горбится спина, я вся скукоживаюсь, всё это приводит к тому, что пережимаются сосуды, начинает болеть шея. Дополнительные проблемы со здоровьем мне точно не нужны! — отмахивается девушка.
Чтобы и дальше защищать своего четвероногого друга и помощника, Анна вооружилась знаниями. Она советует всем помнить не только о банальной человеческой вежливости и взаимопонимании, но и о законах Российской Федерации.
— Я бы хотела рассказать всем, кто до сих пор не знает, что в России есть федеральный закон «О социальной защите инвалидов». Там написано, что слепые с собаками-поводырями могут находиться во всех общественных местах беспрепятственно. Еще один федеральный закон № 259 говорит о том, что за собаку-поводыря не взимается дополнительная плата в такси и любом другом наземном общественном транспорте. Может быть, если чаще говорить об этих законах, люди чуть больше будут понимать ситуацию и станут менее агрессивными при виде пса-помощника. А вообще, по-хорошему, нам надо научиться создавать вокруг себя дружественную атмосферу и с участием относиться не только к инвалидам, а ко всем, кто в этом нуждается, — уверенно заключает Анна.
Ранее мы рассказывали о школьнице, которая тоже активно борется с предрассудками и несправедливостью. Она привела своих друзей-инвалидов в индустрию красоты и создала первую в Красноярске школу моделей для людей с особенностями развития.