На прошлой неделе в Красноярском крае началась вакцинация подростков от коронавируса. Для этой цели в регион пришла первая партия вакцины «Спутник-М», которая рассчитана на детей в возрасте от 12 до 17 лет. Если говорить простым языком, она несколько слабее взрослой вакцины, но тоже двухкомпонентная и делается с разницей в 21 день. Несмотря на то, что голоса противников вакцинации очень громкие, на первую партию в 2000 парных доз — очередь в 6000 человек. Мы побывали в детской поликлинике, посмотрели, как проходит процесс, а также спросили у подростков и их родителей, зачем они вакцинируются.
Рослые мальчики и девочки толпятся возле прививочного кабинета детской поликлиники № 4. Процедура подготовки к вакцинации стандартная: заполняется добровольное согласие, проверяется температура (причем не только бесконтактным градусником, но и ртутным), сатурация, давление, затем ребенок проходит в кабинет вакцинации и после полчаса ждет на случай, если будет аллергическая реакция на вакцину. Один нюанс — обязательное согласие родителей на вакцинацию. Даже несмотря на то, что подростки могут с 15 лет самостоятельно решать, вакцинироваться им или нет.
— Дали объявления по школам, желающие родители подавали заявления, и прививка делается только с согласия родителей, несмотря на то, что дети с 15 лет могут самостоятельно принимать решение. Это делается, чтобы не было никаких инцидентов, а то бывает такое, что дети за вакцинацию, а родители против. Но с 15 лет согласие на прививку они заполняют на месте уже самостоятельно. А детки помладше приходят с родителями, — рассказывает Лиана Сюткина, заведующая отделением организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Как раз поэтому днем в среду большая часть очереди состоит из старшеклассников, с родителями пришло только несколько человек. Неразговорчивые подростки признаются, что вакцинируются ради того, «чтобы везде пускали».
— На мой взгляд, это вообще не аргумент, — признается старшеклассница Арина. — Я решила привиться, потому что среди близких много кто болеет, а я как-то опасаюсь заболеть. Я больше за здоровье переживаю. Среди моих знакомых нет противников вакцины, да и у нас в классе практически все за вакцинацию.
Лиана Анатольевна поясняет, что дети переносят вакцинацию хорошо. С пятницы только у троих была температура, у двоих поднималась чуть выше 37, у одного человека — выше 38. Сами дети рассказывают, что после укола ничего не почувствовали и в целом чувствуют себя нормально.
— 11-е классы стараются успеть привиться до 18-летия, потому что вакцина помягче, чем взрослая, и чтобы не вакцинироваться перед экзаменами. Сейчас у нас есть уже более 500 заявлений в наличии, а до вакцины поступило 200 — и мы ждем новую поставку. Многие отсеиваются на этапе сбора анамнеза. Например, в субботу планировали 23 привить, а привили 15, потому что некоторые пришли с температурой или заболели, — поясняет врач-педиатр.
Пока мы готовили этот репортаж и находились в поликлинике, в вакцинации отказали нескольким подросткам из-за выявленной температуры. Им даже ее перемерили несколько раз, но она все равно была повышенная, и разочарованные подростки уходили. А работник больницы тут же звонила фельдшеру в школу и сообщала о том, что в классе есть заболевший ребенок.
Денис пришел на вакцинацию вместе с сыном Данилом. Мальчик говорит, что решение прививаться принял сам, потому что хочется, чтобы его уже везде пускали. Но в целом и он, и его папа за вакцинацию, и у них привита вся семья.
— Всю жизнь прививки ставили, почему бы сейчас не поставить? — говорит Данил.
— У нас в прошлом году бабушка сильно переболела коронавирусом. Мы немного испугались и пошли прививаться всей семьей, — поясняет Денис. — Я прочитал вчера, что главврач краевой больницы привил свою дочку. А вы бы привили своих детей?
— У меня нет детей, но если были бы, то привила, конечно. Я и сама привита.
— Ну ладно. А то вдруг вы рассказываете нам про необходимость вакцинации, а сами против, — смеется мужчина.
В классе Данила из 27 человек родители только пятерых детей дали согласие на вакцинацию, а дошли до прививочного кабинета всего двое. Остальные тактично промолчали. Сами школьники в классе такие темы не обсуждают.
Еще одна женщина, пришедшая с сыном, происходящим недовольна.
— Это он сам решил. Не пускают его никуда без вакцины этой! — возмущается она. — И это добровольная вакцинация? Я считаю, что нас просто заставляют. Я тоже вакцинировалась, но меня по работе заставили, и ничего положительного я сказать не могу. А сын у меня подрабатывает, и его никуда не пускают без меня. Вакцинироваться приходят те ребятишки, которые ходят куда-то без родителей.
Но есть в очереди и люди с прямо противоположным мнением:
— Мы с сыном принимали это решение совместно, — рассказывает мама мальчика помладше. — Я вообще очень положительно отношусь к вакцинации, и сын тоже.
К часу постепенно поток детей, желающих вакцинироваться, снижается. Врачи говорят, что 2 февраля на вакцинацию записались 30 человек, но к обеду пришло только семеро. Основной поток ожидается вечером — тогда придут дети помладше с родителями, которые к этому времени освободятся с работы.
Лиана Анатольевна признается, что с каждым годом всё меньше родителей вакцинируют детей — и речь здесь идет, разумеется, не только о коронавирусе. Например, в этом году гораздо меньше было желающих привиться от гриппа.
— Родители боялись, что мы будем делать детям прививку от ковида. Они приходили и говорили: «Что вы ставите нашим детям?» И мы показывали, какую вакцину вводим. С каждым годом противников вакцинации становится всё больше. В одну из поликлиник даже приходил какой-то родительский фонд против вакцинации, они пришли с письмом и говорили: «Не вредите нашим детям, вы стоите на страже их здоровья». Тревожная тенденция, — заключает педиатр.