Психологи сообщают, что среди их пациентов в последнее время стало больше детей и подростков. Связывают они это с пребыванием детей на дистанционном обучении.
— Есть клиенты, у которых запросы связаны с обострением отношений в семье или ухудшением учебной деятельности, связанные с удаленкой. Детско-родительская тема — наша, дистант добавил клиентов только с этой проблемой, — рассказывает психолог Вера Высоцкая.
Тенденцию к обострению проблем с психологическим здоровьем отмечают не только психологи, но и врачи-психотерапевты. Например, Ангелина Рождественская отметила среди своих подопечных двоих новых подростков с депрессией, связанной с недостатком общения. Также распространенная жалоба — ухудшение успеваемости.
Психотерапевт Николай Рычков считает, что дети и их семьи столкнулись с новой для себя ситуацией. Изоляция порождает не столько новые проблемы, сколько вскрывает то, на что раньше внимание обращать не приходилось.
— Из-за удаленки обострились проблемы, которые и так в личной сфере могли быть: тревоги, страхи, ощущение одиночества, оторванности от коллектива. Конечно, это обостряет все те личностные особенности, которые и так существуют. Есть еще такая ситуация: родители и дети вынуждены проводить больше времени вместе, это порождает новые формы общения, которые раньше избегали, ведь раньше они вместе были крайне мало. Конфликтные моменты, которые и раньше были, расцвели пышным цветом. Скажем так: восприятие человека определяет то, как он живет. Если он живет в изоляции — армия, тюрьма или четыре стены квартиры... традиционно это вызывает нехорошие переживания. Человек — животное социальное. Если он лишен привычного общения, у него начинаются проблемы с восприятием мира, и личность начинает вступать в конфликт с самим собой или с окружающими. Это основной повод для консультаций, — говорит психотерапевт Николай Рычков.
Еще в первую волну пандемии родители столкнулись с проблемами из-за дистанционного обучения. Сейчас ситуация ненамного лучше. Одна из обеспокоенных мам решила выступить против удаленки.