В конце августа красноярский фотограф Татьяна Вишневская вместе с основательницей благотворительной организации «Вместе ради жизни» Татьяной Золотаревой, поддерживающей женщин, переживших онкологию, запустила фотопроект «Умеющие жить». На первом же фото она изобразила женщину, осмелившуюся показать свой шрам, оставшийся после операции по удалению опухоли.
Сегодня в краевом онкодиспансере откроется выставка, посвященная всем этим женщинам. На экспозиции будут не только фото, но и истории этих женщин. Выставка будет работать в корпусе онкодиспансера на Московской, где находится маммологическое отделение.
— «Почему в отделении, куда доступ ограничен?» — спросите вы. Отвечаем: мы хотим поддержать тех, кто в начале пути лечения, кому страшно, и больше страшно от неизвестности, — рассказывают в организации «Вместе ради жизни».
Поэтому мы публикуем истории и фотографии женщин, ставших героинями выставки.
Наталья Аксёнова, 28 лет
Звукооператор в Краевой филармонии.
— Я была в декрете со вторым сыном (ему 3 месяца), когда я впервые увидела ямку на коже груди. Не придала значения. Во время очередного кормления обнаружила небольшую опухоль, посчитала, что это застой молока. Маленькие детки, семейные хлопоты — и я снова забыла о себе. Вот сыну уже 1,5, и я мечтала выйти на работу. А в итоге отправилась на операцию. Когда узнала диагноз, восприняла это спокойно, решила проходить лечение и не паниковать. Муж, как и я, не паниковал, его спокойное принятие информации дало мне огромную поддержку, потому что я не люблю, когда меня жалеют, когда кругом слезы и сочувствующие взгляды. Большую часть заботы о детях взяла на себя моя мама, и это тоже было огромной поддержкой для меня.
Во время лечения, как ни странно, у меня был огромный заряд бодрости и позитива. Поняла отчетливо, что жизнью надо жить, и не откладывать ничего на потом. Когда, если не сейчас — второй не будет. Я стала ценить себя. Сейчас я всегда думаю в первую очередь о себе! Я у себя одна! А у меня есть дети, и им нужна счастливая мама!
Я стала более уверенной, смелой и открытой. Стала активнее выражать свои желания и мысли. Это помогло мне осуществить одну мою мечту — волонтер Универсиады-2019! Сейчас я по-настоящему счастлива. Я каждый день вижу вокруг себя прекрасное. Осваиваю новые увлечения — рисую акварелью и занимаюсь компьютерной графикой.
Я не скрываю свой диагноз. Да, у меня рак. Да, было лечение. Стыдиться этого я точно не буду. Будут вопросы — будут ответы, честные, как и вся моя жизнь!
Яна Андреева, 28 лет
Заместитель начальника троллейбусного депо, волонтер организации «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА», ведущая группы взаимопомощи.
— В 2011 году мне 20, и я только что вернулась с моря. Мама увидела, что у меня сильно опухла шея, и настояла на посещении врача. Я не хотела никуда идти, меня же ничего не беспокоило. Только ради своей семьи я пошла к врачу и прошла всех, кого только можно, придя в онкодиспансер. Спустя 3 недели мне поставили окончательный диагноз — лимфома Ходжкина 3-й стадии, а это уже серьезно.
Я училась заочно в Омске. В ноябре у меня сессия, врач не отпускает, потому что нужно начинать лечение. Мне хотелось всё бросить. Слова мамы в тот момент: «Ты сильная, ты справишься. Я бы не справилась, а ты справишься» оказали мне такую поддержку, что я поняла, она права, и я выбрала лечение. Было 6 курсов химиотерапии и 21 сеанс лучевой терапии, после чего мне сказали, что я вошла в ремиссию. Честно, в тот момент мне хотелось сделать сальто с двойным переворотом от радости, будто я сдала самый важный экзамен в своей жизни!
Я продолжала учиться, работала, но у меня было чувство, что я живу не своей жизнью, для меня интересы моей семьи были важнее. Именно тогда я встретила мудрую женщину, которая помогла мне, все хаотичные мысли разложила по полочкам. Как-то стало легко, я начала вспоминать свои мечты, и не откладывая записалась на курсы актерского мастерства!. Теперь я играю в свободное время в любительском театре. Планирую поставить спектакль с участием наших женщин.
С 2012 года я волонтер «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА», с 2016 — доброволец программы «Женское здоровье». В 2018 году прошла обучение в Москве, получила сертификат, и теперь я ведущая группы взаимопомощи.
Татьяна Вишневская, 48 лет
Фотограф.
— Когда я узнала диагноз — конечно, был и шок, и слёзы. Но желание жить было очень сильное, поэтому вопроса о лечении не вставало. После первого курса химиотерапии, когда стали активно выпадать волосы, я позвала знакомого парикмахера и побрилась налысо, а весь процесс сфотографировала. В парике не ходила. После второго курса уже поехала на съемку в Монголию.
Во время лечения решила сделать фотопроект с девушками, которые, как и я, проходили лечение и оказались без волос. В итоге со всего отделения согласились всего 2 человека, так как многие скрывают свою болезнь от окружающих.
Я очень люблю жизнь, поэтому, как только организм позволял, активно работала: фотографировала и сама снималась, посещала различные культурные мероприятия города и путешествовала. Данный опыт помог мне обратить внимание на себя, показал, что время ограничено, и надо распределять его с умом и жить на полную катушку. После лечения я решила, что всё-таки надо позволить себе заниматься тем, что нравится больше всего. Мне нравится телевидение, где я работала больше 10 лет, но как фотограф я нравлюсь себе больше. Я позволила себе быть окончательно фотографом. И теперь, когда меня спрашивают, кто я по профессии, то сначала я говорю «фотограф», а только потом — «телевизионный журналист».
В 2019 году вернулась к теме съемок людей, прошедших путь онкологии. Я хочу показать этим проектом, что жизнь стоит того, чтобы жить, и можно, и нужно искать желание бороться и проходить лечение. А также обратить внимание общества на тему онкологии, чтобы люди вовремя обращались к врачам, ценили свою жизнь и любили себя!
Нина Коробкина-Угрюмова, 62 года
Судебный эксперт-криминалист, председатель регионального отделения ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй! Будем жить» в Красноярске и Красноярском крае.
— Три года я наблюдалась с очаговым образованием в груди, всё это время мне не могли поставить точный диагноз, и только в 2010 году подтвердили онкологию. Сразу была сделана операция и назначено лечение.
Почти сразу я узнала об организации «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА», куда я пришла и стала активно заниматься поддержкой людей, кому требуется помощь и забота. Я видела, как моя помощь помогала другим женщинам, и это меня вдохновляло на дальнейшую работу.
Рядом были мои родные — дочери, внуки подруги. И, конечно, вера. Я и раньше посещала службы в храме, а в 2017 году окончила православную школу Филарета Московского при храме Николая Чудотворца.
В 2017 году мне предложили возглавить региональное отделение ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй! Будем жить» в г. Красноярске и Красноярском крае.
Сейчас я прохожу химиотерапию, продолжаю работать и возглавлять ассоциацию «Здравствуй! Будем жить» в Красноярске. Каждый четверг читаю в храме акафист перед иконой Божьей Матери Всецарицы об исцелении онкологических больных и организую паломнические поездки по святым местам.
Жизнь продолжается, надо жить!
Ирина Патрушева, 47 лет
Архитектор, дизайнер интерьера, волонтер организации «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА», ведущая группы взаимопомощи.
— Всё было замечательно: интересная работа, спорт, хобби. Уплотнение я нащупала перед своим 45-летием. Консультация врача, УЗИ, цитология. И ровно в день рождения я получила ответ: рак. Как прожила эти два дня, я почти не помню, сказать «шок» — это значит ничего не сказать. Сразу позвонила подруге-психологу, получила установку: «Можешь поплакать три дня, потом "соберись, тряпка" и иди лечиться». Я проплакала два дня. Тяжелее всего переживали за меня муж и сын. Когда страдают и винят себя близкие — это самое страшное. Все друзья и знакомые очень поддержали меня. Было и такое, что одна из подруг предлагала побывать там, где я не была, съесть то, чего я не ела, короче, «разгуляться напоследок».
После операции в больницу к нам пришли девочки-волонтеры, такие активные, веселые, красивые, и я почему-то сразу решила, что тоже стану такой. В общем, умирать я уже передумала. Во время курсов химиотерапии я старалась жить обычной жизнью. Для меня было очень важно вернуть свою прежнюю жизнь. Я работала, гуляла с собаками, ездила за грибами, делала заготовки на зиму. Когда выпали волосы, то мои заказчики дружно подумали, что у них такой странный дизайнер. Во время прохождения 4-го курса химиотерапии соседка по палате оказалась фотографом, и так я познакомилась с Татьяной Вишневской, будущим автором фотопроекта «Умеющие жить». Она предложила сделать «лысую» фотосессию. Я сразу согласилась, ведь это был важный этап моей жизни, которая уже не будет прежней.
После лечения я продолжаю волонтерство, на данный момент состою в «Клубе лидеров» женского онкологического сообщества, выпускница курса по лидерству благотворительной программы «Женское Здоровье».
Вероника Пупышкина, 37 лет
Волонтер благотворительного фонда «Феникс» и организации «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА».
— Я жила обычной счастливой жизнью — муж, сын. Много работала, хотелось быстрее выплатить ипотеку и начать жить с удовольствием.
История моя началась в январе 2018 года. За полгода до этого я начала сильно уставать, болела голова, потом заболела шея, врач сказал — хондроз. Лечили 2 месяца — не помогло. Я сама сделала МРТ, и когда забирала результаты, мне сказали обратиться к онкологу. Через месяц в онкологии мне поставили диагноз «РМЖ 4-й стадии, неоперабельна». Сказать, что мир перевернулся — ничего не сказать; я никак не могла принять, что это случилось со мной... только отчаяние и леденящий страх.
Через месяц я уже была на химиотерапии, на тот момент я уже не вставала из-за сломанного шейного позвонка и адских болей. Со мной рядом были мама, сын и верные подруги, одна из которых вернула мне смысл жизни, веру в выздоровление, надежду, она мне помогает и сейчас. Очень хотелось такой моральной поддержки от мужа, но ее не было.
Лечение не дало результата, и мы решили обратиться за вторым мнением в Москву. Было непросто получить новое лечение на месте, но благодаря настойчивости близких мне его назначили. После 1-го курса ушли боли, после 2-го я начала вставать, а когда сама пришла в онкологию, все были удивлены. За год лечения я восстановилась физически.
8 месяцев я лежала, было время пересмотреть свою жизнь. Поняла, что судьба дала мне второй шанс, и я твердо решила им воспользоваться — буду помогать тем, кому это необходимо. Я волонтер БФ «Феникс» — мы ходим в дома престарелых, дома для инвалидов, детские дома, разговариваем, гуляем, устраиваем праздники, приносим угощения. В планах стать равным консультантом в онкологии.
Вопреки диагнозу я живу! Я наслаждаюсь каждой минутой, каждым днем! Я стала более открытой, могу рассказать о себе. Теперь я точно уверена, что «рак» — не приговор! Не торопитесь жить, не откладывайте на потом радости, не стремитесь заработать все деньги, не откладывайте общение с ребенком, чаще ездите к родителям, друзьям, отдыхайте, путешествуйте. Занимайтесь любимыми делами сейчас — завтра может просто не быть!
Нелли Рязанкина, 37 лет
— Прекрасное лето 2016-го в Крыму. Вернувшись в Красноярск, погрузилась в дела — а это стройка дома, сборы ребенка в сад, заготовки... Каждый год на обследование приезжает мама. Каждый год она меня заставляет обследоваться самой. Тот год не был исключением — мне же было некогда. Однажды в отражении зеркала увидела неровность груди, красные пятна и увеличение ее объема. Быстро нашли онколога — анализы, биопсия, диагноз «рак». Спасибо Вселенной за родных и друзей. Помогали все.
Была химиотерапия, секторальная операция, лучевая терапия и ещё год ходила на химиотерапию. Полгода ремиссии. Опять море. Я была счастлива! Вернулась! И опять эти красные пятна. Срочно — больница, обследования, операция, на этот раз уже радикальная. Опять химиотерапия. Где брать силы? Силы даёт дочь, родные, друзья и дом.
Всё это время я занималась стройкой [дома]. Мне было тяжело морально и физически, но я рада, что строила его. Мне было чем заняться, к тому времени я уже не работала. Я не думала о жалости к себе. Я старалась многое успеть, многое сделать для ребенка. Я строила планы и мечтала. Этот дом мне давал силы. 3 года я нахожусь в лечении и 3,5 года я строю. В моей семейной жизни произошли изменения.
Я знаю, что у меня не будет много детей, но у меня будет много внуков! И мы все будем собираться за большим столом в нашем доме на бабушкины пироги! На мои пироги, потому что я очень люблю готовить и печь, о чем и пишу в своем блоге в «Инстаграм».
Наталья Третьякова, 51 год
— В нашем роду РМЖ был у мамы, у сестры, и я уже знала, что это такое. Начиная с 2011 года ежегодно обследовалась — держала руку на пульсе. И это было мое правильное решение — в 2018 году у меня диагностировали РМЖ на ранней стадии.
Я жила с дочерью в Железногорске, муж давно умер, потом не стало обоих родителей. Много работала, помогала дочери учиться. И когда она для учебы переехала в Красноярск, я поехала за ней. Занималась продажами стройматериалов, потом открыла свой бизнес. Дела шли хорошо. Дочь закончила учебу и переехала жить в Сочи.
В 2018 году я узнаю диагноз. Шок, ступор, апатия, отстранение от жизни, не верила, что это со мной. Это нормальное состояние принятия болезни, как бы ты ни был к ней готов. Через неделю я собралась с силами, начала строить планы, поняла, что хочу сменить не только имидж, работу, но и место жительства! Меня во всем всегда поддерживают дочь, подруги и двоюродная сестра.
Тем временем я проходила лучевую терапию. Была и слабость, и усталость. Но собаке это не понять — я вставала, шла с ней гулять... и это, кстати, мне очень помогло, я втянулась в пешие прогулки.
Так сложились звезды, что, когда мне поставили диагноз, я познакомилась с мужчиной. Я не скрывала и всё честно рассказала. К моему удивлению, он не отвернулся, оказался очень отзывчивым и добрым человеком. Мы вместе, и я рада, что есть такая поддержка.
Сейчас я прохожу химиотерапию, и это просто очередной этап в моем лечении. Совсем скоро он закончится, и я с мужчиной и собакой на машине еду в Сочи — к дочери и внучке, которая недавно родилась. В планах — открыть косметический салон и продолжать жить ярко, насыщенно и интересно!
Ольга Федоренко, 45 лет
Врач-стоматолог, волонтер организации «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА», ведущая группы взаимопомощи.
— Уплотнение в груди у меня было несколько месяцев, но только когда я увидела неровность, сразу догадалась, что это онкология. Когда диагноз подтвердился, несколько дней я позволила себе проплакать. Затем собрала волю в кулак, перестала себя жалеть и пошла лечиться.
Во время прохождения лучевой терапии я познакомилась с волонтерами «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА», которые мне очень помогли — когда видишь перед собой тех, кто прошел такой же путь, понимаешь, что тоже справишься. Я посещала занятия с онкопсихологом: мы занимались медитацией, арт-терапией. Сейчас всем советую — очень помогает, проверено на себе! Со мной рядом были мама, сыновья и подруги, проверенные временем. Во время лечения на Московской у меня был день рождения, они приехали с подарками, шарами, которые еще долго украшали нашу палату.
Сильно переживала, могу ли я дальше работать стоматологом. Когда я еще была на больничном, одна пациентка настойчиво просила ее принять. И когда я смогла ей залечить зуб, я поняла, что вернусь в профессию. Это придало мне силы, и уже через 4 месяца я работала.
За всё это время я полностью переосмыслила свою жизнь, стала больше ценить и любить себя, рассталась с мужем-алкоголиком, переехала в Красноярск, научилась водить машину. Убедилась, что жизнь прекрасна, она дает много возможностей, которыми надо пользоваться самим и помогать другим увидеть всю красоту окружающего мира.
Сейчас я продолжаю работать, совершенствоваться и развиваться в стоматологии. И 2 раза в месяц хожу в отделение на Московскую, где 3 года назад лежала сама, и рассказываю свою историю, об организации «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА», о встречах группы взаимопомощи, о равных консультантах и о многом другом, что может придать силы во время лечения.
Нина Шулякова, 40 лет
Парикмахер, заводчик стаффордширских бультерьеров.
— О диагнозе я узнала в 2016 году, обнаружив шишечку в груди. Быстро попала к врачам, была проведена операция, 6 курсов химиотерапии и 16 курсов лучевой терапии. Находясь в отделении на Московской, целыми днями и даже ночью я делала гимнастику для руки, а через месяц, восстановив ее подвижность, я уже работала.
В 2018 году я проходила плановые обследования, и был обнаружен рак яичников. Опять операция (экстирпация матки с придатками) и лечение. Как бы банально это ни звучало, но болезнь отфильтровала в моей жизни близких и друзей — многие отвернулись, включая мужа, друзей и клиентов.
Мне сказочно повезло, что рядом со мной остались преданные, верные друзья, родные, и, конечно, дочь. За время лечения прошло полное переосмысление жизни и ценностей — я пересмотрела всю свою жизнь, училась радоваться каждому дню, стала больше уделять себе внимания, не откладывать на потом исполнение желаний. Я научилась быть счастливой. Я продолжаю работать и заниматься любимыми собаками, забота о которых очень поддерживала на пути к выздоровлению. Это интересная, насыщенная событиями жизнь — у меня 6 взрослых собак, 11 щенков и 2 кошки.
Сейчас я пишу книгу, в которой я хочу рассказать об этом отрезке своей жизни, ведь я не одна такая, нас много. У многих есть поддержка, а у кого-то ее нет, женщины уходят в глубокую депрессию. Возможно, прочитав мою историю, они поймут, что жизнь не заканчивается, она просто становится другой, и очень часто намного интересней, насыщенней и счастливей! В моем случае это любовь и новая семья — 11 октября 2019 года я вышла замуж!