В середине декабря мэр Красноярска Владислав Логинов встретился с журналистами и рассказал об итогах 2024 года, а также о том, что город ждет в будущем. NGS24.RU побывал на встрече и выбрал самые интересные темы, о которых говорил глава города. Далее — прямая речь мэра.
О метро и электричке
— Много было скептиков, сомневающихся, что метротрам в Красноярске начнут строить. Но сегодня эта работа достаточно активно движется. Я бы сказал, в соответствии с графиками, которые определили проектировщики.
Если вы скажете, что мы [городская администрация] не заказчики и здесь нет особо наших компетенций, то на самом деле мы прикладываем очень много усилий. Нам надо согласовать все проекты, проверить всё сетевое хозяйство, выдать разрешения, организовать дорожное движение, все пешеходные связи и сообщения. В центре города, например, нужно было установить несколько тысяч дорожных знаков, чтобы изменить схемы движения, — говорит Владислав Анатольевич.
Про перекрытие центра из-за строительства метротрама красноярцы говорили: «После этого проезд на метро должен быть бесплатный». Как красноярцы встретили неудобства ради нового общественного транспорта — в нашем материале.
О дорожном ремонте
— Как бы негативно ни звучал вопрос дорожного ремонта, но мы единственные заказчики в Красноярском крае, которые выполнили работы вовремя и в необходимом установленном объеме, — говорит мэр.
В этом году отремонтировано и построено 122 километра дорог — столько еще в истории Красноярска не делали ни разу. Причем глобально работы закончили 15 октября, как мы и обещали в начале года.
Особый скепсис вызывала развязка и дорога в районе Тихие Зори (ее открыли в «техническом режиме» 1 августа незаконченной). На сегодня она еще не сдана, но из всего объема работ — начиная с проектирования, изменения границ земельных участков и так далее — нам осталось только установить семь дорожных камер. Также сейчас мы пытаемся урегулировать вопросы с железной дорогой. В общем, по развязке осталось несколько межведомственных процессов, а физически все работы давно закончены.
О нехватке работников…
— У нас большой дефицит кадров в сфере строительства, потому что много людей строит метро, 800 работает на отделке помещений [штаб-квартиры] «Русгидро» и еще примерно столько же — на строительстве объектов иной инфраструктуры компании. Наши застройщики строят свои многоквартирные дома и занимаются благоустройством, — уточняет мэр.
Переезд «Русгидро» — тема, которая звучала даже на прямой линии президента России Владимира Путина на минувшей неделе. Вот как это было.
Так что огромный дефицит кадров. В муниципальных предприятиях, например, иногда доходит до 40%.
… и подрядчиков
В 2024 году в Красноярске задержали директора дорожной компании «Промстрой» Декарда Ханагяна — одного из главных субподрядчиков мэрии. Его подозревают в создании «дорожного картеля»: торги на ремонт дорог, как сообщали в прокуратуре, выигрывало муниципальное САТП, которое затем отдавало подряд «Промстрою». Это, по версии силовиков, избавляло компанию Ханагяна от ответственности. Кроме того, в СИЗО попал владелец «Сибиряка» Владимир Егоров — по подозрению в мошенничестве на строительстве развязки в Северном шоссе. А позже — и его младший сын Антон Егоров, по делу Асфальтобетонного завода (АБЗ). Да и на самом АБЗ всё неровно.
— Вопрос, нашли ли замену [«Промстрою» и «КДСК»] немного некорректный. Как сказал президент, у нас экономика предложений. Если рынку нужно предприятие, которое специализируется на строительных задачах того или иного характера, то подрядчики сами будут входить [на рынок].
У нас же открытая процедура торгов. На электронную площадку выходят все желающие. Ну, ушла компания «Промстрой» — придет компания, может быть, даже с похожим названием, из какого-то соседнего города, соседнего региона.
Ушел «Промстрой», пришла «НБС-Сибирь». Уйдет «КДСК», придет какая-нибудь «ДСК».
У нас же не было такого, что на торги никто не заявляется. У нас постоянно есть подрядчики, которые выполняют работы. Но в общем сложности в этом направлении огромные — из-за отсутствия кадров, — ответил глава Красноярска.
О КРТ в Николаевке
— Застройщики, правоприобретатели КРТ, работают с жителями [по выкупу жилья и компенсациям] — это 100%. Из непубличной известной мне информации я могу сказать, что все жители, кто предметно говорит: «Да, давайте решать вопросы и договариваться», — все были удовлетворены.
Таких семей — владельцев жилья было 360. Из них 352 уже подписали соглашения с застройщиками. Остальные просто думают. В общем, те, кто хочет, те решают вопрос.
Там же как происходит? Допустим, две семьи владеют по половине частного дома. Застройщик говорит владельцу одной половины: «Хорошо, я дам, что ты просишь, только не надо об этом на каждом шагу рассказывать». Потому что если семье в одной половине дали 12 миллионов, а соседке — три с половиной, то соседка будет переживать.
Дело даже не в том, что ей три с половиной миллиона мало, а в том, что соседям — слишком много.
Если беседовать с каждым жителем отдельно, то он на самом деле скажет, что получил то, о чем договаривался с застройщиком. Средняя выкупная цена — в районе 100 тысяч за квадратный метр, по 352 соглашениям. Первые оценки давали стоимость по 30 квадратным метрам. Максимальная оценка была 147−148 тысяч рублей.
Поймите, что строитель взял кредитные деньги под большой процент. Скажем, один миллиард под 20 процентов, и ему каждый месяц надо платить по 20 миллионов. Поэтому застройщику проще лишних два миллиона дать владельцу жилья, чтобы начать быстрее строительство. Потому что у застройщика каждый день простоя стоит денег, и он не будет ни за 100 тысяч, ни за миллион и даже за два торговаться. Скажет просто: «На еще два сверху, уходи быстрее, потому что мне надо строить», — объясняет Владислав Логинов.
О расширении Красноярска
— У меня есть информация от руководителей Емельяновского района, что до 600 тысяч жителей Красноярска постоянно либо периодически проживают в Емельяновском районе — зимой или летом. Поэтому создание агломерации — это важнейший проект. Но агломерация — это же не линию на карте провести. Это интеграция. У нас должен быть общественный транспорт, прямое сообщение между Солнечным и Емельяновским районом, с Березовкой. Должна быть, не знаю, электричка, как с Дивногорском.
И возьмем деньги, которые для этого нужны. Понимаем, что бюджета Красноярского края, расписанного на год, не хватит — и трехлетнего не хватит. Тогда мы должны расписать по годам, может, по пятилеткам, когда эту агломерацию можно создать.
Глава Емельяновского района обратился ко мне с предложением присоединить к Красноярску поселок Новалэнд и проспект Котельникова в Солонцах. Район просто не может обеспечить жителей социальной инфраструктурой.
Поэтому сейчас формируются земельные участки. Под Новалэндом же ни детских садов, ни школ, ни общественного транспорта нет. И жители куда ездят? Не в Емельяново же. Они в Красноярске всех учат.
Значит, хотелось бы запустить школьный автобус, запустить общественный транспорт в Новалэнд, и заодно в поселок Славянский рядом, где я живу со своими соседями, потому соседи всё время мне про это говорят.
Вопрос с присоединением не решится быстро, так как он межведомственный и заниматься им Емельяновский районный совет депутатов, горсовет Красноярска и правительство Красноярского края. Всё будет зависеть от инициативы главы Емельяновского района — насколько он быстро будет двигаться, потому что он первый заинтересован в этом. Там нет соцусловий, поэтому ему надо быстрее передать территорию, чтобы это стало моей проблемой и моих коллег, — говорит мэр.
Читайте также: Поселок Новалэнд попросили присоединить к Красноярску
О развитии общественного транспорта…
— Полноценная маршрутная сеть в Красноярске будет завершена после реализации трех важнейших проектов. Первый — это, конечно, метро, черту под первым этапом которого мы подведем в 2026 году.
Второй момент — это кольцо для городской электрички, которое сегодня «РЖД» проектирует в районе моста «777». Это еще одна важная транспортная артерия, по которой красноярцы смогут легко передвигаться. Закольцевав городскую электричку, «РЖД» может увеличить подвижной состав, я думаю, раза в два. Сегодня там ходит, допустим, четыре состава электрички, а сможет ходить восемь при синхронном исполнении расписания.
Третий — это развитие трамвайной сети.
… и конкретно о трамваях
— В определенный период мы собирались реализовывать концессионное соглашение по трамваям [с компанией «Мовиста»]. До этапа реализации у нас не дошло. [На днях] у меня был руководитель компании, с которым мы говорили о том, что все проекты реализаций концессионного соглашения в стране приостановлены.
Сказать, что мы знали об этом в прошлом году, наверное, немножко покривить душой. Но мы ждали каких-то сложных моментов. Поэтому мы сами за свой счет, за те деньги, которые имеем, сами начали реконструировать трамвайный путь.
Кроме того, мы купили трамваи «Львята» и улучшили качество нашего подвижного состава. Мы будем обсуждать закупку трамваев еще, но они сейчас безмерно дорогие.
Если в прошлом году один вагон стоил 50 миллионов рублей, сейчас уже под сотню, а в проектах — вообще за 150 миллионов. Один только трамвай.
При стоимости того же электробуса в 24−27 миллионов. Но тем не менее развивать трамваи в Красноярске в любом случае будут.
На нас сейчас выходят другие компании, которые планировали заключить концессионное соглашение с нами ранее. Они опять хотят войти в переговоры, и если они будут успешными, то мы этот процесс по трамваям дальше будем продолжать развивать.
Но для концессионного соглашения нужно привлечь банковские средства. Банковский процент очень высокий, поэтому надо еще много раз подумать, чтобы войти в эту концессию. На сегодня эффективных предложений ни от одного концессионера нам не поступило официально. Неофициальные есть, компании звонят, прощупывают почву, — поделился Владислав Логинов на встрече с журналистами.
И еще об автобусах
— Сегодня для перехода общественного транспорта на экологичные виды топлива как идея номер один рассматривается газомоторное топливо. Автобусы на газу не выделяют такие выхлопы, как автобусы и машины на дизеле и бензине.
Кроме того, в перспективе это должно помочь газифицировать край. У «Газпрома» есть порог целесообразности, экономической эффективности строительства газопровода. Чтобы построить трубу, в ней должно проходить столько-то миллионов кубометров.
Если труба не заполнится, то ее строить не будут. Поэтому мы пытаемся подтянуть наибольшее количество на эту газовую трубу.
Один из проектов «Газпрома» — это автобусы на газомоторном топливе. Мы были в Питере и вели переговоры с компанией. Она предложила создать в городе инфраструктуру. Мы должны были в этом году купить первые 200 автобусов. Но, к сожалению, газпромовская инфраструктура не смогла для нас подготовиться. В чем сложность? Автобусы и машины на дизеле и бензине мы заправляем за три-четыре минуты. Газомоторный автобус надо заправлять 20 минут. Если мы выпускаем 500 автобусов на линию, сколько времени и заправок надо? А если 700? Поэтому надо создавать инфраструктуру достаточно большую, — считает мэр Красноярска.
Читайте также: Красноярские автобусы хотят перевести на газ
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.