Город Жили в землянках и ели саранки: сибиряки вспомнили, как восстанавливали энергетику страны после Великой Отечественной войны

Жили в землянках и ели саранки: сибиряки вспомнили, как восстанавливали энергетику страны после Великой Отечественной войны

От этих рассказов пробирает до мурашек

История разреза — это тысячи судеб угольщиков

Сложно представить историю человечества без развития энергетики. Чтобы в домах было светло и тепло, а заводы и фабрики могли выпускать тонны продукции, нужно большое количество энергии. Красноярский край — мощная энергетическая база для всей Сибири, и именно здесь находится одно их крупнейших в России угольных предприятий — Бородинский разрез, который снабжает значительную часть генерации ценным топливом. Насколько тяжело далось региону строительство угольной генерации в послевоенные годы, кем были первые угольщики Бородина и что они вспоминают о том времени, читайте в материале.

Добыча угля вместо вырубки лесов

Залежи угля нашли в этих местах еще в начале 19 века, но всерьез разрабатывать его решили только после Великой Отечественной войны, когда страна остро нуждалась в энергии, чтобы отстраивать заново разрушенные города и предприятия.

Август 1945 года считается отправной точкой для строительства Бородинского разреза. На станцию Заозерная прибыл эшелон с сосланными в Сибирь участниками войны, побывавшими в фашистском плену. Их взору открылись бескрайние леса, где предстояло построить угольный разрез и поселок для энергетиков. Тогда было сложно представить, что уже через пять лет вместо тайги здесь будет разрез мощностью 1 миллион тонн угля в год.

Шоферов начали принимать на работу одними из первых

— Никто больше не будет ходить с саночками за дровами в Сорочий лог за 6 километров и тащить их на себе в пургу и метель, в трескучий мороз и лютую стужу, как я таскал. Ведь из-за нехватки топлива вырублены все леса в округе, одни пеньки да поросль вокруг них осталась, жутко и скорбно смотреть на эту печальную картину. Уголь заменит дрова, и на Коноплянской и Зыряновской горах сосновые леса возродятся и потянутся до Гришковца и Сорочьего лога. Уголь будут сжигать в топках электростанций, вспыхнут лампочки в квартирах и на улицах, — писал в своей книге о тех временах один из строителей разреза, фронтовик Анатолий Решетень.

Жили в землянках, работали кирками и лопатами

Первым делом прибывшие на стройку вырыли себе землянки, где им предстояло налаживать спартанский быт. Очевидцы вспоминают, что работать приходилось по 10 часов в сутки в тяжелых условиях. Почти все работы велись вручную, киркой и лопатой, а породу вывозили тачками. Техники было мало, не хватало даже одежды и еды.

Столовая для работников

— Мы возили аммонал, взрывчатку — 50 килограмм кули. Плечи нашаркивали до крови, а есть было нечего, в выходной или после работы ходили за щавелем, ели саранки — хоть что-нибудь да поесть. Где медунки, где соку наскоблишь с березы, еще и детям принесешь. Получали паек 800 граммов. На детей один месяц дадут, а на другой нет. Копали под баню котлован, пни выкорчевывали вручную, потом появился трактор, стали трактором корчевать, и мы вручную помогали, — вспоминала Любовь Абраева.

Производственные объекты разреза строили параллельно с бараками, ведь рабочих становилось всё больше и больше. По данным Крайкома, в сентябре 1946 года около 1000 сотрудников разреза жили в землянках и палатках. Также для работы угольного предприятия нужно было соорудить подъездные пути, соединяющие его с действующей железной дорогой, провести ЛЭП и решить еще множество задач.

Разрез строили пять лет

Первая техника на строительстве разреза

Первый экскаватор «Костромич» появился на разрезе в январе 1946 года. Его по частям перевезли на санях со станции, которые тянул тоже единственный в те годы трактор. Емкость ковша у него была всего 0,75 кубометра, но рыть неглубокую траншею под железную дорогу, соединившую разрез со станцией Заозерная, стало намного проще.

Первые экскаваторы были небольшими

— В 1946-м была проведена трассировка пионерной траншеи, началось строительство подъездного пути. «Костромич» поставили на строительство восточной выездной траншеи. Сначала породу грузили в шахтовые самоопрокидывающиеся вагонетки. Один ковш — и вагонетка загружена. Ее вручную откатывали по рельсам тут же проложенной узкоколейки. Затем вагонетки заменили небольшими немецкими пузатыми вагонами. Но и здесь не обходилось без ручного труда. Груженые вагоны сначала тянули на отвал ручной лебедкой. Потом появились на строительстве два узкоколейных паровозика, которые и стали возить вагоны. В 1948-м узкоколейку перестроили на ширококолейные пути, — рассказывал главный механик Бородинского разреза Валентин Зудин.

Техника облегчила труд строителей

На помощь экскаваторам пришла взрывчатка

Техника в те времена была не очень мощной, никакого сравнения с гигантскими экскаваторами, которые сейчас работают на Бородинском разрезе. А между тем перед строителями стояла важная задача — вскрыть угольный пласт, удалив сверху пустую породу, чтобы дать возможность добывать топливо. Существующие тогда экскаваторы едва ли справились бы с этим делом, да и потребовался бы не один год. А значит, сроки сдачи разреза отодвигались непонятно на сколько.

Начало 50-х, первый роторный экскаватор на разрезе

Чтобы ускорить процесс, инженерно-технические работники решили вскрышу угольного пласта провести с помощью массового взрыва-выброса. Согласовали с Министерством строительства топливных предприятий СССР и начали подготовку к взрыву. В конце 1947 года завезли 1800 тонн взрывчатых материалов, а 15 августа 1948 года прогремел тот самый судьбоносный взрыв.

Увидеть редкое зрелище приезжали люди из Ирши и других сел. Наблюдатели разместились в пяти-шести километрах от эпицентра взрыва на возвышении. По рассказам очевидцев, земля под ногами ходила волнами. В небо поднялось огромное облако черно-белого дыма и, отделяясь от земли, постепенно удалялось. Миллион кубометров горной породы лежал на борту дымящейся траншеи.

Исторический взрыв

Добрались до угля

Строительство переходило в решающую стадию, и каждый, кто здесь трудился, ждал самого важного события — когда рабочие доберутся до угольного пласта. И вот наконец в один из осенних дней 1948 года траншею облетела весть — Александр Пантюхов, работая на экскаваторе УЗТМ № 40 на погрузке взорванной породы, обнаружил черное полезное ископаемое. Посмотреть на уголь приходили и приезжали все, кто смог.

Вот что вспоминает об этом дне Евдокия Новикова, которая работала стрелочницей:

— Мне Куренков Иван Иванович привез угля на паровозе. «Мефодьевна, — кричит, — ложь на костер, что, будет гореть или нет?» Ну я положила на костер. Он пламя сразу не давал, раскраснелся, разложился, но горячий, тепло от него уже было.

Вскрышные работы

Конец строительства и начало славной истории Бородинского разреза

29 декабря 1949 года Ирша-Бородинский разрез мощностью 1 миллион тонн угля в год был сдан в эксплуатацию. Так на территории Красноярского края появилось предприятие, которое через несколько лет будут именовать не иначе как разрез-гигант. Начальником разреза стал Сергей Гавриленко.

Но введение в эксплуатацию разреза не означало, что строительные работы закончены. Параллельно с промышленной разработкой Бородинского месторождения заканчивалось возведение углепогрузочного комплекса для классификации и погрузки угля в железнодорожные вагоны. В нем было восемь наклонных галерей с вмонтированными в них ленточными транспортерами для подачи угля из угольной траншеи в бункеры. Однако при его запуске выяснилось, что в условиях суровой сибирской зимы механизм работать не может. Да и запасы месторождения и темпы добычи в десятки раз превышали возможности комплекса, поэтому он стал сдерживать развитие разреза.

2007 год

Решение нашел инженер Анатолий Левковский, и оно стало очередным уникальным ноу-хау, которых на строительстве разреза было предостаточно. Он предложил смелый и более надежный способ доставки угля — грузить его в железнодорожные вагоны непосредственно в забое и вывозить через выездную траншею на станцию Угольная. Траншею построили, несмотря на болотистую почву, и Бородинский разрез стал набирать темпы добычи угля.

В 1954 году объемы вскрыши увеличились в полтора раза по сравнению с 1952 годом. А свою проектную мощность — 1 миллион тонн угля в год — коллектив разреза перекрыл уже в 1953 году. С тех пор плановые задания ежегодно перевыполнялись. Улучшались и бытовые условия. Уже в 1952 году почти все рабочие были переселены из временного жилья и землянок в новые дома. Для людей открыли клуб, столовые, магазины, больницы, школы. В апреле 1952 года коллектив разреза стал победителем социалистического соревнования, и ему было вручено переходящее Красное знамя крайкома профсоюза угольщиков и комбината «Красноярскуголь».

Миллиардная тонна на Бородинском разрезе

Строительство Бородинского разреза стало настоящим трудовым подвигом. Тысячи рабочих приложили неимоверные усилия, преодолевая суровые природные условия, чтобы создать надежный фундамент для развития городов и промышленности Сибири. Но всё это было не зря, ведь Бородинский разрез впоследствии стал энергетической базой, которая позволяет жителям не мерзнуть, а гигантским предприятиям региона круглосуточно работать. География поставок бородинского угля охватывает практически всю Сибирь и Дальний Восток.

Акционерное общество «СУЭК-Красноярск», suek-krasnoyarsk.ru.

Реклама. Акционерное общество "СУЭК-Красноярск", ИНН 2466152267

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Трудности будут вне зависимости от возраста»: красноярский психолог высказалась о родах до 23 лет
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления