На что только не пойдут горе-бизнесмены ради наживы — даже изуродуют кустарники и деревья. Уж молчим про запачканные стены домов. Корреспондент NGS24.RU в конце января увидела на Калинина приклеенные на скотч визитки прямо на ветках дерева. Журналист их аккуратно сняла и выбросила в урну. В этот же день она заметила такие же визитки уже от другого лица на деревьях вдоль улицы Карла Марса. Их настигла та же участь. Законна ли такая реклама? Можно ли с ней бороться? Ответы на эти вопросы вместе с экспертами искала наша негодующая из-за такого наглого продвижения услуг Полина Бородкина.
Листовки бесят
В один из дней в конце января редакция NGS24.RU возмущалась и негодовала вместе со своим корреспондентом от такой наглости двигателя торговли. Мы решили в своих соцсетях узнать и у других горожан, как они относятся к такой рекламе. Большинство оставленных комментариев касались листовок, которые зачастую можно встретить разбросанными в подъездах.
— Дом.ру и Ninja Pizza — настоящие подъездные мусоросоздатели, — написала Катерина.
— Ninja Pizza, «Орион», «Ростелеком» и всякие интернет- и телеподключения — один мусор в подъезде, — высказалась Юлия.
— Вот эти висячие (речь о тех, что закреплены на ветках деревьев. — Прим. ред.) не нравятся вообще. А еще всякие компьютерные мастера в подъездах раздражают, — пояснила пользовательница с ником Мари Баскервилль.
Отдельно красноярцы прошлись по рекламе, с которой приходится сталкиваться либо по телефону, либо лично.
— Интернет. Разные. Уже настолько обнаглели, звонят пальцем в небо всем подряд, в любое время дня и ночи, а еще и по квартирам теперь ходят, и по несколько раз. «Спишем ваши долги официально» — это уже какая-то паранойя везде, достали звонить. Как этих навязчивых ********* [нехороших людей] не запретят и не вырубят им телефоны? Банки со своей навязчивостью кредитов и карт, давно пора запретить рекламы на кредиты, особенно навязывать, если людям нужно, они и без рекламы знают, — сокрушается Ирэн.
В 2019 году красноярцы жаловались на трафаретную рекламу — тогда брусчатку на проспекте Мира изрисовали краской ради рекламы кофейни. Жители города посчитали, что такой способ продвижения заведения «уродует город». Позже выяснилось, что такой рисунок — это нарушение правил благоустройства.
А вот реабилитолога Игоря Гунина раздражает «загаженный» трафаретами город.
— Я пока детей в садик веду, вижу столько этой рекламы. Это обычные люди не понимают что значат все эти надписи, а молодое поколение быстро ориентируется и соображает, где продаются наркотики. Сейчас же всё работает через интернет. Это не просто некрасиво, но еще и бьет по здоровью молодых. Закрашивать ее надо, — подытожил реабилитолог.
Еще один вид раздражающей рекламы — назойливая звуковая реклама распродажи, которая периодически появляется в Красноярске. Редакция NGS24.RU даже пыталась бороться с ней, но безуспешно. Несмотря на то, что звуковая реклама запрещена, с незатыкающимися громкими джинглами из динамика на всю улицу ничего нельзя сделать.
«Недобросовестная компания = мошенники»
Павел Фролкин из маркетингового агентства «Космолетпроект» считает, что такую рекламу (визитки на деревьях) распространяют недобросовестные компании. По его мнению, такая реклама должна регулироваться законом, ее распространителей должны наказывать.
— В 2024 году делать такой отвратительный откровенный спам, который портит не только твое личное пространство, но и пространство вокруг — это откровенная дичь. Она должна стать маркером для людей как недобросовестная компания = мошенники, — пояснил маркетолог. — Листовки на деревьях, листовки во всех подъездах, граффити на стенах. Особенно листовки на дверных ручках — считаю, что это прям из одной категории.
Сам Павел уже не первый год занимается рекламой. В его практике есть случай, когда он сам боролся, по его мнению, с незаконной рекламой, а именно рекламой такси, которую при помощи трафаретов нанесли на двери подъездов.
«Конверсия крайне низкая»
Красноярский урбанист Павел Иванов считает, что такая реклама не работает. По его мнению, если и распространять информацию такого рода, то есть рекламу пристанищ для оказавшихся в сложной ситуации людей, то только через аутрич-службы.
— Конверсия у такой рекламы крайне низкая, ей редко когда пользуются за вычетом рекламы работных домов, когда у людей действительно нет возможности каким-то другим способом, кроме как через улицу, узнать каким образом улицу покинуть. Но и тут, понятное дело, могли бы быть более эффективные способы донесения этой информации, например работа аутрич-служб, — предложил урбанист. — Бороться с незаконной рекламой можно с помощью антивандальных покрытий, либо на заводском уровне созданными, что довольно дорого, но неплохо работает, либо нанесением поверх существующих покрытий, например, краски, смешанной с песком, что дешевле, но требует от исполнителя определенного мастерства.
Аутрич-работа — это один из методов социальной работы, суть которой заключается в предоставлении необходимой информации, консультаций и профилактических средств закрытым социальным группам в местах, привычных для них, то есть там, где они собираются, живут и проводят время.
Что такое незаконная реклама?
В службе городовых пояснили NGS24.RU, что под незаконной рекламной конструкцией подразумевается конструкция, которую установили без согласования и разрешения управления архитектуры. Сюда же относится малоформатная реклама на опорах освещения, балконах, ограждениях, остановках. Это, например, визитки, бумажные объявления, картонные щиты, баннеры. Нанесение графических изображений на фасады зданий, асфальт и заборы также является нарушением правил благоустройства, уточнили в службе городовых.
Если выяснится, что конструкцию действительно установили незаконно, то тому, кто сделал это, грозит штраф от 1000 до 1500 рублей, если человек окажется физическим лицом. Если должностным, то тут штраф увеличивается втрое — от 3000 до 5000 рублей, если юридическим — от 500 тысяч до миллиона рублей.
Незаконную рекламную конструкцию должны демонтировать. Если реклама малого формата, то ее устраняют муниципальные и коммунальные службы. Это мобильные бригады районных администраций, МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», трудовые отряды главы города.
Я увидел незаконную рекламу — что делать?
Если вы обнаружили незаконную рекламную конструкцию, то обратитесь в управление архитектуры по телефону в 8 (391) 228-21-96 — это отдел наружной рекламы, или напишите на электронную почту archi@admkrsk.ru. Посмотреть законность установки можно на карте, нужно выбрать пункт «Рекламные конструкции, установленные по разрешению». Там же можно написать о незаконной конструкции: надо нажать на кнопку «Сообщить о незаконной рекламной конструкции» в правом нижнем углу.
Если вы обнаружили, по вашему мнению, незаконную рекламу, то звоните в отдел по работе с населением в районную администрацию или пишите сообщение во «ВКонтакте» или в мессенджер «Телеграм» нужного района.
А как вам такая реклама?
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.