Город История Красноярска Конструктивизм, трагедия на стройке и первые сотрудники. Чем уникален Дом связи, который пять лет закрывало «Кантри»

Конструктивизм, трагедия на стройке и первые сотрудники. Чем уникален Дом связи, который пять лет закрывало «Кантри»

Наконец-то, мы снова можем видеть его «в полный рост». А он того стоит

Снос «Кантри» сновал открыл нам вид на Дом связи, где размещается Управление Федеральной почтовой связи Красноярского края

В центре Красноярска снесли скандальное здание несостоявшегося кафе «Кантри». Споры вокруг его законности длились почти пять лет. Все эти годы незаконная постройка практически полностью заслоняла Дом связи — 85-летнее историческое здание. Сейчас мы снова можем видеть его «в полный рост». Корреспондент NGS24.RU Полина Бородкина поговорила с заведующей отделом истории Красноярского краевого краеведческого музея Екатериной Борисенко и профессором Института архитектуры и дизайна СФУ Александром Слабухой и узнала историю этого здания, информацию о котором найти очень сложно. Ее нет ни в книгах библиотеки музея, ни в необъятном интернете. Исправляем ситуацию.

7 декабря 1934 года постановлением Президиума ВЦИК при «разукрупнении» Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев был образован Красноярский край. Это событие послужило толчком к развитию всех сфер жизни, в том числе и строительства. Тогда и решили построить в Красноярске Дом связи.

— Был принят генеральный проект реконструкции Красноярска, который предусматривал застройку площади Революции большими зданиями краевых организаций. Через три дня после образования Красноярского края, а именно 10 декабря 1934 года, было создано Красноярское краевое управление связи, — рассказала заведующая отделом истории краеведческого музея Екатерина Борисенко. — Помещением для этого управления и было решено начать застройку площади Революции. Трехэтажное здание кубатурой 18 тысяч кубических метров должно было вместить в себя краевой телеграф, радио и подсобные помещения.

Проект разрабатывала группа проектировщиков московского института «Связьпроект» под руководством художника-архитектора Александра Никандровича Рубцова, уточняет профессор Института архитектуры и дизайна СФУ Александр Слабуха. Центральные и краевые организации согласовали проект здания и отвели участок под строительство напротив магазина «Гастроном». Дом связи начали строить в конце 1935 года и закончили в 1938-м, уточнил профессор.

— Почему «Связьпроект». В те времена, после революции 20–30-х годов и, по сути, до самого конца советского времени, до конца 80-х, всё проектирование велось профильными проектными специализированными организациями. Этот институт проектировал объекты для всей России, — пояснил Александр Слабуха.

«Кантри» скрывало за собой 85-летнее здание

Летом 1936 года при строительстве здания произошла трагедия: 13 июля обвалились леса с кирпичом, пострадали семь рабочих-носильщиков: Мезенцева, Надворная, Толстихин, Швецова, Фархудинова, Шунайлов и Нажмутдинова, троих в тяжелом состоянии доставили в больницу. О судьбе пострадавших нигде не сообщается. В краеведческом музее предположили, что некоторые из них всё-таки могли погибнуть от полученных травм. Причиной обвала назвали нарушение техники безопасности.

— Техник Михайловский, руководивший установкой лесов, знавший, что на «крестах» должны ставиться столбы до 20 сантиметров толщиной, использовал доски. Об этом знали начальник строительства Панин, прораб Петухов и его помощник Грибанов. Десятник Жуков к тому же допустил перегрузку кирпичом, что привело к обвалу. О трагическом случае нам поведало главное печатное издание края — газета «Красноярский рабочий» от 16 июля 1936 года. Это дело давно минувших лет, но описанная ситуация кажется очень реальной, и дело тут не в преступной халатности, или, по крайней мере, не только в ней. С высокой долей вероятности можно предположить, что обозначенных бревен 20-сантиметровой толщины попросту не имелось на стройке, а штурмовщина при выполнении работ, допускавшая перегрузку, наоборот, была частым явлением, — рассказала Екатерина Борисенко. — Нам неизвестно, как закончилась жизнь пострадавших под обвалом и то, как сложилась дальнейшая судьба товарищей, признанных виновными в инциденте, поскольку материалы следствия по делу были переданы в прокуратуру. Не исключено, что они продолжили заниматься строительством, только в северных широтах Красноярского края.

Три этажа здания возвели к концу октября 1936 года — об этом свидетельствуют фотографии К. Калистратова из газеты «Красноярский рабочий».

— Благодаря снимку мы можем с уверенностью говорить, что в то время здание располагалось только вдоль проспекта имени Сталина — ныне проспект Мира, 102, — сказала Екатерина Борисенко. — Ныне здание Управления Федеральной почтовой связи Красноярского края имеет П-образную форму. Часть вдоль улицы Диктатуры Пролетариата, 25 была достроена позднее, вероятно, в послевоенные годы. Она имеет четыре этажа и очень лаконичный фасад. Также на фотографии можно увидеть строящееся в это же время здание курсов марксизма-ленинизма. Сейчас в нем расположен Красноярский государственный аграрный университет.

Строительство Дома связи в Красноярске. Снимок из газеты «Красноярский рабочий»

С 1936 по 1938 год красноярский архитектор Рафаил Дмитриевич Грязнов занимался архитектурным оформлением фасадов здания.

— Он родился в 1910 году. В 1932-м окончил Омский коммунально-строительный техникум, затем два года отслужил в Министерстве обороны — он был курсантом в Северной Америке. В 1935 году он вернулся в Красноярск и устроился техником-архитектором в проектное бюро краевого комитета коммунального хозяйства, где занимались всеми вопросами хозяйственного обеспечения региона, — продолжает Александр Слабуха.

В основе архитектурного оформления фасадов лежит минималистский конструктивизм, говорит профессор.

— Архитектурные детали в своем объемно-пространственном решении — это призматические формы. Угловой корпус, состоящий из колоннады, обращенной на тогда улицу Советская, и, по сути, дублирование угла смежного, но уже не с колоннами, а с пилястрами, то есть плоский рисунок колонн. И вот эта кубистическая форма сконцентрирована именно на устойчивости угла всего этого здания. Мы видим горизонтальную широкую полосу выше карниза. Она формирует угловую часть. И дальше уже идут два крыла. Более длинное крыло вдоль проспекта Мира и более короткое вдоль Диктатуры Пролетариата, — рассказал профессор. — Поскольку это уже 30-е годы — это наступление помпезной имперской архитектуры, оно связано с появлением классицистических форм. Архитектура была контекстом любых политических решений и идейных направлений в обществе и государстве. Поэтому мы видим колонны, особенно капители. Вот пилястры — плоские колонны — мы видим сдвоенными между оконными проемами. Они уже завершаются капителями, деталями в классическом решении. То есть уже архитектура наполняется или одевается в формы: нарядные, свойственные уже следующему этапу архитектуры, что потом назовут сталинским ампиром или сталинской неоклассикой.

Дом связи на проспекте Сталина

Если присмотреться к существующему ныне зданию, можно увидеть, что проект не был реализован полностью. Сохранившейся отличительной чертой проекта Грязнова были пилястры, увенчанные капителями с декором советского периода, которые мы видим и сегодня, а также добавлены барельефы между окнами второго и третьего этажей, которые отсутствовали в первоначальном проекте архитектурного оформления. Дальнейшее сравнение показывает, что здание также получило колонны на главном фасаде, однако лишилось балконов. И самое важное: на проекте Грязнова здание Дома связи имело четыре этажа, построено же три.

Архитектурное оформление Дома связи. Автор Р. Д. Грязнов. Репродукция проекта. Первая половина 1930-х

После строительства в здание заехали работники краевого управления связи. Как отмечает Екатерина Борисенко, управленческий аппарат нового учреждения в большинстве своем состоял из иркутян.

— Это объясняется тем, что начальником управления был назначен Иван Яковлевич Марков, до перевода возглавлявший почтовую службу в Восточно-Сибирском управлении связи, располагавшемся в Иркутске, — пояснила заведующая отделом истории краеведческого музея. — Как это часто бывает, команда приехала вслед за руководителем. По свидетельствам очевидцев, Марков относился к тем самородкам, которые могли выполнить любое дело, которое им поручали. Поэтому управлению связи предстоял большой и славный путь, а преемники Ивана Яковлевича продолжают трудиться в родных стенах и сегодня.

Первый руководитель Красноярского краевого управления связи Иван Яковлевич Марков

Одновременно со строительством этого здания начала формироваться площадь Революции, как говорит Александр Слабуха, с ансамблем административных зданий, в который вошли краевая библиотека, управление гражданской авиации, управление железной дороги, центр научно-технической информации и краевая администрация — для последнего здания пришлось снести собор. Площадь не успели построить из-за начавшейся войны, это делали уже после ее окончания — в 50-е годы.

— Это здание [Дом связи] — одно из ключевых и по своим функциональным предназначениям, и как архитектурный объект ансамбля административных зданий в центре Красноярска, — говорит профессор. — Законом охраняется не только его физическое качество, но и его окружение. Окружение охраняется не ради самого окружения, а ради полноценного восприятия памятника. Ансамбльность создает ощущение подлинного пространства, и мы находимся в аутентичной среде. Это очень важно понимать: когда мы сохраняем — мы говорим о наследии. Важно не просто сохранить памятник, а сохранить еще и окружающую его среду, насколько это возможно.

Интересуетесь историей Красноярска? Тогда попробуйте пройти наш тест на ее знание. Или просто посмотрите, как наш город выглядел 80 лет назад.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства