В среду, 9 августа, жители Николаевки собрались на одной из местных улиц для записи видеообращения к Михаилу Котюкову. Люди хотят, чтобы врио губернатора края отменил закон о комплексном развитии территорий (КРТ), на основе которого застройщики собираются снести частные дома и застроить территорию высотками. Ситуация осложняется тем, что горожанам, по их мнению, предлагают слишком маленькие деньги в качестве компенсации за снос жилья. Но вместо Котюкова красноярцы получили приезд полицейских. Корреспондент NGS24.RU Руслан Руденко рассказывает, как было дело.
Когда я приехал к дому № 16 на Бебеля, где люди собирались записывать обращение, на месте уже стояло несколько машин местных жителей. Подойдя к ним и показав свой бейдж журналиста, оглядываюсь вокруг, осматривая частные дома. На улице стоит палящий зной, поэтому мне предлагают отойти в тенек, чтобы не перегреться, пока мы подождем прихода остальных николаевцев.
Один из местных жителей объясняет мне суть собрания: люди хотят записать видеообращение в адрес врио губернатора края Михаила Котюкова с требованием отмены закона о КРТ. Такой шаг, считают люди, помог бы разрешить ситуацию, когда их частные дома могут снести, заплатив за это, по их мнению, слишком маленькие деньги. Сам краевой закон о КРТ, говорят николаевцы, не соответствует статье 32.1 Жилищного кодекса РФ — об «обеспечении жилищных прав граждан при осуществлении комплексного развития территории жилой застройки».
Постепенно людей становится побольше. Собравшиеся обсуждают условия, на которых им предлагают покинуть дома.
— Средняя [стоимость квадрата по Красноярску] 103 тысячи рублей, статистика была. А нам считают по 30. Это же смешно! Учитывая, что у многих по два этажа дома. Свой огород, есть территория, где машину поставить, — перечисляет жительница.
Другая женщина рассказывает, что, по ее информации, дачи в Емельяновском районе оцениваются в среднем от 60 тысяч рублей за квадрат.
На место приезжает николаевец по имени Василий. Он вспоминает, как со своим товарищем в 2022 году приходил в мэрию.
— В прошлом году мы с соседом ходили в департамент градостроительства. Тогда исполнял обязанности главы департамента господин [Максим] Волков (ушел в отставку в августе 2022 года. — Прим. ред.). И у него очень сильно округлились глаза, когда мы к нему пришли и сказали, из каких мы домов. Он говорит: «Ребята, вас в 2008 году снесли, а вы ходите тут, ногами топаете», — говорит мужчина.
Василий рассказывает и о своих впечатлениях от встречи николаевцев с чиновниками Железнодорожного района, которую проводили в стенах районной администрации по указанию мэра Красноярска Владислава Логинова. По его мнению, чиновникам не удалось успокоить жителей Николаевки.
— Департамент градостроительства был, глава района и от мэрии кто-то там был. [Депутат краевого Заксобрания Андрей] Новак приходил. Это единственный человек, который действительно, скажем так, проявил инициативу и действительно замолвил какое-то слово за людей. Я не агитирую за него, но просто он один-единственный, кто проявил инициативу, — вспоминает николаевец.
Мужчину огорчает, что врио губернатора Котюков до сих пор не приехал в Николаевку и не встретился с местными жителями. Красноярец недоволен, что после взрыва бытового газа в Канске исполняющий обязанности главы края отреагировал быстро, а с жителями нескольких сотен домов в Николаевке политик пока так и не встретился.
По мнению Василия, застройка может ухудшить и экологическую ситуацию в городе. Из-за новых высоток, считает он, продуваемость города ухудшится и красноярцы будут чаще страдать из-за «черного неба».
В это время к собравшимся подходят люди в штатском, один из которых записывает всё происходящее на видеокамеру, а другой периодически снимает обстановку на камеру своего смартфона. На вопросы николаевцев о том, кто люди с камерами такие и могут ли они представиться и показать удостоверения, никто не отвечает.
Одна из жительниц, недовольная тем, что эти люди снимают ее и ее детей, набирает 112 и вызывает полицейских, чтобы те проверили личности снимающих. Вскоре на место сбора приезжает наряд патрульно-постовой службы с местным участковым. Люди с камерами достают из карманов удостоверения и показывают их прибывшим полицейским. В толпе слышится, что эти люди якобы из красноярского МВД.
Чуть позже приезжает еще одна машина МВД, а буквально следом за ней — белый седан, из которого выходят еще трое мужчин в штатском. Собравшиеся шепотом говорят, что это якобы сотрудники ФСБ. Эти трое стоят поодаль от основной группы людей, недолго наблюдая за происходящим, после чего садятся в машину и уезжают.
Столь пристальное внимание силовиков к попытке людей записать видеообращение неизбежно вызывает воспоминания о протестных митингах. Николаевцы горько шутят, что осталось приехать омоновцам и спецназовцам для полного комплекта.
Полицейские начинают объяснять людям, что их собрание попадает под закон о публичных мероприятиях, которые, во-первых, надо согласовывать с городскими властями, а во-вторых, антиковидные ограничения на них пока что так никто не отменял. Слова полицейских понимания среди николаевцев не находят. Люди отвечают, что имеют право собраться с соседями на улице, где стоят их дома. В итоге силовики убеждают людей перейти во двор дома одного из местных жителей, где участковый продолжает собирать объяснения у местных, а те — высказывать ему все свои претензии по поводу поведения городских властей и застройщиков из «СтройИнновации» и «Готики».
Стало понятно, что записать видеообращение к Котюкову у николаевцев получится только после того, как участковый закончит свою работу. Местный житель Василий высказывает опасения, что ему могут оформить административное дело за нарушение антиковидных ограничений на акции протеста. Я даю ему свой номер телефона, чтобы в случае подобного развития событий он дал мне об этом знать.
Пока я иду до остановки «Сквер имени Степанова», на улице начинается мелкий дождь. Вокруг — соседство частных домов и высоких свечек, расположенных ближе к улице Красной Армии. Будет ли застроена высотками вся Николаевка к 2036 году, когда, по планам властей и застройщиков, закончится третий, финальный этап ее освоения? Неизвестно. Но известно точно, что попытки николаевцев достучаться до властей продолжатся.
Ранее NGS24.RU рассказывал, как жители Николаевки поговорили с властью по поводу сноса их домов.