Недвижимость Застройка Николаевки и КРТ «Шиш с маслом от застройщика!»: как жители Николаевки поговорили с властью по поводу сноса их домов

«Шиш с маслом от застройщика!»: как жители Николаевки поговорили с властью по поводу сноса их домов

Большая часть вопросов возмущенных жителей пока осталась без ответа

Обстановка в зале была накалена

Встреча жителей Николаевки, чьи дома попадают под снос, и представителей власти прошла 2 августа. Провести это собрание поручил глава Красноярска Владислав Логинов после того, как обстановка в микрорайоне сильно накалилась. Жителей поставили перед фактом, что их территория отдана застройщику — группе компаний «СтройИнновация». Теперь им предстоит получить компенсацию за дома и уйти прочь. При этом размер компенсации, которую предлагает застройщик, повергает людей в шок. Цена за квадрат варьируется от 12 600 до 42 800 рублей за квадратный метр. У многих небольшие помещения, и в сумме выходит 1,4–2 миллиона рублей. Рассказываем, что происходило на встрече.

На встрече присутствовали глава Железнодорожного района Юрий Савчук (который почти всё время молчал), и. о. главы департамента градостроительства мэрии Красноярска Александр Навродский, и. о. руководителя МКУ «Управление капитального строительства» Сергей Шадрин и начальник отдела организационной работы департамента градостроительства Оксана Покаместова. Люди ждали самого Логинова, но он не пришел.

Было видно, что у жителей «наболело».

— Когда человеку, которому 70 с лишним лет, дают миллион двести и говорят: «Остальное ты возьмешь ипотекой», вам не кажется, что это просто надругательство? Вы поощряете это хамское отношение застройщика, который просто не видит людей, — сказал один из жителей Николаевки.

Другой сорвался на крик:

— Изъятие! Что значит изъятие? Это значит — выкинуть нас за копейки!

Мужчину в возрасте попыталась успокоить начальник отдела оргработы департамента градостроительства Оксана Покаместова:

— Конечно, слово звучит ужасающе. Сергей Сергеевич, поясните, что это не так страшно...

— Да, процедура называется «изъятие», но выкупная стоимость будет определена экспертной организацией, которую назначает суд, у нее есть лицензия, она несет ответственность за те цены, которые устанавливает в судебном отчете. Не доверять суду нет причин, — пояснил и. о. руководителя МКУ «Управление капитального строительства» Сергей Шадрин.

Однако слушателей в зале это ничуть не утешило, судя по недовольному гулу. Слово взял николаевец-юрист:

— А где гарантия, что судебная оценка даст людям ту сумму, на которую они смогут что-то себе позволить? Ведь у нас объекты в основном с износом порядка 60%. И этот износ гасит большую часть выкупной стоимости. Мы бы хотели, чтобы юридический отдел департамента градостроительства проанализировал те оценки, которые предоставляет застройщик, на предмет соответствия их требованиям закона. На наш взгляд, там огромное количество нарушений, несоответствий. А ведь это та оценка, на основе которой, как мы сейчас понимаем, будет производиться изъятие, — проговорил юрист Василий.

Ему ответил и. о. руководителя департамента градостроительства Александр Навродский:

— На сегодня судебная практика такова, что суд принимает во внимание все доводы, все желания, все имущественные комплексы, включая даже садовые посадки, чтобы включить в оценку и сделать ее существенно комфортной, — заверил Навродский.

И опять жители стали ему возражать: оценка делается исходя из предложений на рынке жилья в том же микрорайоне. Проще говоря, оценщики смотрят объявления о продаже домов поблизости от изымаемых. А объявления могут быть фальшивыми, созданными специально, чтобы занизить цену.

— Мы делали анализ по продаже жилья. Из девяти объявлений по продаже жилья, на основании чего формируется стоимость нашей собственности, ни одного не было ответа [на звонки]. Я на 100% уверен, что это всё подставное, — горячился один мужчина.

— Цена наших соток существенно занижена. Если поменять статус с многоэтажек на коттеджный поселок, у нас за год цена сотки взлетит в космос, — добавил другой.

И. о. руководителя МКУ «Управление капитального строительства» Сергей Шадрин развел руками:

— Мы работаем в существующей ситуации. Какой вид разрешенного использования сейчас у вашего участка, то и оценивается, — ответил Шадрин.

Из зала его спросили, а нельзя ли поменять вид использования? Вопрос остался без ответа. Ответим за чиновника: можно. Мэрия периодически меняет разрешенный вид использования земельных участков по запросу собственников.

Все эти дома хотят снести, заплатив хозяевам копейки

— Москвичи вышли на улицу и добились, им помогла администрация! А почему нам не может помочь администрация? Такое ощущение, что она выступает на стороне застройщика, — эмоционально высказался молодой мужчина.

— Вы же понимаете, в стране какая ситуация. И получается социальный взрыв. Кому это надо? — спросил мужчина постарше.

Житель, назвавшийся Алексеем, довольно обстоятельно озвучил проблемы людей при расселении:

— Представьте себе, я инвалид, у меня машина рядом, я на встрече с застройщиком говорю: «Где я буду ставить машину? Дайте мне парковочное место, оцените его». — «Это не наше дело, это дело соцзащиты». Сгрузили с себя обязанность. Теперь я обращаюсь к любителям животных. У нас появится здесь свора псов, их отпустят, их некуда будет девать. Опять город будет выделять деньги, чтобы собачек кастрировать, стерилизовать. Потом имущественный вопрос. Почти у всех вся мебель заточена под то место, где они живут. При переезде людей в другое жилище они будут вынуждены покупать себе новую обстановку, — перечислил Алексей.

Дом в частном секторе — это не просто жилье, это еще огород, место для машины, сараи для хранения вещей

Дальше Алексей раскритиковал закон Красноярского края, по которому Николаевку и расселяют — закон о КРТ (комплексном развитии территории).

— Вот у нас принимался закон депутатами Заксобрания, подписывался бывшим губернатором Александром Викторовичем Уссом, у них есть громадный штат юристов, полк юристов, что в Заксобрании, что в администрации края. Но существующий закон не соответствует пяти статьям Конституции, статьям Гражданского кодекса, статьям Земельного кодекса. И вот эти нарушения подталкивают любого застройщика к нарушениям, которые существуют здесь, — сообщил Алексей.

Его поддержала женщина из другой части зала, обратившись к Оксане Покаместовой:

— Вы говорили, что закон о КРТ сырой, новый. А с чего вы бежите впереди паровоза? Зачем издеваетесь над жителями? Экспериментируете над жителями Николаевки через вот этот сырой закон? Может, вы вникнете и проработаете его, чтобы людям не было ущерба? — спросила женщина.

— Я не говорила, что закон о КРТ сырой, я сказала, что он стартовал в 2020 году, и, конечно, вопросов в части его реализации достаточно много, — ответила начальник отдела организационной работы департамента градостроительства Оксана Покаместова.

— Так вы решите эти вопросы! — не сдавалась женщина.

Александр Навродский пробовал успокоить людей тем, что КРТ — это повсеместная практика:

— В одном городе Норильске существует 17 территорий КРТ. Этот закон реализуется на всей территории РФ. В нашем городе таких площадок — тоже не только ваша. Да, вопросов много, мы их решаем, мы сегодня здесь именно для этого, — сказал Навродский.

— То есть в Норильске вы также уничтожаете народ? Ребята, не отчаивайтесь, вы не одни, Норильск с вами! — язвительно пошутила женщина из зала.

Зашла речь и об экологии. Один из главных аргументов власти за расселение Николаевки — печное отопление, которое влияет на воздух в городе. Однако жители обратили внимание, что никто не делал точных расчетов, станет ли воздух лучше от замены частного сектора на микрорайон высоток.

— Если здесь будет жить 7 тысяч людей, то появится 7 тысяч машин (по проекту застройщика, на месте снесенных домов будет 7 тысяч жителей. — Прим. ред.). По Копылова постоянные пробки. Куда они все поедут? Вентилируемость города и так высотками забита. Вы говорите про черное небо? Так будет вам два черных неба. Вентиляции никакой не будет. И эти 7 тысяч машин перебьют загрязнение от печного отопления в Николаевке, — заявил Алексей.

— У меня лично десять деревьев на участке посажено, а если пройти на Пушкина, где две многоэтажки построено (ЖК «Пушкин» построен той же «СтройИнновацией». — Прим. ред.), то там четыре елки, из которых две засохли, и пять кустов сирени, вот это озеленение. Николаевка всегда была зеленым районом, — присоединилась к экологическому вопросу соседка Алексея в зале.

— Администрация действует, как ей удобно, манипулирует законами, как ей удобно. Были слушания о КРТ. Что вы думаете, кто присутствовал от Николаевки? Один человек — Плисевич Денис (предприниматель, владеющий ТЦ «Апельсин» и несколькими участками рядом с ним. — Прим. ред.). Его участок — смежный с нами. И он был против того, чтобы его участок включили в КРТ. И к нему прислушались, и его участок в КРТ не включили. А нашего мнения никто не учитывал, — поделилась возмущением Татьяна (редакция NGS24.RU отправила в департамент градостроительства запрос, чтобы разобраться, почему предприниматель смог выйти из невыгодного для него КРТ, а жители не смогли).

Также собравшиеся обратили внимание на «дискриминацию по имущественному признаку»: оказалось, что обладатели муниципального жилья по договору социального найма находятся в более выгодном положении:

— Компенсация собственникам, простите, шиш с маслом от застройщика, а гражданам, которые живут в социальном жилье, дают метр в метр. Простите, а каким местом собственник отличается от того, кто живет по договору социального найма? Один белый, другой рыжий? — этот вопрос тоже повис в воздухе.

— А что вы скажете нашим ребятам, сыновьям, которые сегодня на СВО защищают каждый миллиметр нашей земли, для вас в том числе, когда они придут, а домов у них не будет, им некуда будет вернуться? — прозвучало в какой-то момент из зала (действительно, в расселяемой части Николаевки есть мобилизованные, уехавшие на фронт, мы общались с их семьями).

Под конец перед залом выступил вице-спикер Заксобрания Андрей Новак, который сообщил, что написал о проблемах николаевцев в прокуратуру и главе региона.

На встрече представители администрации не раз говорили, что вести оценку может только лицензированная организация. При этом сейчас оценку домов в Николаевке проводит некое ООО «Агентство независимой оценки», нанятое «СтройИнновацией» или «СтройИндустрией». После встречи мы обратилась к Александру Навродскому с вопросом: как жители могут узнать — лицензированная это организация или это просто ОООшка, которая никакой специальной лицензии не имеет? Навродский посоветовал делать запрос в саму организацию.

— К каждому отчету [об оценке] прикладываются документы обоснования такой работы. Это в том числе договор, на основании которого такая работа выполняется, и лицензия. Она обязательно прилагается к отчету. И застройщик готов показывать материалы такой оценки. И там всё будет видно и понятно, — объяснил чиновник.

Тут же стоявшая рядом участница встречи захотела уточнить:

— Скажите, пожалуйста, вот «СтройИндустрия» сделала оценку. Она оценку нам как хозяевам должна полностью предоставить? Или один только листочек, где стоит стоимость земли и стоимость жилья? Или полностью вот этот талмуд, на основании каких документов была сделана оценка? — спросила женщина.

— Полностью, — ответил Навродский.

— А они этого не предоставляют сейчас! — воскликнула женщина.

Чиновники заверили ее, что она может игнорировать подобные «листочки».

В итоге жителям обещали, что в администрации Железнодорожного района каждую среду будет дежурить специалист, который будет принимать николаевцев с их вопросами индивидуально.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства