В правительстве Красноярского края презентовали макет будущей обновленной Театральной площади и театра Оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Последний ждет не только изменение внутренних конструкций, но и изменение внешнего облика. Реконструкция намечена на 2024–2026 годы.
По словам министра культуры края Аркадия Зинова, площадь ждет комплексное благоустройство. В ближайшее время начнется строительство подземного перехода на Дубровинского с выходом к Енисею. Будет построена подземная парковка под площадью Чехова, справа от памятника также построят Дворец бракосочетаний. Финансировать всё планируют из разных источников.
Однако изменения вызывают беспокойство за будущее Театральной площади у части активистов и архитекторов. Например, урбанист, партнер «Гражданской инженерии» Мария Быстрова переживает, что финального проекта так и нет. Ее мнение без изменений публикуем далее:
— Такое витринное пространство Красноярска штормит, будто на него навалились сразу несколько интересантов разных уровней и не могут договориться — финального проекта так и нет.
Из известного пока самое плохое — подземный переход под Дубровинского за полмиллиарда, из-за которого горожанам придется ходить на набережную Енисея под землей.
Я читала новости о переходе и как будто возвращалась в 2015–2016 год, когда город озаборивали с похожими формулировками про безопасность пешеходов. Что ж, в этот же период собирались на верхнем ярусе набережной делать дублер Дубровинского — была бы там сейчас дорога вместо плитки и лавочек, но не случилось. И «зебру» закрывали, но потом вернули. Словом, к этому месту не первый раз липнут откровенно плохие решения для «повышения пропускной способности».
Почему подземному переходу тоже лучше бы не случиться:
1. Если верить сервисам аналитики данных по ДТП, то на переходе с Театральной с 2015 года произошло три аварии с пешеходами. Вроде не самая аварийная «зебра» для мер на полмиллиарда? Впрочем, вдруг сервис ошибается, но другой статистики для обоснования всё равно никто не представил.
2. С площади можно будет идти на нижний ярус набережной, но не всем же туда нужно. Подземка не учитывает ряд траекторий, придется обходить, подниматься/спускаться — т. е. путь пешеходов будет усложняться. Ширина Дубровинского всего 14 метров — легче перебежать. Будут перебегать — появятся заборы. Некрасиво и неудобно за большие деньги.
3. В городе уже достаточно внеуличных переходов, чтобы видеть, что никакая доступная среда там не работает: лифты/платформы работают по расписанию или не работают вообще, запускаются только диспетчерами и не для всех. Это просто еще одно тяжелое препятствие.
4. Это еще часто грязное и неприятное препятствие, где объединяются мусор и грязь, перегоревшие лампочки и надписи на стенах. Потенциально криминогенная среда, требующая существенных денег на содержание.
5. В прошлом Красноярску повезло не отрезать набережную от центра города широкой магистралью без «зебр», но подземный переход как будто бы шаг к этому. Попробуйте пройти на набережную в Новосибирске и поймете, что я имею в виду.
Сохранение и создание новых наземных пешеходных связей между набережной Енисея и застройкой в любой части города необходимо для открытия берегов для горожан, обеспечения доступа к воде. Многие города совершили в этом вопросе ошибки, отрезали себя от воды развязками, лестницами и железной дорогой. И вот Красноярск собирается сломать сложившуюся комфортную связь площади и набережной, загнать людей под землю — чтобы что?
Выходит так, что Театральную площадь обновляют к 400-летию, используя решения прошлого. Но как будто до 2028 года есть время, чтобы и это решение отвалилось как неудачное.