В декабре прошлого года стало известно, что новосибирский инвестор Андрей Алексеев хочет построить на Стрелке за памятником Дубенскому термальный комплекс «Мира». Такой же комплекс уже несколько лет работает в Новосибирске. Алексеев пригласил красноярских журналистов посмотреть на то, как он функционирует, впервые подробно рассказал о красноярском проекте и показал эскизы, а также ответил на критику архитекторов.
Кто такой Андрей Алексеев
47-летний Андрей Алексеев родился в Архангельской области, а когда ему было два года, семья перебралась в Новосибирск, писал о нем журнал РБК. Бизнесом он занялся в 1991 году, позже основал компанию «Фуд-мастер», которая развивала фастфуд-рестораны в Новосибирске и других городах. Среди брендов Алексеева — «Гриль-мастер», «Жили-были» («Печки-лавочки»), «Вилка-ложка», «Рыба. Рис».
Во второй половине 2000-х он охладел к рынку общепита, занялся девелоперским бизнесом, открыл торговый комплекс «Большая медведица», а также на фоне увлечения здоровым образом жизни и медитацией в начале прошлого десятилетия создал свой главный на сегодня проект — «Мира».
Первый центр здорового отдыха «Мира» появился на набережной Новосибирска, затем на окраине города, ближе к лесу, возник более крупный комплекс «Мира Термы». Алексеев в своих идеях пошел дальше и построил также экопоселок «Деревня Мира» и «Мира Парк», которые открылись в 2021 году в Новосибирске (о том, как устроен парк, можно почитать в репортаже новосибирского НГС).
Если судить по выручке компаний, то Алексеев остается успешным бизнесменом. По данным сервиса «Контур.Фокус», четыре зарегистрированные сейчас на Андрея Алексеева фирмы в 2021 году заработали 872 миллиона рублей и показали чистую прибыль в 255 миллионов.
Zara в сфере ЗОЖ
Формат «Миры» Алексеев определяет как велнес-центр для восстановления и релакса. Для России, по его словам, формат новый: «Даже люди из Москвы, Питера, когда приезжают, говорят, что у них там такого нет».
Новосибирский комплекс поделен на несколько зон. Самые крупные — «Аква» (огромный бассейн, гидромассаж и прочие активности) и «Бани» (русские, турецкие, соляные и другие). Есть более мелкие зоны — открытый «Пляж» с видом на озеро и лес, и «Тишина» с флоатингом, хот-йогой и японской ванной. В планах — открыть «брутальное» мужское пространство «Застава», отдельную женскую зону, а также детскую «Активити».
Одна из особенностей «Миры» — полный запрет на алкоголь и курение. Как говорит Андрей Алексеев, он хотел показать людям, что отдыхать можно без алкоголя.
— Мы были одним из первых мест в Новосибирске без алкоголя и сигарет. Первую пару лет нас немного за это критиковали: «Как, даже пиво нельзя, что ли?» Но через три года люди, наоборот, оценили это. Что нет алкоголя, что люди с другой энергетикой, что нет конфликтов, развязного поведения.
Цены в новосибирской «Мира Терме» демократичные. Алексеев сравнивает этот момент с тем, как ведут бизнес производители одежды.
— Мы намеренно не опускаем ее совсем низко, чтобы был порог входа. Но и сильно не завышаем. Мне нравится модель работы Zara и Massimo Dutti. Это компании, которые качественное и красивое делают за доступные деньги. Так же и мы, все наши проекты идут в среднем ценовом сегменте. Мы работаем так и хотим дальше работать.
Больше, чем в Новосибирске
Еще в интервью РБК в 2016 году Алексеев говорил, что планирует выйти с «Мирой» и в другие города, например в Красноярск.
— Я часто бывал в Красноярске, — говорит предприниматель. — Мне город очень нравился: проспект Мира, остров Татышев, набережная, культура там интересная у людей. Мне кажется, там больше здоровью уделяют времени, чем в Новосибирске.
На Енисее начали подыскивать место под комплекс. Критериями, по словам Алексеева, были «природность» места, близость реки и транспортная доступность. Рассматривали, например, участок на острове Отдыха за Центральным стадионом, но от него отказались из-за сложностей с документами.
В итоге в 2019 году компания Алексеева купила участок в 12,8 тысячи квадратов на склоне возле медицинского университета с непростой судьбой. Здесь в разное время безуспешно хотели строить торгово-офисный центр, Дворец бракосочетаний, офис энергетической компании и картинную галерею. К 2019 году, когда землю купил Андрей Алексеев, на участке была лишь бетонная лестница со спуском на склон и некий неприглядный серый павильон, связанный с летним кафе на площадке возле университетского сквера.
— Понятно, что у нас был вопрос, хорошо ли комплекс там сядет. Практически мы его утопили в склоне. Когда вы спускаетесь по стоящей там лестнице, то вы города уже почти не чувствуете. Шум весь уходит, ощущение суеты. Наверху мы делаем только вход в комплекс, весь объем будет ниже уровня земли.
Как объясняет Алексеев, для создания «природности», комплекс вдобавок хотят визуально спрятать за зеленью, а для этого расширить и облагородить сквер:
— Сейчас обсуждаем с городом, чтобы мы взяли на доработку сквер, облагородили дорожки, поставили зоны отдыха, досадили деревья. Идея такая: с дороги видишь только сквер, а когда въезжаешь, то уже внутри сквера видишь здание, которое будет этапами раскрываться. Сначала зашел как бы в лес, потом увидел относительно необъемное пространство, а уже внутри здания видишь большой объем. Именно это место позволило отсоединиться от города, спрятать весь массив, чтобы встретиться с природой, но в то же время получить транспортную доступность.
Концепт комплекса разрабатывался год, еще год ушел на проектирование. Согласно презентации концепции, в красноярском комплексе «Мира Термы» в зону «Аква» войдут бассейн, павильоны, соляные каскады, ресторан и спа. Зона «Термы» концептуально будет представлять собой поселение в пещере разных народов и культур: скандинавский район (финская баня), азиатский район (хаммам, расул, зона отдыха), русский двор (горница), заброшенная штольня (соляная баня), женский рай — «Эдем» и «Застава» для мужчин.
В пляжной зоне на фоне большого стеклянного витража будет трехъярусный выход с двумя большими летними бассейнами и местами для загара. Кроме того, предполагается подземная парковка на 180 мест.
При этом, как говорит Алексеев, все новые зоны, которые уже есть или планируются в Новосибирске, сначала запроектировали для Красноярска.
— По сути, Красноярск нам дал такой толчок, чтобы Новосибирск развивать, — рассказывает он. — Плюс мы решили, что уровень качества и отделки в Красноярске будет выше, чем в Новосибирске. Потому что мы уже накопили опыт, репутацию. Красноярский комплекс будет поинтереснее: функциональнее, эстетичнее и качественнее. Общая площадь комплекса будет на 20% больше, чем в Новосибирске (площадь «Мира Терм» в Новосибирске — 8000 квадратных метров).
Без блата
В Красноярске о планах построить термальный комплекс на Стрелке стало широко известно в декабре 2021 года во время публичных слушаний по проекту. В тот же период его раскритиковали красноярские архитекторы на градостроительном совете.
— Размещать оздоровительный комплекс рядом с одной из самых активных транспортных магистралей — не лучшая идея. К тому же архитектура комплекса не соответствует пафосу места. Участок хорошо просматривается с удаленных точек. Значит, должен быть либо выразительный силуэт, под стать ландшафту, либо здание должно быть «спрятано» в рельефе, — пояснял тогда архитектор Евгений Зыков в конце, по сути, повторяя мысль Алексеева о том, что комплекс утопят в склоне.
Андрей Алексеев добавляет, что с декабря проект еще доработали: добавили озеленение, немного изменили фасад.
— Когда на градсовет выходили, еще был неокончательный дизайн-проект, фасад не был детально прочерчен, — отвечает предприниматель. — На градсовете сказали, что не хватило какой-то помпезности зданию. Мы, наоборот, считаем, что нужно здание визуально успокоить.
Декабрьские претензии о том, что на Стрелке построят якобы «какие-то блатные бани», Алексеев не понимает:
— Там рядом сейчас стоит летнее кафе, которое с музыкой кричит на пол-улицы, какая-то лестница непонятная, бетон. В сквере куча машин, которые просто уже заезжают на тротуары и ставятся возле памятника. Это никого не напрягает? — удивляется он. — А мы говорим, что построим сквер, парковочные места, комплекс, который спрячем на склоне, для людей. На самом деле внутреннее состояние у меня такое: мы ничего не будем делать насильно. Если почувствуем, что городу это не надо, мы не пойдем это делать. Пойдем в Москву. Должно созреть время, чтобы люди сказали: да, хотим. Мы, конечно, будем усилия прилагать, но, если будут препятствия, зачем нам это надо?
Стройка за полтора миллиарда
Сейчас, по словам инвестора, проект находится на стадии получения разрешения на строительство. Алексеев надеется получить его в конце мае — начале июня.
— Вы знаете, что подорожали стройматериалы, — отмечает он. — Мы сейчас мониторим цены. И планируем дальше, как получим разрешение, разделить всё на этапы и начать реализовывать проект.
Во время презентации в декабре проект оценивали в 1,2 миллиарда рублей. По последним прикидкам, он обойдется дороже 1,5 миллиарда — всё из своих средств, кредиты инвестор брать не собирается.
По словам Алексеева, сложность не столько в удорожании проекта, сколько в технической возможности его реализовать:
— Много было заложено западного оборудования: вентиляции, электрики, водоподготовки. Сейчас мы буквально по всей России ездим на заводы, общаемся с производителями оборудования. Готовимся к Красноярску. Нам говорят, что всё реалистично — это вопрос времени и подготовки. То есть технически реализовать можно, но мы сменим каких-то поставщиков, будем более глубоко работать с ними.
Для проекта уже выбран генеральный подрядчик — красноярская компания «Ментал Плюс» (застройщик ЖК «Золотое сечение» и «Уютный дом»). Комплекс рассчитывают построить ориентировочно за два года, хотя и «понятно, что сейчас в таком гибком мире какие-то конкретные сроки нельзя заложить», признаёт основатель «Миры».